Религия. размышления дилетанта

А.Н.ПАВЛОВ

РЕЛИГИЯ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЛЕТАНТА 

    Пожалуй, наиболее глубокое исследование проблем этого феномена было проведено Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в его известном труде  «Философия религии». Из него следует, что религия – это система отношений между богом и человеком. Формы таких отношений очень разнообразны и, пожалуй, не менее многочисленны, чем количество  наук и искусств. Сегодня в мире господствуют три основных религии – христианство, ислам и буддизм. Они весьма разноплановы по своим структурам и, вообще говоря, не пересекаются по исходным постулатам, хотя отдельные люди и способны переходить из одной веры в другую. Но нас интерисует не разнообразие религий, а религия как таковая. И в этом смысле всякая религия начинается с бога.
    По Гегелю бог – это содержание, присутствующее в субъективном сознании  человека. Это нечто абсолютно истинное, из которого всё исходит и к которому всё возвращается, от которого всё зависит.  Гегель исследует феномен бога с позиций научных требований. Это особенно интересно, поскольку в таком подходе уже предполагается связь науки и религии. Гегель не противопоставляет их, как это делает большинство учёных с чисто материалистической ориентацией, а наоборот делает религию предметом науки.
    И с этих позиций у Гегеля бог является для религии абстрактным  началом, первичным её содержанием. Собственно и в Евангелии от Иоанна тоже говориться о том, что вначале было Слово и Слово было Бог. В своём развитии человек формально это начало покидает, опутывая себя конкретным  в виде всё время увеличивающегося разнообразия предметов, явлений, связей, задач,  целей и т.п.  Но представление всеобщности как первичной целостности всегда остаётся в виде абсолютной и постоянной основы. Таким образом, понятие о целостности мира —  это и есть понятие бога.  Бог нас удерживает в себе как основа начала и конца, он постоянно сдерживает нас в неуёмном стремлении  «разойтись розно», утонуть в деталях конкретного, превратиться в только практика, сделав такое превращение целью жизни и развития. ОН  предостерегает нас от выбора ложного пути.

                Общее управляет конкретным.
                Оно не даёт миру рассыпаться.
                Бог это объединяющее начало.

Именно поэтому мысль о боге возвышает людей над чувственным, внешним и единичным, она возносит их к чистому, единому с самим собой.
     Человек делит неделимое. Получаемые им при таком расчленении кусочки  общего  – это всего лишь  МИРАЖИ  ИСТИНЫ. Другого человеку просто не дано, он по другому не умеет ни делать, ни жить  Этими суррогатами истины можно пользоваться, но лишь в каких-то рамках, которые человек, как правило,  очень плохо себе представляет. Вот, собственно, на чём вырастают все наши, в том числе и экологические, проблемы.
                Единственная подлинная действительность,
                единственный реальный мир – это бог,
                воплощающий в себе неделимую целостность мира.
                Реальна лишь целостность.

    Поскольку религия –  отношение бога и человека, важным является основа этих отношений. Что воплощает в себе бог  и носителем чего является человек?  Гегель пишет :  «В боге нет зла ... . Бог есть добро, и только добро; в этом всеедином, в этой субстанции нет различия между злом и добром; подобное различие появляется лишь вместе с различением вообще. ... вместе с различением бога и мира, особенно бога и человека». Получается, что человек из добра и только добра извлекает зло. Зло в мир идёт от человека. Вот в чем дело.

                Все наши беды в нас самих.

    Человек может отстаивать различение добра и зла, доводя его до противоположности богу. Тем самым он уходит от бога, от восприятия целостности и неделимости мира в принципе. И тогда человек становится только злом. 
    Ортодоксальные материалисты, как верующие безбожники, неспособны творить добро, если даже они по своей натуре добрые и сердечные люди. Веря в то, что они делают благо для себя и людей, фактически они творят зло, потому что в их деяниях заложена бессознательная идея разрушения. Например, создавая гидроэлектростанции, люди улучшают свою жизнь, делают её более комфортной. Электрический свет лучше свечи и тем более лучины. Электропоезд лучше, чем телега и т. д. Спору нет, всё это так. Но это блага только для человека. А затопленные земли, погибший лес, загубленная рыба, нарушение водного  и теплового баланса и многое многое другое. Всё это называется разрушением окружающей среды, а попросту – Природы. Но человек Природу не создавал. Он внедряется в  заданную до него целостность, разрушает её гармонию и априорную целесообразность. И потому для мира, который был до человека, он только зло. Человек творит различение между добром и злом. И если посмотреть глубже, то это различение направлено и против самого человека. Без бога человек теряет разум. А как ещё можно объяснить поступки тождественные тому, когда рубят сук , на котором сидят. Бог дал человеку разум, но когда человек уходит от него, то разум приходится оставлять Творцу. Придумать ядерное оружие – это ведь не божественный разум. Это безумие. Проводить эксперименты и писать уравнения это ещё не означает быть разумным.

                Без добра разум это зло.
                Уходя от бога, человек покидает целостное.
                За пределами всеобщного он становится кусочком ничего.

    Наверное, в этом и состоит смысл выражений о том, что уходя от бога, человек попадает к дьяволу, что силы даёт Мать-Земля, что плохо быть без роду-племени и т. п.
    Религия учит, что человек должен любить бога и направлять свои помыслы только на бога. Тогда человек становится добр. Чем глубже он это понимает, тем меньше он делает ошибок. Причина здесь проста. Человек перестаёт думать только о себе, он усмиряет свою гордыню и уменьшает свой эгоцентризм.
    Человек должен искать бога в себе. Это означает, что он в самом себе  строит единство мира. В этом случае человек стремится минимизировать зло своего Я.   Он делает зло ничтожным. Видимо, в этоми состоит смысл строки в стихотворении загубленного коммунистами замечательного русского поэта Николая Клюева:
                «С богом, будем богами …».
    Проблемы экологии, которые сегодня в понимании всех являются самыми злободневными и острыми, заставляют человека понять  целостность мира и осознать бога как олицетворение этой общности. Как только такое осознание стало овладевать умами большинства людей, возникло переосмысливание достижений земной цивилизации, а вслед за ней и переоценка деяний человека на Земле. Появились, например, идеи о необходимости ликвидации волжского каскада гидроэлектростанций, которые устарели морально и физически и, самое главное (это для ортодоксов лозунга  «Человек царь природы»), перестали выполнять главные свои функции – производить плановое количество электроэнергии. Чернобыльская авария привила вирус страха перед достижениями самой передовой и казавшейся безопасной технологии получения  «чистой»  энергии в виде электрического тока и др. Человек начинает бояться своих собственных творений и даже таких захватывающих дух как кланирование животных и в будущем человека. Наверное, кланирование не нужно. Животные и человек пока справляются с деторождением самостоятельно. Зачем это?! А амбиции? Вы что, забыли про них? А острейшее желание некоторых сравняться с богом? Не постигнуть его в самом себе, а быть! Вот в этом то и зло. Думаю,  теперь вы поняли, что также как в науке и культуре
                символика является основой религии,

причём эта символика, скорей всего, самого высокого уровня, потому что более общего понятия, чем бог нет. 


Рецензии