Мир по ту сторону окна

      Отец стоит у окна.
      - Вот обрати внимание, - говорит он, обращаясь ко мне, - воробьи сидят на ветках и тихонечко чирикают… А теперь смотри, что будет…
      Он зовёт маму.
      - Люся, пора воробьёв кормить.
      Мама подходит к окну, и тут же раздаётся громкое чириканье.
      - Как оживились! - говорит отец. - Умеют различать лица. Меня видят, думают: «А, опять этот мужик подошёл, где же наша кормилица?»
      У мамы есть любимица Машенька. Если все воробьи хватают хлеб и мгновенно улетают, то эта воробьиха ждёт кусочек пряника или печенья.
      - Вот ведь, и у них сластёны бывают, - говорит мама. 
      Как-то Машенька прилетела к нам с двумя птенцами. Маленькие желторотики сели рядом с ней на карниз и стали ждать, что будет. Машенька дождалась угощенья, схватила его и начала кормить птенцов.
      А однажды она стала клевать сама, не обращая никакого внимания на птенцов. Те недоумевали и требовательно кричали. 
      - Приучает к самостоятельности! - засмеялась мама.
      Вскоре воробьишки сами стали клевать корм.
      Однажды воробьи подняли ужасный крик.
      «Где-то, наверное, кошка», - подумала я и выглянула в окно.
      Воробьи сидели высоко на дереве и смотрели на балкон третьего этажа.
      Я подняла голову и увидела белку.
      - Мама, - закричала я, - иди скорее сюда!
      Она подошла к окну и взглянула на балкон.
      - Какая храбрая путешественница. Далековато она от дома убежала.
      - И совсем недалеко, - возразила я. - Лес-то в пятнадцати минутах ходьбы от нашего дома, а ей, чтобы добежать до нас, и того меньше времени потребуется.
      Был вечер, белка в поисках корма немного поскакала по балконам, по деревьям, а потом начала делать гнездо на ветвях берёзы.
      Стемнело, и я перестала наблюдать за ней.
      Утром белки уже не было. Больше она возле нашего дома не появлялась. 
      Весной это гнездо облюбовала парочка ворон. Они достроили его, и самка начала высиживать птенцов.
      Была середина марта. Часто шёл дождь со снегом, был сильный шквалистый ветер, а ворона продолжала сидеть в гнезде, лишь изредка выглядывая из него. Несколько раз в день к ней прилетал самец, но ни разу я не видела, чтобы он принёс ей корм.
      «Неужели она так и сидит голодная? А он-то откуда прилетает, где живёт? - думала я.
      По вечерам ворона вылетала из гнезда, чтобы «размять» крылышки. Она делала небольшой круг и тут же возвращалась обратно.
      Месяца через полтора птицы сидели на краю гнезда и с любопытством смотрели в него.
      - Наверное, птенцы вылупились! - сказала мама.
      И точно, вскоре вороны уже стали совершать частые полёты в поисках корма для птенцов.
      Примерно через месяц, в первых числах июня из гнезда вылетел первый птенец. Вороны везде ходили за ним следом, а если к нему кто-нибудь приближался, начинали громко кричать. Воронёнок был храбрым, он подошёл к голубям и стал прогонять их.
      Через некоторое время вылетел второй птенец. Он осторожно шёл по тротуару и часто от страха прижимался к бордюру.
      - Мама, смотри-ка, трусит, как девчонка, - сказала я, - значит, это самочка, а тот храбрый птенец - самец.
      - Наверное, - ответила мама.
      На следующий год вороны свили гнездо на противоположной стороне, а в этом гнезде никто больше так и не поселился.
      Забирались на берёзу коты и кошки, но так высоко до гнезда никто из них залезть так и не решился.


Рецензии
Дорогая Наталья!
Действительно, мир за окном ярок, интересен и разнообразен, особенно, если наблюдать за животными (а не соседями).

Как интересно Ваши родители учили Вас наблюдать за природой! Не просто: «Смотри, воробьи! Смотри, белка!» А ненавязчиво рассказывали о птицах. Что воробьи действительно запоминают лица людей, и, как и вороны, и остальные птицы, учат своих птенцов… Как надо заботиться о животных… Что дикая птичка за окном может стать домашним питомцем, если дать ей имя!

Помню один забавный случай. Я – студентка института иностранных языков (сейчас это Лингвистический университет). Идёт занятие по латинскому языку. Наш преподаватель – весьма своеобразная женщина средних лет, искренне не понимающая, как можно не любить латынь!

Пасмурный осенний день. Мы грустно «барахтаемся» в спряжениях глаголов, в их окончаниях. Преподаватель, отвернувшись к окну, вероятно, чтобы не видеть наших унылых физиономий, монотонным голосом диктует глаголы, предлагая проспрягать их. На её лице можно прочитать: «Серость за окном, серость за партами».

Неожиданно раздаётся её восторженный крик: «Боже! Какой роскошный кот лезет на дерево!»

От её громкого крика мы буквально подпрыгиваем. Действительно, вверх по дереву, растущему прямо перед окном аудитории, неспешно лезет потрясающий пушистый рыжий кот!

Кота помню, латынь – нет!

Ольга Бондаренко 5   29.09.2025 17:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга! Сколько было скучных лекций и в моей жизни! Вы правы, запоминается что-то яркое, необычное.
Наша школа расположена около леса. Почти со всех сторон школу обступают хвойные деревья, весной появляется множество подснежников. Белки, дятлы, поползни – наши частые гости.
Однажды во время урока кто-то из учеников крикнул:
- Смотрите, белка! А вон ещё!
- Белки, белки! - восторженно закричали несколько человек.
- Где? - вертят головами другие.
- Да вон там, на ёлке! Вон там!
Вскочили ученики со своих мест, смотрят в окно! Некоторые нерешительно глядят на меня, ведь урок идёт.
- Подойдите к окну! – говорю я. - Посмотрите!
И вот все окна облеплены. Те, кому не хватило места, стоят во втором ряду, выглядывают из-за спин.
- Как быстро бегают! Какие у них хвосты красивые, пушистые!
- Смотрите, хвост серый, а сама вся – рыжая!
Дисциплина, с таким трудом налаженная в классе, насмарку, но я не жалею об этом, потому что понимаю: ребятам важнее увидеть животных не на картинках, а в реальной жизни. Сегодня они прикоснулись к чуду!
Бывает, иногда утром выключаю свет в кабинете и говорю:
- Посмотрите, какой сегодня рассвет!
Ребята восхищённо ахают:
- Как красиво!
В классе стоит тишина, все замирают на мгновение. А когда видят, что моя рука тянется к выключателю, говорят:
- Давайте ещё немного полюбуемся!
Порой мы смотрим на то, как от порывов осеннего ветра облетают листья, как идёт за окном первый снег.
Смотрю я на лица ребят и вижу, что они в эти мгновения прикасаются частицей души к чему–то прекрасному.
Нет, не пройдут для них даром эти минуты красоты, останутся с ними навсегда.
Наверное, вот это и помогает нам приблизиться друг к другу, и ученики начинают видеть во мне не строгого наставника, а человека, который чувствует их и понимает.

Наталья Катаева-Вергес   29.09.2025 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.