Предвестники автора знаменитого романа

Он был кабатчиком лихим.
И винных производств владельцем.
В тылу не прятался за дым.
А воевал -хоть жил с семейством.

Не близко от меня совсем,
 Василий храмов и Герасим.
Не вышло б мелочных проблем.
От родословной сложной дел.
-Зачем я  о былом колбасил?

Так скажет кто то из родни.
Молчи мол золото молчанье.
Но в памяти ещё свежи.
О роде их воспоминания.

Я знаю лучше промолчать.
Ведь демократия плевала.
На прошлого Уфы печать.
На разных купчиков начала.

Но кто то дернул рассказать.
Поведать то с чем я тут знаюсь.
Ах было б лучше б не писать.
Я от расстройства-" заикаюсь!


У моего отца был двоюродный брат сын родной сестры его отца Храмов  Алексей Васильевич фронтовик участник Сталинградской битвы заслуженный художник Башкирии  один из основателей  союза художников в Уфе.

Храмов Алексей Васильевич.
Интерес к его родословной у краеведов и историков разных стран  подогрела книга его сына Петра-" Инок"- признанная во многих странах  Мира одной их лучших книг-романов- 20 века.

Так уж вышло что дядька мой двоюродный брат отца был не многословным и рассказывать про своего отца и про Сталинградскую битву нам не старался.

Мы чаще всего с ним просто помогали моей бабушке крышу её 2 х этажного старинного дома от снега чистить.
И на застольях у родни встречались особенно у родной сестры моего отца Катерины Николаевны.

Однако  кое что из рассказов моих бабок о Храмовых в мою память проскочило     проскочило.

Отец дяди Лёши  был Белебеевским купцом
( Белебей это старинный русский купеческий город в Уфимской губернии)
-был он винотроговцем звали его Храмов  Василий Герасимович .

Он происходил  из семьи старообрядцев с одной линии
         и кривоногих казаков с другой.
Ходили слухи что кто то из его предков был есаулом.

 Василий Герасимович по началу был не купец , а небольшой купчик ,
но поднялся с помощью удачной женитьбы на Пелагее Михайловне Степановой -Зориной с которой к нему привалило не малое приданное.

После которого он сумел открыть пару кабаков с самой Уфе и магазинчик в районе нынешнего гостиного  двора.

Пришлось ему и маленько повоевать предположительно в русско турецкую войну , а уж на войне к грамотным купчикам относились с уважением и продвинули его по службе.

Воевал он судя по разговорам при моём прадеде который в отличии от его старшего сына не был даже капитаном .
А чем то вроде нынешнего старшего лейтенанта хорошо что не штабного , а участника боёв чины у них были скорее всего к концу войны одинаковые.

Домой Василий Герасимович  вернулся по ранению какое уж это было ранение я прямо таки сейчас затрудняюсь сказать.

Когда в Белебей явились большевики  то всех кто из бывших не зависимо то участия в гражданской войне собрали на старом кладбище и расстреляли вместе с Василием Герасимовичем и его братьями-как тогда красные выражались шлёпнули за раз.

Но матери моего дядьки Алексея в девичестве Степановой -Зориной  удалось вовремя сигануть из  города Белебея и скрыться в доме её родной сестры  Самоделкиной в Уфе в нынешнем доме по теперешней улицы Ленина 81 .

На углу Уральского проспекта и Центральной улиц.

С помощью моего родного  деда родного брата Храмовой они были оформлены в Уфе просто работниками старого мясокомбината  без указания происхождения и сословия в новых советских паспортах,дед был ловкий за четверть самогона мог у комиссара любой паспорт купить комиссары то в Уфе были запойные  а кто  то из Храмовых стал  сторожем усадьбы Самоделкиных  и яко бы квартирантом.

Когда из усадьбы самих  Самоделкиных выселяли дом попал под муниципализацию.
       То квартирантов Храмовых оставили в чине сторожей .
Позже в этом доме разместился райком под руководством активного продразвёрсточника Болдырева.

Позже была война 1941 год  и все ушли на фронт.
Я хотел выяснить через архив в Санкт Петербурге их этого дома призывались Храмовы на фронт или нет.

Но меня напугали что Питерский архив за всякую справку требует оплату
 от 15 тысяч и более.

Тут у меня и пропало  всякое желание далее исследовать родословную двоюродного брата моего отца.

-15  тысяч для такой переферии как Уфа это три зарплаты сторожа или полторы зарплаты оператора аттрационов в уфимском парке культуры и отдыха.

От того боевой путь А В Храмова остался не изученным.

Может кого то когда нибудь заинтересуют эти скудные сведения.
В связи с тем что интерес читателей к роману Инок-постоянно в разных странах растёт.
================================

А может и не вспомнят в суе.
И Пети Храмова деды.
Уйдут в былое как буржуи.
Раздавленной большой страны.

Ступени пролагая в вечность.
А вечность это- не беда.
Ведь та вечность просто бесконечность.
Тропа большая в никуда!


Рецензии