О сотворении и воскресении человека
Действительно, от куда взяться подобным явлениям, если человек не был включен в цепочку эволюции?
Христианство не отрицает некоторые процессы саморазвития живых организмов по сообщённым миру божественным законам, более того, в шестодневе читаем: «да произрастит земля …да произведет вода... да произведет земля…» (Быт. 11-24), но для христианства принципиален факт сотворения человека и других живых существ при допустимости некоторых мутагенных изменений внутри вида.
И вот настал день творения человека. Из чего же он его сотворил?
«… но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2:6-7). Что именно стало материалом для создания человека? О какой земле идёт речь? Буквально: возделанной (евр. адамах), в отличии от «земли» первого дня творения (эрец). Иначе скажем: приуготовленной, земли не в смысле глины и песка, ибо землёй называет Господь и уже сотворённого Адама, но всё, что не Бог, что взято от земли в землю возвратится.
Итак, не погрешим против вероучения, если предположим, речь идёт о живой материи, прошедшей некие этапы своего развития. А «прах» отсылает нас не к конкретному биологическому виду, но некой первооснове живой материи.
Быть может в наши дни Моисей изъяснялся бы точнее, на языке понятном современному человеку: человек создан из генетического материала прошедшего все этапы творений и развития от простейших организмов к высшим. Посему не следует удивляться тому, что человек, встав на вершине этого пути, сохранил в своей животной природе некоторые признаки существ, сотворённых до него.
Так и для создания рыб, птиц и млекопитающих Господь использовал «адамах» от этапа к этапу. Нам же надлежит чётко следовать тому, что, если для создания первого человека, и был использован биологический материал, но материал остаётся лишь материалом в руках Творца и сие обстоятельство никоим образом не означает, что человек возник эволюционно и имеет в предках от обезьян до микроорганизмов.
Человек есть животное, в лице которого вдохнул Господь «дыхание жизни» (есть мнение, что в оригинале использовано «жизней», но предполагаю, что множественное число здесь не имеет здесь строгого смыслового контекста и употреблено так же, как у нас принято говорить «дай мне силы», но не «дай мне силу», а может быть по причине трёхиппостасности Бога). Человек был создан одномоментно и телом и душой, ибо нет человека в разделении первого от второго, но когда случается разделение говорят: «душа человека», или: «его тело», но не о человеке.
Преподобный Серафим Саровский: «И все сии три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом, подобно другим живущим на земле Божиим одушевленным созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхания жизни, то есть благодати Господа... то Адам, как ни совершенно превосходил всех прочих Божиих созданий.., но все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого...».
Получив дар богопознания, надлежало Адаму уподобиться Творцу, то есть смириться через исполнение первой заповеди поста о невкушении запретного плода, перейти от образа подобию, достигаемому не иначе как делом. Бог же Смирение есть. Надлежало Адаму обожиться от Древа познания добра и зла, которое по слову прп. Ефрема Сирина ничто иное есть, как причастие самому Богу. Надлежало Адаму возделывать Эдем (Быт. 2:15), а затем быть может, возделать (понимаю как обожить) всю Землю и Вселенную. Но человек не выполнил божественное поручение и покусился на источник благодати, ибо захотел стать богом без Бога. Порученную Творцом миссию выполнит Христос, называемый апостолом вторым Адамом (1 Кор. 15:45-49). И вот, подобно тому как от Древа познания добра и зла, другого дерева, установленного на вершине Иерусалимского холма и месте упокоения Адама, разлился по миру живительный источник райской благодати, спасающей, смиряющей и разделяющей нас от смерти и греха. Все тоже испытание имеем по ныне: смирить себя и не в осуждение причаститься святых Христовых Тайн.
Но вот свершилось: воскрес Христос, стал первенцем из мёртвых. Очистил в Себе человеческое естество, освободив его от заразы тления. Когда же «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28) то не преминем воскресения, ибо Церковь есть Тело Христово (Ефес. 1:22-23), каждая клетка которого есть человек. Не в осуждение причастимся Древа, став причастниками бессмертному Телу Христа.
Когда же воскреснет человек, то как может, чтобы тело его восстановилось, если с одной стороны, оно не будет сотворено вновь и мои глаза, а не глаза другого увидят Бога (Иов 19:27), с другой стороны, о каком теле идёт речь, если в течение жизни человека, оно многократно обновляется и от бывшего во младенчестве не остаётся ничего к старости? Тело съеденного мною кролика станет частью моей плоти, а моя плоть истлеет в земле и станет материалом для строительства других тел.
Из сказанного, логично предположить, что не суть из каких атомов и молекул восстановятся наши тела, но вероятно при воскресении человеков, значение возымеет некая матрица, изначально присущая нам, составляющая как бы основу тела, индивидуальная и неповторимая, совершенная в том числе и по взрасту лет, посему и дети и умершие в утробе не примут вид младенцев и эмбрионов, но совершеннолетних (по виду ибо в вечности нет времени и возраста), лишённая каких-либо изъянов, посему каждый воскреснет со всеми членами, даже если лишён был некоторых из них при жизни и не будет иметь каких-либо врождённых уродств и болезней.
А.Н. Миронов. 2017 г.
Свидетельство о публикации №217021901421