Истории у костра, Битцевский лес

О, бедный читатель, мне по-своему жаль Вас! Вы каждый день обрекаете себя на чтение чего-то банального… Честь не позволяет мне оставить Вас без объяснений:  в приведенном ниже повествовании Вы найдете мало оригинального – и сам формат и темы многократно воплощались уже в литературе, куда более изысканным образом. Зачем же было все сие писано? - зададитесь Вы справедливым вопросом. Признаться, автор поддался слабости и оказался не в силах побороть в себе желание сохранить несколько историй и легенд о любимом его сердцу Лесе в Битцах.

Истории у костра
(Битцевский лес)

Итак, мы собрали порядочно дров и, когда начало вечереть развели костер. Сам формат зимних посиделок такого рода обязывает рассказывать небольшие истории. Компания собралась подходящая – помимо меня, еще три молодых человека и девушка. И вот все началось. Первым взял слово Павел, худощавый юноша, который считался в нашей компании кем-то вроде «старожила»:


– Лысая гора –

Про наш лес ходят различные байки и легенды, - начал Павел, скрестив ноги и вытянув руки поближе к огню. – Мы, как вы знаете, сидим недалеко от Лысой горы. Это место, как можно догадаться, в народе, "славится" многочисленными легендами о ведьмах, которые в дни нашего славного прошлого собирали здесь на свои шабаши. Так, например, рассказывают, что когда-то давным-давно в окрестностях села Чертанова жили парень с девушкой. Как их звали уже не вспомнить: я назову их Флегонт и Аглаида.
Тут надо заметить, что у Павла была нездоровая страсть ко всему «устаревшему».
Как-то раз Флегонт и Аглаида, - продолжал молодой человек, -  отправились на вечернюю прогулку в ту пору, когда ночи особенно коротки. Подойдя почти к самой Лысой горы, они застыли от ужаса: на горе творилось нечто страховитое! Там плясали, выли, стонали и смеялись, как безумные!.. Несмотря на уговоры, храбрый юноша отправился посмотреть, что происходит на горе, но к своему удивлению никого там не обнаружил; лишь ветер трепал примятую траву. Когда же Флегонт вернулся, прекрасной Аглаиды уже не было. Так она и пропала…
Теперь, как говорят, в полночь возле Лысой горы, те кто имеет большую и преданную любовь в своем сердце, слышат голос несчастной, что зовет своего возлюбленного.

- Слышал ли ты ее, Павел? – рассмеялась пухлая и жизнерадостная Катя.
- Я? Нет, я ее не слышал, только вой ветра, впрочем, возможно, в этом вое и было нечто тоскливое и женское.
- Или тоскливое и мужское! – подколола его Катя. – Мне на сей счет вспоминается история о психбольнице. Вы же знаете, что в этом лесу расположен психиатрический интернат, получивший у местных романтическое название «Белый дом за лесом»? Он был построен еще в то время, когда город еще только подходил к этим местам и с тех пор за его стенами много чего произошло.


– Плохой Актер –

Так, например, рассказывают легенду о Плохом Актере. Когда-то этот человек служил в театре, но его персонажи были столь неубедительны, что ему приходилось постоянно менять труппы. Как-то раз его пригласили в один экспериментальный театр, где нужно было играть убийцу-психопата. Увы, напугать публику, как того требовал сценарий, Плохому Актеру так и не удалось: на первом же представлении он был осмеян, а сама пьеса провалилась. Не выдержав позора, Плохой Актер в самом деле тронулся рассудком и угодил в Лечебницу. Как не странно, там его сочли достаточно здоровым, чтобы он мог свободно выходить в местный лесок на послеобеденную прогулку до пяти. Там-то он и начал всерьез демонстрировать свое «искусство». Плохой Актер, закрывая лицо, шел по безлюдной дорожке. Одиночные прохожие, при виде такого странного субъекта непременно оборачивались, когда он их миновал, но к удивлению за своей спиной никого не находили. На самом деле Плохой Актер уже заприметил их. Повернувшись обратно, несчастные нос к носу сталкивались с истерически хохочущим человеком, у которого на лице застыла ужасного вида гримаса. Нескольких пожилых людей, которые отреагировали на этот «номер» особенно сильно, после даже нашли с остановившимся сердцем, а нашего героя более гулять не выпускали"… по крайней мере, так официально считается.

