Птичий рынок

В городе Омске мои таланты в воспитании подрастающего поколения проявиться должным образом никак не могли. Скажите, ну как может заработать авторитет у малолетнего сына папаша, чьим основным увлечением является  систематика животного мира, - в городе, где нет зоопарка…

Решением проблемы для меня стал Птичий рынок. Все мои знакомые упорно называют это место «Хитрым рынком», но для меня никаких хитростей на этом рынке не было. Напрочь игнорируя обширные залежи металлического хлама, я вёл сына Алёшу к тем рядам, где продавалась всяческая живность. Мы смотрели на кур, овец и коз, слушали вопли сидящих в мешках поросят, разглядывали разноцветных рыбок в аквариумах. И, разумеется, любовались на птиц в клетках, раз уж рынок – птичий.

Практически все птицы продавались в то время на улице, поэтому нежных канареек и попугайчиков на рынке почти не наблюдалось. Преобладали закаленные сибирским климатом местные птицы – щеглы, чижи, зяблики, чечетки, снегири.
Ну и, конечно, наше с сыном хождение по Птичьему рынку добром кончиться не могло.

Птичий рынок, птичий рынок,
Золотым июньским днем
Между клеток и корзинок
Ходим с папою вдвоем.

Это стихотворение Эдуарда Успенского известно, наверное, всем. Поэтому легко можно себе представить размеры постигших нашу семью неприятностей (с точки зрения моей жены Ирины), ну или радостей - (совместное мнение мое и сына). Коня мы, конечно, не купили, но, пожалуй, только в этом себя и ограничили.

Для разминки, так сказать, мы купили пару чечеток и щегла (класс Птицы, отряд Воробьиные). Чечетки оказались милыми, тихими, культурными птичками, поэтому, как водится в нашем жестоком мире, оказались никому не интересными, и даже не получили собственных имен. Проживавший с ними в одной клетке щегол был шумным, наглым и прожорливым, и был назван почему-то Петькой (может быть, яркой раскраской и неадекватным поведением он подсознательно напоминал нам деревенского драчливого петуха). На присвоенное ему имя щегол, разумеется, не отзывался, «руку кормящую», то есть меня, явно ненавидел и всегда старался клюнуть побольнее, когда я чистил клетку. Жена и сын к птичкам охладели на второй день, а я с трудом дождался весны, и с облегчением выпустил птиц из клетки на волю. Пусть неблагодарная скотина Петька ищет  теперь еду сам. Чечетки, от которых никто слова худого не слышал, тоже были изгнаны из дома – за компанию с хулиганом щеглом.

Следующим приобретением, неожиданно для всех, оказался тритон (класс Земноводные, отряд Хвостатые). Тритон был не дикий, а аквариумный, испанский, и почему-то очень понравился моему сыну. Что может быть занимательного в скользкой черной твари, я так и не понял, но сын был непреклонен. Тритон – и точка. Тритон поселился в большом аквариуме, и начал радовать нас фактом своего присутствия. Впрочем, не хуже него с этим делом справилась бы любая коряга, так как тритон часами неподвижно лежал на дне, изредка всплывая, чтобы глотнуть воздуха. Уже по своей инициативе, для создания в аквариуме «движухи», в компанию к тритону я позже прикупил нескольких рыбок, и у бедолаги начались черные дни. В аквариуме плавала сетчатая кормушка, и тритон периодически не спеша наведывался к ней перекусить, но шустрые рыбки быстро расхватывали корм, и медлительный тритон оставался, так сказать, с носом. Приходилось мне брать корм пинцетом, засовывать руку в аквариум и подносить угощение к самому носу амфибии. Пока тритон медленно раскрывал рот, наглые рыбки успевали половину его порции растащить. Прожил тритон у нас года три, и вырос длиной почти с ладонь.

После тритона у нас, в соответствии с законами эволюции, наступила эпоха ящериц (класс Рептилии, или Гады, отряд Чешуйчатые). Ящерицы эти были самыми обычными в наших краях. Научное название – прыткая ящерица. Самочки бурого цвета, у самцов красивая зеленая спинка. Мальчишки ловят весной этих ящериц, когда те вылезают погреться на солнышке после зимней спячки, и иногда приносят их на Птичий рынок. Я понимал, что пойманные детьми ящерки могут погибнуть, и поэтому мы с сыном скупили всех имевшихся в то утро ящериц (около десятка), посадили их в приобретенную тут же трехлитровую банку, и принесли домой. В подъезде сын попросил подержать одну ящерицу в руке, и я опрометчиво согласился.

