О Высшей справедливости

"Мне отмщение, и Аз воздам"

Все мы жаждем справедливости и хотим, чтобы наказание за содеянное зло было неотвратимым. Когда мы видим, как зло побеждает в мире, у нас появляется чувство возмущения, а порой желание самим наказать виновника зла, исправить допущенную жизнью ошибку. Но такая возможность предоставляется нам редко, и мы раздражаемся, негодуем, будучи не в силах ничего изменить. Нам хочется, очень хочется, чтобы люди, творящие зло, были наказаны, чтобы они тоже страдали, как и их жертвы, а когда этого с ними не случается, мы испытываем досаду и разочарование. Но что мы знаем о Божьем наказании, о том, что происходит в душе преступника, о его настроении и чувствах?

Л.Н,Толстой высказал однажды мысль о том, что главным наказанием для безнравственного человека является утрата им способности радоваться жизни. Правдоподобная мысль! Очень вероятно, что чем больше зла совершает в своей жизни порочный человек, тем более безрадостной становиться его жизнь. Да, конечно, такой человек способен испытывать разнообразные удовольствия, доставляемые алкоголем, сексом, азартными играми, острыми зрелищами и т.д., но удовольствие и радость не одно и то же. Удовольствие – состояние психофизическое, радость-состояние духовное. Удовольствие не способно заменить радость, а безрадостный человек – это несчастный человек. Преступник, утративший способность радоваться жизни, мало способен улыбаться, смеяться, разве что, язвительной улыбкой и злым смехом, он не знает внутреннего расслабления и покоя, не способен к дружескому искреннему общению.

Мысль Л.Толстого хорошо проиллюстрировал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, лишивший жизни старуху-процентщицу и ее сестру, полностью утратил способность радоваться жизни, и все его существование превратилось в кошмар. Даже общество, прежде горячо любимых, матери и сестры стало для него непереносимо и он не чувствовал любви к ним.

«Ад – это неспособность любить» - написал однажды Достоевский и, действительно, утратив способность любить, человек теряет всякую связь с Богом, с другими людьми, и заключается в темницу изолированного личного «я». Также и суфии говорят о том, что рай и ад – это не места пребывания, а разные состояния души.

Итак, совершенное преступление калечит человеческую душу и она утрачивает, частично или полностью, в зависимости от тяжести преступления, способность любить и радоваться жизни. Желая зла порочному человеку, который и так живёт в "аду", в тяжелом душевном состоянии, мы хотим, чтобы вдобавок страдало и его тело. Разве это правильное чувство? Думаю, что нет. Преступление и наказание имманентно связаны друг с другом, и в этом состоит Высшая Справедливость.


Рецензии
Читая твою статью я пытался вникнуть в суть, но на каком-то этапе поймал себя на мысли, что перестал понимать само понятие Справедливость. Как-то всё расплылось и потребовало "перезагрузки". В чём суть и смысл Справедливости (да ещё и Высшей)? Всегда ли Справедливость связана с Наказанием? - Ведь не всегда! Делёж "по справедливости" не предусматривает никакого наказания! "У меня Отмщение и Воздаяние" - говорится в Писании, но в этой фразе нет ни слова о Справедливости!
Психологическая рана наносимая преступником прежде всего себе самому мне понятна, но если Справедливось олицетворяет собой стремление к некому Баллансу - в чём этот Балланс проявляется? В Наказании? Наказание - не ведёт ли оно само по себе к ещё большему нарушению Балланса?
Я не то чтобы согласен или не согласен с твоей статьёй, она просто вызвала у меня некоий "поток" вопросов без ответов.
На закуску, хочу добавить Талмудическую притчу о Справедливости:
"Когда решил Всевышний сотворить Вселенную, то понял что на одной лишь Справедливости мир не устоит и добавил Милосердие!"
Как тебе эта идея?
Спасибо за интересную статью!

Евгений Цион   22.02.2017 17:26     Заявить о нарушении
Вообще, Женя, изначально я озаглавил свое эссе: "О божьем наказании" и только в последний момент изменил название. Представь, я изменю сейчас название и поставлю первоначальное, к чему будет относиться твоя рецензия? Она потеряет смысл! Моя цель была не исследовать справедливость, а ответить на вопрос: можно ли безнаказанно творить зло? Я хотел убедить возможных читателей и себя, в том, что нужно быть терпимым к врагам и довериться Божьему суду. Справедливость же я понимал в субъективном аспекте, как то, что представляется справедливым нам, людям. А для нас, наказание за зло - это проявление справедливости. Если бы я писал о справедливости, в объективном смысле этого слова, то эссе было бы совершенно иное. Я бы написал о том, что с метафизической точки зрения, справедливости не существует или, другими словами, что справедливость - понятие исключительно посюстороннее. Если бы Бог был справедлив, Он бы давно уничтожил нас всех или почти всех. Когда-нибудь напишу и на тему справедливости и на тему милосердия. А тебе спасибо за рецензию, как всегда очень содержательную.

Евгений Терещенко   22.02.2017 19:23   Заявить о нарушении
Ты прав!
Название - квинтэссенция смысла! Изменишь название - изменится и смысл...

Евгений Цион   22.02.2017 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.