Как я был почётным рационализатором

История эта случилась в далёкие советские времена, когда страной правили старые маразматики и их маразм распространялся буквально на всё, особенно на экономику. В то время я работал в конторе, занимающейся внедрением отечественных персональных компьютеров. Кто сейчас помнит ЭВМ «Искра» и «Нева»? А такие были. Это через несколько лет признали направление разработки отечественных персональных компьютеров неперспективным, а тогда курский и рязанские заводы по производству ЭВМ работали на всю катушку, повсеместно создавались организации по внедрению персоналок, и соответственно – тресты, главки, министерства и прочее, и прочее. Народ работал не покладая рук, самолёты и поезда осаждали командированные, бронировались номера в гостиницах. Как говорится – все при деле и никакой безработицы.

В нашей конторе работали технари. Я же, ничего не смыслящий в технике гуманитарий, попал туда в качестве разработчика программного обеспечения к этим самым ЭВМ. Заработная плата у нас была значительно выше средней, но поскольку зависела она напрямую от подписанных у заказчика «процентовок», то работа наша была нервной. Подписал – получил зарплату и премию, не подписал – получи голый мизерный тариф, да ещё головомойку от начальника отдела. Не подписал пару раз – кандидат на увольнение, не подписал ещё раз – пиши заявление об уходе. Впрочем, увольнений по этой причине я не припомню, в основном увольняли за пьянку.

Как уже упоминалось, в технике я, в отличие от членов нашей бригады, был полный ноль. Собригадники же были мастерами на все руки и некоторые неплохо подрабатывали на периодически подаваемых рацпредложениях. А план по ним в нашей конторе был. И вот как-то заходит к нам в бригаду плановик и слёзно просит подать пару рацпредложений – горит план по их внедрению. Когда он ушёл, один из мужичков говорит: да у меня этих рацух с десяток, но как увижу бумаги, которые нужно оформлять, так всё желание пропадает. Тут я и заинтересовался: что за бумаги? Посидели, посмотрели и решили так: он мне всё разъясняет, я оформляю бумаги должным образом – рацпредложение подаём от двоих. С тех пор и пошло: одна, две рацухи в месяц – в результате небольшой, но вполне ощутимый приработок. Напарник мой доволен, ну, а обо мне и говорить нечего.

Нашим содружеством заинтересовались другие бригадники. Начал я и им оформлять заявки на тех же условиях. Когда наша бригада подала несколько десятков рацпредложений, то получила похвалу от начальства и переходящий  красный вымпел. Но вскоре поток рацпредложения иссяк.

И вот однажды пригласил меня к себе плановик и после разговоров вокруг да около, выложил своё предложение. Дело было в том, что увольнения за пьянку и неоднократное попадание в вытрезвитель, были у нас довольно распространённым явлением. Но нередко случалось так – подавал человек заявку на рацпредложение, но по вышеупомянутым причинам был уволен, не дождавшись его утверждения. И таких, не доведённых до логического конца рацух, в плановом отделе скопилось немало. Плановик мне и предложил: подавать их от своего имени, деньги пополам.
 
Поскольку таких рацпредложений скопилось более десятка, то я благополучно растянул их подачу на несколько месяцев. Кровно же заинтересованный плановик проводил их по высшему разряду, и ещё около года я имел неплохой приработок к своей зарплате. К тому времени моя фотография висела на доске «Почётные рационализаторы», от чего я испытывал некий дискомфорт, но уличить меня к тому времени было некому, так как все мои соратники по совместным рацпредложениям были к тому времени уже уволены по вышеупомянутой причине. А плановик ещё долго подбрасывал мне чужие рацпредложения, которые я и подавал вплоть до своего увольнения. 


Рецензии