- Да уж весело, - заметил Павел, - где ты эту историю почерпнула, не от клентов интерната часом?
- К твоему сведению, у меня действительно много знакомых, которые в дураках лежали, я даже порой ощущаю перед ними некую неполноценность, - призналась Катя.
- Ну, то что психов из этой больницы выпускают, я слышал, даже встречал крайне странных субъектов в этом лесу. Ты, кстати, уверена, что не лежала?
- Между тем, - начал я, дабы отвлечь их. – У меня самого в этом лесу случались странные встречи. Как-то раз я бродил в этих краях.


– Спутник на лесной тропе –

Было холодно. Средина ноября вообще редко радует теплом, но тогда погода казалась особенно суровой, хотя и безветренной. Долго гулять не получилось, однако, когда я решил возвращаться, уже были глубокие сумерки. Я выбрал не самую короткую, но приятную мне и безлюдную дорогу в Дубининском лесу между Дубовицким ручьем и Чертановкой. Однако на половине пути я обнаружил, что за мной кто-то идет. Судя по шагам, шуму складок и общему ощущению – это был мужчина в темном плаще (в темном – потому что иначе я непременно бы его заметил).
Я решил не оглядываться и шел какое-то время так. Но звук шагов и глухо-ломающихся точно нарочно палок начинал надоедать. Тогда я спрятался за широким дубом и стал ждать. Все пространство дороги было хорошо освещено, но я при этом находился в совершенной тени. Тем не менее, никого не было видно, хотя звук треснувшей палки сообщил, что кто-то стоит на дороге. Подождав еще минут десять, я подумал, что, скорее всего, это бесплотный дух. Более того у меня сложилось такое ощущение, что этот бесплотный дух специально шумел.
Я не против духов в ночном лесу, но этот был совершенно невоспитанным, раньше я его там не встречал. Вспомнив о маньяках, которые некогда орудовали на этой дороге, я все же решил ускорить шаг, но звук треска палок за спиной не отставал. Пройдя мимо старой сосны, я подумал о том, что неплохо было бы услышать шум ветра, который приглушил бы мои собственные шаги и тем самым скрыл мое присутствие. Это было бы не лишним, так как я  до конца не отметал варианта с маньяком, имеющим вполне материальную оболочку. Несколько раз я оглянулся перед поворотами дороги, но так никого и не увидел. Тут сосны, словно ответив на мой призыв, неспешно зашумели. Я очень люблю эти мудрые деревья, у многих народов в старину они связывались с духами ветров.
Дойдя до той части дороги, которая ближе к лесу я понял, что дух (а в это время я уже не сомневался в его бесплотности) теряет свою силу, однако, он не унимался и продолжал, что было сил ломать палки по обеим сторонам дороги. Когда я дошел до старого городища он уже совсем затих. Тогда, я перешел реку и отправился греться домой.

Честно говоря, я думал, что моя история покажется собравшимся не менее забавной, чем легенды Павла, но даже Катя погрузилась в некую задумчивость. Возможно, виной тому было то, что сумерки сгущались, и к вечеру набегала прохлада. Я подложил в огонь немного сухих веток и он вновь заиграл весело и живо.

- А я верю в призраков, - нарушил молчание Альберт, - родители говорят, что я их в детстве видел, а потом перестал. Может быть, но уже никого не помню.
- Коль скоро речь тут зашла о призраках, - сказала вновь Катя, - может Федя расскажет о том, что видел прямо на этом месте?
Федя явно был к этому не готов, однако, проигнорировать просьбу он не мог.