Последующие события не доставили удовольствия ни одному из их участников. Я до сих пор благодарен своей жене, что она не бросила нас сразу и продолжает проживать в этой семейке.

Сын с радостным криком: «Посмотри, что у нас есть!» вручил любимой мамочке ящерицу. Ира, которой в темном коридоре сунули в руку что-то живое, извивающееся и цапнувшее её за палец, с криком бросила «подарочек» на пол и выразила сомнение в наших умственных способностях. Я быстро спрятал банку с остальными рептилиями за спину. Ящерица же упала прямиком на нашу таксу Дусю, крутившуюся под ногами.

Вообще-то Дуся всегда положительно относилась к падению разных предметов на пол. Часть из упавших объектов можно было съесть, остальными – играть. Но когда у нее по спине пробежалась неизвестная тварь, Дуся несколько озадачилась, отбежала подальше и принялась лаять на весь этот балаган. Ошалевшая ящерица прижалась к плинтусу и была быстро изловлена.

Вечером большинство ящериц мы с сыном выпустили в ближайшем парке, оставив себе только трех, самых красивых и зеленых.

Я насыпал в пустующий аквариум толстый слой земли, красиво разложил в нем камушки и выпустил туда ящериц. Они мгновенно зарылись в землю, исчезнув из нашего поля зрения. Пришлось землю заменить плотным песком, и поставить в аквариум (преобразившийся в террариум) пустую картонную коробку из-под чая с прорезанной в ней дверкой – в качестве домика. Ящерицы сразу спрятались в убежище, а перед нами встал вопрос кормления животных. Есть любую пищу из блюдечка дикие ящерицы не желали, а реагировали только на появление в террариуме живых насекомых. В начале лета в Сибири с насекомыми дело обстоит плохо, и даже домашние тараканы все куда-то исчезли. И тут нам было явлено чудо с небес.

Когда у древних евреев, сорок лет бродивших с Моисеем по пустыне, закончился весь прихваченный из Египта хлеб, Господь ниспослал им манну небесную для пропитания. Мне и моим ящерицам высшие силы послали в то лето огромную стаю саранчи (класс Насекомые, отряд Прямокрылые). Впрочем, возможно, я излишне самонадеян, и это была ниспосланная кому-то казнь египетская, часть восьмая, из того же библейского раздела. Вопрос, в общем-то, спорный. В том же литературном источнике сказано, что святой Иоанн Креститель, скитаясь опять же по пустыне, питался акридами, а акриды – это и есть саранча, то есть пища, оказывается, вполне себе кошерная. И посылается скорее хорошим людям для пропитания, чем плохим – в назидание.

Каждое утро я, вооружившись ракеткой для бадминтона, выходил во двор и охотился на саранчу. Оглушенных, вяло шевелящихся саранчуков я бросал в террариум. Ящерицы, подобно драконам, стрелой вылетали из коробки и хватали добычу. Вскоре выяснилось, что мои охотничьи упражнения произвели огромнее впечатление на окружающих. Соседская девочка Марина, страдавшая умеренным умственным расстройством, еще неделю ходила по двору с бадминтонной ракеткой и лупила саранчу, изредка попадая по припаркованным автомобилям. А я стал кормить ящериц дождевыми червями (тип Кольчатые черви); выкапывание червей на газоне всё же не столь экзотическое действие, как охота с ракеткой на саранчу.

В конце лета ящериц мы выпустили в парке, а наши с сыном походы на Птичий рынок надолго приобрели чисто созерцательный характер.

Недавняя наша с Ирой покупка на Птичьем рынке относится к классу Млекопитающих, отряду Хищных. Это рыженькая таксочка Лизунья, сокращенно – Лиза. На данный момент это наше самое удачное приобретение на Птичьем рынке. С Лизой мы часто гуляем в парке, но ни щеглов, ни ящериц там ни разу не видели.
 
Больше никого покупать на Птичьем рынке мы вроде не планируем. С нас хватит.  Хотя вот герои Эдуарда Успенского всё же купили коня (отряд Непарнокопытные)…

Февраль 2017.


Рецензии