О Высшей справедливости
Все мы жаждем справедливости и хотим, чтобы наказание за содеянное зло было неотвратимым. Когда мы видим, как зло побеждает в мире, у нас появляется чувство возмущения, а порой желание самим наказать виновника зла, исправить допущенную жизнью ошибку. Но такая возможность предоставляется нам редко, и мы раздражаемся, негодуем, будучи не в силах ничего изменить. Нам хочется, очень хочется, чтобы люди, творящие зло, были наказаны, чтобы они тоже страдали, как и их жертвы, а когда этого с ними не случается, мы испытываем досаду и разочарование. Но что мы знаем о Божьем наказании, о том, что происходит в душе преступника, о его настроении и чувствах?
Л.Н,Толстой высказал однажды мысль о том, что главным наказанием для безнравственного человека является утрата им способности радоваться жизни. Правдоподобная мысль! Очень вероятно, что чем больше зла совершает в своей жизни порочный человек, тем более безрадостной становиться его жизнь. Да, конечно, такой человек способен испытывать разнообразные удовольствия, доставляемые алкоголем, сексом, азартными играми, острыми зрелищами и т.д., но удовольствие и радость не одно и то же. Удовольствие – состояние психофизическое, радость-состояние духовное. Удовольствие не способно заменить радость, а безрадостный человек – это несчастный человек. Преступник, утративший способность радоваться жизни, мало способен улыбаться, смеяться, разве что, язвительной улыбкой и злым смехом, он не знает внутреннего расслабления и покоя, не способен к дружескому искреннему общению.
Мысль Л.Толстого хорошо проиллюстрировал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, лишивший жизни старуху-процентщицу и ее сестру, полностью утратил способность радоваться жизни, и все его существование превратилось в кошмар. Даже общество, прежде горячо любимых, матери и сестры стало для него непереносимо и он не чувствовал любви к ним.
«Ад – это неспособность любить» - написал однажды Достоевский и, действительно, утратив способность любить, человек теряет всякую связь с Богом, с другими людьми, и заключается в темницу изолированного личного «я». Также и суфии говорят о том, что рай и ад – это не места пребывания, а разные состояния души.
Итак, совершенное преступление калечит человеческую душу и она утрачивает, частично или полностью, в зависимости от тяжести преступления, способность любить и радоваться жизни. Желая зла порочному человеку, который и так живёт в "аду", в тяжелом душевном состоянии, мы хотим, чтобы вдобавок страдало и его тело. Разве это правильное чувство? Думаю, что нет. Преступление и наказание имманентно связаны друг с другом, и в этом состоит Высшая Справедливость.
Свидетельство о публикации №217021901667
Психологическая рана наносимая преступником прежде всего себе самому мне понятна, но если Справедливось олицетворяет собой стремление к некому Баллансу - в чём этот Балланс проявляется? В Наказании? Наказание - не ведёт ли оно само по себе к ещё большему нарушению Балланса?
Я не то чтобы согласен или не согласен с твоей статьёй, она просто вызвала у меня некоий "поток" вопросов без ответов.
На закуску, хочу добавить Талмудическую притчу о Справедливости:
"Когда решил Всевышний сотворить Вселенную, то понял что на одной лишь Справедливости мир не устоит и добавил Милосердие!"
Как тебе эта идея?
Спасибо за интересную статью!
Евгений Цион 22.02.2017 17:26 Заявить о нарушении
Евгений Терещенко 22.02.2017 19:23 Заявить о нарушении
Название - квинтэссенция смысла! Изменишь название - изменится и смысл...
Евгений Цион 22.02.2017 19:35 Заявить о нарушении