– Могила старца Прохора –

Ну, говоря откровенно, - начал Федя, я видел это не прямо тут, а вон там за деревьями, где дорога резко выворачивает к реке. Это очень популярный спуск у велогонщиков и я сам нередко им пользовался. Хотя там и крутовато – в сухую погоду дрога ведет себя нормально, она каменистая и не скользкая.
- Ты в начале расскажи про этот столб, - Катя указала на небольшой бетонный обелиск у которого мы седели. – А то может не все в курсе.
- Это лучше Паша расскажет – он же у нас краевед, - скромничал Федя.
- Обелиск, как обелиск, - буднично и скучно вставил слово Павел, - как можно видеть по дате, - он указал на глубоко вытесненные цифры, - это старый межевой столб, один из нескольких сохранившихся после межевание Московского уезда в 1909 году.
- Ты не все сказал, - вмешалась Катя.
- Это ты про Прохора?
- Про какого еще Прохора, - удивился Егор, до того почти постоянно молчавший.
- Этот столб в нашем районе известен, как Могила старца Прохора.
- А кто это? – заинтересовался Егор.
- Некий местночтимый сельский староста времен Столыпинских реформ, - еще более скучно заметил Павел. – Одна бабка все цветочки да иконки сюда носила. Говорила, что святой... Впрочем под столбом он или где-то рядом проверить сложно. Видите трещину посреди обелиска? Как вы понимаете он стал свидетелем многих исторических событий. Он был расколот пополам во время боевых действий 1942 года. Сюда немцы не дошли, но места эти подвергались обстрелам и бомбардировкам.  В лесу до сих пор можно видеть множество воронок. В одно из них мы, еще в школьные годы половину этого обелиска и обнаружили. Вторая мерах в пяти была. Ну, мы находку почистили от глины и поставили сюда.
- А я вокруг копытень посадила, - добавила Катя.
- Молодец, Катя, - похвалил ее Егор, - а в чем история-то?
- Ну, в общем, моя прабабка этого Прохора лично знала. Может от того он мне и явился, - продолжил Федя, - человек он был очень приятный, пользовался глубоким уважением местных жителей. Бабушка его святым вот считает на «серебряные родники» молиться ему ходит.
- Как же он тебе явился, - недоумевал Егор?
- Еду я к этому спуску, а намедни дождик шел. Ну, думаю, ничего страшного. Думаю уже разогнаться, тут вижу мне кто-то руками машет. Присматриваюсь – словно старик какой-то. Я притормаживаю, а он исчез куда-то. Думаю вот опять скорость наберу, а он выскочит еще снова. Еду тихонько. И тут ка-а-ак шмякнусь. Глина под колесами сползла и я прямо в канаву бац!  В общем если б не старик – шею бы сломал точно… Встаю, отряхиваюсь – думаю ему спасибо сказать а никого нет ни на дороге ни у реки, только этот обелиск невдалеке.
- И ты уверен, что это был Прохор? - спросил Павел.
- Нет. Я вообще про него не подумал, это бабкина версия. Та сразу объяснение нашла.
- Ну, вообще это не только Федя его видел, - вмешалась Катя, - мне тут и другие велосипедисты, рассказывали, что, мол, неоднократно видели туманную фигуру сгорбленного старика, которая неожиданно исчезала рядом со столбом.
- Значит Прохор – хранитель леса, - подытожил Альберт, подкладывая в костер новое палено. – А мне вспомнилась еще одна история на туже тему. Там, за Деревлёвским ручьем есть один перекресток, с которым также связаны подобные истории.


