Agnus Dei...
Первое, что пришло в голову – срочно ехать в Гент, не дожидаясь удобного времени, пройтись по старым улочкам, заглянуть в старинные церкви, искать туристические «изюминки». Увидеть сокровища, а их в Генте огромное количество. Задумано, сделано. Звоню моей доброй подруге, прошу помочь окунуться в историю Гента, его культуру. Быть моим попутчиком и рассказчиком. И вот мы в пути. По приезду начинается наше маленькое путешествие. Наш путь лежит в собор Святого Баво, чтобы восхититься Гентским Алтарем.
В отдельном помещении, где поддерживается специальное освящение и температура, находится восхитительный многоярусный полиптих. Шедевр защищён пуленепробиваемым стеклом. Вот несколько фактов из 600-летней истории. Полиптих состоит из 20 панелей, написанных масляными красками на дереве дуба. Размер в развернутом виде составляет 3,5 м на 5 м. Писанный Алтарь был освящён 6 мая 1432 года. На создание шедевра ушло по разным источникам от 7 до 10 лет. Заказчиком являлся Йоос Вейдт, который выделил средства на написание алтаря. Его супруга, Изабелла Боорлю, и сам Йоос Вейдт изображены на обратной стороне Алтаря. В 2012 году началась долгая и длинная реставрация, которая должна закончиться в апреле 2017 года.
У картины всегда люди, независимо от дня и времени года. Гляжу украдкой на людей. Каждый переживает встречу с Божественным миром внутри, по-своему. Здесь не увидишь улыбок, не слышно разговоров и смеха. Сосредоточенные лица, внимательный взгляд, словно в момент Страшного Суда. Когда смотришь в глаза Божьи и должен дать ответ.
Изображение притягивает как магнит, невозможно оторваться. Хочется смотреть бесконечно долго. Время исчезает и начинается вечность.
Створчатый складень исполнен очень известным фламандским художником Яном Ван Эйком, придворным живописцем Филиппа Доброго и его братом Хубертом. Надпись на алтаре гласит, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».
Когда стоишь у этого шедевра, кажется земля уходит из-под ног, и ты попадаешь в красочный мир Божественной любви. В центре – образ Небесного Царя. Прослушиваешь аудиогид. А дальше погружаешься в мир образов, красок и линий. Складень очень большого размера, и приходится взирать ввысь, чтобы увидеть тайное, непостижимое. Стоя у этого образа, чувствуешь мощь таланта необыкновенного художника.
Рассуждаю про себя. Ян Ван Эйк, как художник, осознал высокую миссию Творца. Творивший в раннюю эпоху Ренессанса, понимал также высокое предназначение и ценность человека. Бог – человек. Это главная идея картины. Художник, несомненно, творил духом. Именно творил, ведь все великое – это творение. Чтобы изобразить невидимое мастер приложил невероятные творческие усилия. Имел совершенную наблюдательность, чтобы воплотить божественное. Очень сложный замысел воплощен огромным многолетним трудом.
Алтарь раскрывали в средние века только по большим праздникам, а в будни верующие могли созерцать обратные створки Алтаря, где центральным изображением является Благовещение. Карел ван Мандер, художник и летописец нидерландского искусства, живший в XVI веке, писал: «Этот чарующий складень... открывался и показывался только знатным особам. Иногда его можно было видеть и в некоторые большие праздники, но тогда здесь бывала такая давка, что подойти близко к картине не было почти никакой возможности, и такое множество народа заполняло капеллу, где она помещалась в течение всего дня».
Игра ярких красок, экзотические пейзажи, прописанные детали, множество фигур, утонченные черты Марии, Иисуса и других персонажей поражает. В центре восседающий на троне Иисус, Царь царей. По правую и левую стороны изображены Мария и Иоанн Предтеча. По сути – Византийский Деисус, воплощенный на полиптихе. Верхняя часть – небесный мир. Нижняя часть – поклонение Агнцу Божию. Название полиптиха «Агнец Божий» взято из Евангелия от Иоанна. Иоанн пишет: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мир»
В целом, Алтарь – изображение Евхаристии, самого главного таинства, посредством которого человек приобщается вечной жизни. Белый Агнец, стоящий на алтаре, – символ жертвы Христа, который пролил Кровь для спасения человечества. Кровь Агнца проливается в Евхаристическую чашу. Агнец жив и, кроме того, со вниманием и бдением взирает на мир. Живой Агнец указывает на Воскресение Христа. Чуть ниже находится фонтан. Человек призван пить из источника вечной жизни. Изобразив все символы христианства, наблюдательный Ван Эйк вводит нас через символы в реальную жизнь в Боге. Именно такое чувство испытываю, стоя у Алтаря.
А. Бенуа назвал Гентский алтарь «целой энциклопедией, целой академией живописи...». Альбрехт Дюрер писал о Гентском алтаре как о «сверхценной живописи, который продолжает восхищать людей».
Совершенная истина. Советую и вам, дорогие читатели, увидеть это уникальное творение. К тому же, в отличие от средних веков, никакой давки, возможность созерцать шедевр вблизи и всегда раскрытым.
Свидетельство о публикации №217021902020