Нить Ариадны
На только что открывшейся выставке ярославского художника Ариадны Леонидовны Соколовой одна из картин так и называется – «Ветер». Энергичные синие и темно-зеленые мазки создают впечатление, что не движение воздушных масс гнет кроны деревьев, а кисть художника рождает вихрь, напор, который не только настораживает глаз, но и холодит лицо. Может быть, у Соколовой это самая тревожная картина. На других – изобилие солнца, света, тепла.
Но все равно нет среди них безмятежно спокойных работ, все они будят мысль, волнуют сердце. И чем внимательнее присматриваешься, тем больше они раскрывают свое непростое содержание.
Когда проходишь по залам выставки, ловишь себя на мысли, что представлен здесь не один художник, а несколько: так разнообразны манера письма, жанры.
И каждое полотно – как остановленное мгновение, чутко подмеченное художником в окружающем мире или в своей душе. Многие картины будто бросают вызов: внимательнее прислушивайся к себе, не потеряй, не пропусти мимолетное. И еще об одном рассказывает выставка: об удивительном мире самого художника. И дело не только в автопортретах, хотя их несколько и они наглядно запечатлели этапы становления характера, личности. Вот веселое, милое девичье лицо. Оно все светится счастьем исполнения мечты – Ариадна поступила в художественное училище.
Это было неизбежным, девочкой она рисовала, сколько себя помнит, - собак, людей, дворик дома. Даже свои школьные сочинения иллюстрировала рисунками, а из набросков, которые делала при изучении того, или иного периода истории, в школе устраивали выставки.
На нынешней выставке представлены графические работы Соколовой, в том числе и рисунки военных лет. Небольшие по размеру листы. Приметы тогдашнего быта – лампа, самовар. Натюрморт «Хлеб с луковицей» - не просто натура, а средство существования. И рядом «Пионы в кувшине», даже в те тяжелые дни душа художника искала красоту.
На другом автопортрете – то же девичье лицо, но повзрослевшее, строгое. А сделан портрет в счастливый час – теперь Ариадна студентка Ленинградского института имени Репина. Воплощенная мечта! Но девушка шла к ней, не только преодолевая барьеры конкурсных экзаменов. Между двумя портретами пролегла война, и из сорока вчерашних школьников, с которыми Ариадна начинала курс училища, дипломы получали лишь пятеро. В 1945 году двое из них поступили в академию. Оживающий после блокады город, лавина впечатлений: филармония, Невский, Литейный. Еще чувствуются следы недавно пережитой, невиданной в истории человечества трагедии. И в то же время для Ариадны все осенено большим искусством. Занятия проходят в бывшей репинской мастерской… Ее работу назвал лучшей Грабарь… Молодость оптимистична. И как память об этих днях – портрет студентки, будущего архитектора, с букетом белых цветов. Черты лица красивы, решительный, даже суровый взгляд, четкий рисунок бровей и губ. Такой человек добьется цели. Этот портрет очень любили студенты, он два года висел в общежитии.
Еще автопортрет. Человек перед выбором. Ариадна вернулась в Ярославль театральным художником. Кажется, она еще сама не осознала, почему это произошло, и старается оценить случившееся. А спустя годы с признательностью вспомнит этот период – он научил ее декоративности, смелому сочетанию красок. И пусть это продолжалось недолго – декоративность из ее искусства не исчезнет никогда.
Работы следующего периода – как фейерверк творчества. Она открыла для себя юг с яркостью его красок, с ослепительным солнцем и прозрачностью воздуха. И для полотен этого периода характерны широкие и смелые мазки, кисть ее набирала экспрессию и уверенность.
Разнообразием лиц, праздником всей планеты вошел в портреты Соколовой VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Ожидание первых космических полетов вызвало к жизни фантастические, декоративные композиции. Байкал дополнил палитру чеканностью гравюры и строгой красотой сибирских пейзажей. Север и Средняя Азия расширили границы ее мира.
Через все творчество художника особой темой проходит Ярославль. Лишь человек, влюбленный в свой город, может так бережно показать его прошлое и настоящее, красоту заповедных уголков и рабочих окраин, улицы в снегу, в летнем солнце, тумане.
Выставка, открывшаяся в Ярославле, - десятая для А. Л. Соколовой за десять лет. Художник в расцвете мастерства. Коллеги подчеркивают главные черты ее характера: необыкновенное трудолюбие, энергию, оптимизм, постоянное стремление к поиску. Великолепный портретист, она всегда знакомила нас с людьми яркими, цельными. И то, что среди последних ее работ мы видим стилизованные портреты наших земляков Леонида Собинова, Федора Волкова, показанных на пороге больших дел, укрепляет нашу мысль – художник, так устремленный в будущее, к идеалам молодости, еще много-много раз порадует нас открытиями.
Всегда неловко спрашивать, откуда идут истоки той или иной картины. Но об Ярославе Мудром я не спросить не могла. Не случайно же эта картина стала как бы визитной карточкой выставки, ее афишей. История картины оказалась символичной. Когда-то Ариадна начинала писать портрет молодого ярославца. Задуманное не удавалось. В последние годы она обычно заканчивала портреты уже без натуры – это помогало сосредоточиться на главном в человеке, отбросить второстепенное… И вдруг какая-то блестящая точка в глазах, овал лица пробудили неясные еще ощущения чего-то знакомого. Постепенно молодой современник как бы удалился в глубь времени. И вот серебристый плащ ложится на его плечи, и рука в энергичном жесте: будет город! Как удивительны законы искусства, как нерасторжимы связи его с жизнью. В лице молодого нашего земляка как бы проступают черты его далекого предка, почти тысячелетие назад заложившего для нас город. Не менее удивительно и другое. Сейчас посетителей художественного музея встречает скульптурный портрет Ярослава Мудрого, выполненный сто лет назад М. М. Антокольским. Там Ярослав в кольчуге и шлеме, старше годами и заботами, но сходство его с Ярославом Ариадны Соколовой ощутимо и удивительно.
Что ж, художники всегда открывали нам самих себя и нашу причастность ко всему, что совершалось и совершается.
Северный рабочий, 16 июня 1985 г.
Фото, сделанные на открытии мемориальной комнаты А.Л. Соколовой в Музее современного искусства, и коллаж Л. Ватлиной
Свидетельство о публикации №217021800936