– Перекресток криков –

Днем это совершенно обычное и даже прозаичное место – пересечение средних размеров лесной дорожки и просеки под линией электропередач, однако ночью оно выглядит довольно зловеще. Очевидцы говорят, что в предрассветное время в этом месте можно слышать доносящиеся откуда-то крики. Находится близ этого места в сумерки, особенно осенью не рекомендуется. Я про все эти рассказы узнал потом. Меня это место привлекло двумя личными историями. Первая случилась чуть меньше десяти лет назад.
Я был приглашен на день рождения знакомого, который жил недалеко от леса. Помимо моего старинного приятеля Богдана и его сокурсницы Лены, в основном люди на вечеринке были мне не знакомы. Мы досидели почти до полуночи. Гуляния продолжались, но уже не столь веселые. Откровенно говоря, нам с Богданом стало смертельно скучно. Я разыграл приступ головной боли и сказал, что мне нужно срочно в аптеку, а Богдан вызвался меня проводить. Поняв в чем интрига с нами увязалась и Лена. Богдан – человек веселый, узнав, что рядом лес предложи принести на праздник елочку, хотя бы ветку: «ведь что как не елка может разогнать тоску!».
На дворе стоял удивительно теплый сентябрьский вечер. Еловый лес, который нас сразу же встретил, оказался предусмотрителен – ветки всех деревьев, как назло были высоко от земли. Я вспомнил, что дальше будет более дикий ельник.  Мы пересекли освещенную луной асфальтированную аллею, прошли немного по просеке и снова нырнули в темноту, как вдруг послышался какой-то отдаленный звук.
Мы отошли в глубину кустов и прислушались. В ночи царило безмолвие, от которого мне стало не по себе. В воздухе носился какой-то странный, я бы даже сказал противоестественный запах, который лишь увеличивал мою тревогу. Когда я уже собрался предложить отправляться дальше, мы услышал шорох и заметили, что по аллее сквозь туман бежит некий белый объект. В неверном свете луны это было больше похоже на бледное пятно, но я предположил, что это бежит человек. Тут слева раздался невероятно жуткий, пронзительный крик, который, как я понял, испустило бегущее существо.
Я застыл на месте. Судорожно я пытался осознать что это! Вероятно, кричала женщина… или ребенок… крик был почти животным. Что-то подобное я слышал до того лишь однажды, когда на моих глазах две собаки разорвали кошку.
Белое промчалось и скрылось где-то возле вятского кургана, а за ним в просвете деревьев следом двигалось черное – силуэт Преследователя. Через какое-то время справа раздался еще один молящий бессловесный вопль, который выдавал юный возраст и крайнюю степень ужаса. Я с ужасом вспомнил о недавних трупах, найденных в лесу и неосторожно отшатнулся, наступив на сухую веку, которая тут же предательски хрустнула. Силуэт остановился, и сделав шаг назад и растворился в темноте. Я почувствовал, на себе взгляд кого-то очень опасного.
Лена безумным шепотом спросила: «Кто это?».  Богдан ответил ей что «это вероятно человек». «Я никого не вижу!». «Я уже тоже». Дальше все пошло по сценарию американского ужастика: она вскрикнула и предложила «ползти в чащу», он решил, что лучше всего будет разделиться. Не хочу хвастаться, но я явственно понял, что вся надежда теперь на меня:
- Места мне знакомы, - сообщил я спокойным голосом. – Идемте, я вас проведу. Просто тихо отойдем по дороге.
Мы неспешно начали шагать по дороге вниз, подальше от существа в черном, постепенно ускоряя шаг – к счастью склон шел плавно, а дорожка наша была довольно широкой. Оглянувшись, я вновь заметил силуэт, который, как мне показалось, начал движение в нашу сторону. Когда это произошло я начал идти самым быстрым шагом, а потом и вовсе перешел на бег. Остальные последовали моему примеру.
Достигнув Деревлевского ручья, я завернул на тропу что идет по старому военному укреплению, направо.  Вскоре мы вновь выбрались на широкую асфальтированную дорогу, по которой  решили идти прямо в город. Мы вновь прошли просеку, но на ней ни кого не было. В тот момент мне подумалось, что мы, возможно, не только спаслись от таинственной угрозы, но, отвлекая Преследователя, избавили от смерти кого-то еще…
Сцена в сентябрьских сумерках, когда по просеке бежит белая фигура, вероятно девушки или ребенка, которая истошно кричит, явно спасаясь от преследования, а затем теряется в тумане, не давала мне покоя. Стоит ли говорить, что в следующие два дня я просмотрел все газеты, но новостей об убийстве в лесу мне не попадалось. До сих пор я не уверен в том призраков мы видели или живых людей.
Когда я как-то пришел с другим приятелем спустя пару лет на тоже место и опять же в сумерках, мне пришло в голову рассказать об этом случае. Мы сели на скамейку у просеки и я начал в деталях описывать все произошедшее. Не успел я закончить, как в кустах позади нас что-то словно бы шевельнулось. Я аккуратно наклонился к приятелю и спросил: «ты это слышал?», на что од безмятежно ответил: «не хотел, - говорит, - тебя прерывать, но я давно ощутил что за нами кто-то следит или даже слышал, как некто медленно подползает сюда через кусты». «Это ведь не может быть животное» - в ужасе прошептал я, «нет, это не животное!».
Приятель мой был обладатель не только тонкого слуха, но и черного пояса, я, однако, счел за благо не рисковать, поэтому мы встали и направились по асфальтовой дороге в город.

- Ну и жуть, Альберт! – зашептала Катя. – Ты думаешь, это маньяк был?
- Может и он. – тут постоянно в лесу трупы находят, по крайней мере я думаю, что это был живой человек, а не призрак и не животное.
- Я боюсь! – заныла Катя. - Зачем ты это рассказал?

Костер уже догорал и сделалось совсем темно.  Мы собрали свои вещи и неспешно двинулись в город.
- Хотите пойдем мимо Сатанинского дуба? - спросил Альберт.
- Нет уж, - отрезала Катя, - пойдемте в Чертаново по асфальту, а с маньяками ты без нас гулять будешь.
Павел, чтобы сменить тему завел какую-то длинную историю про деревню Бирюлево и ее помещиков Плещеевых, Татищевых и Оболенских от которых остался заброшенный усадебный парк, ныне представленный двухсотлетней дубравой… Мы, однако, плохо его слушали. Пройдя мимо сосен-близнецов, нависающих над крутым заворотом реки, мы прошли до асфальтовой дороги. Наше уединение было нарушено несколькими пешеходами и парой велосипедистов. Мы возвращались в город.

17.11.2014  (23. 12. 2016)


Рецензии