Наркомания и творчество

                Наркомания и творчество.

      Наркомания и творчество – о сочетании этих двух процессов в человеческой душе  написано, а ещё больше – сказано немало.  Особенно на  эту тему любят высказываться люди,  убеждённые в ненормальности  гениев вообще – по их мнению  творить что-то необычайное может или психически нездоровый человек от рождения, от папы с мамой, так сказать, или человек делающий себя нездоровым с помощью каких-либо средств – наркотиков, к примеру. О наркотиках чаще говорят в  отношении людей искусства – писателей, поэтов, художников, музыкантов и прочей чувственной братии. С теми, кто пытается спорить, доказывая, что для достижения вершин творчества совершенно не обязательно не только колоть, курить или пить наркотики, а также – добавим сюда – и употреблять алкоголь и предаваться изощрённым формам блуда, наблюдательные сограждане прибегают к проверенным методам аргументации.  «А Владимир Высоцкий?!» – спрашивают они. «А Артюр Рембо?» - спрашивают они. «А Пушкин, наконец? Да, он не кололся, но ведь – пил и гулял!» - и такой аргумент тоже приводится в качестве бесспорной аргументации.
        Поле для дискуссии таким образом становится очень широким. Защищая свою точку зрения сразу  зададим такой вопрос: «А сколько времени прожили все эти высокоталантливые люди, включая сюда  и  абсолютно ненаркотического Пушкина, смерть  которого тоже безусловно стала следствием его предыдущей жизни?» 
       Смерть, дорогие друзья, - это вообще почти всегда следствие предыдущей жизни, но пусть об этом вам расскажут священники – они хорошо знают тему смерти. Если бы Рембо, Высоцкий и другие близкие им по стилю времяпровождения творцы не наркоманили, они смогли бы прожить лет на десять-двадцать больше,  и одарили бы нас в этом случае гораздо более зрелыми произведениями, да ещё и в приличном количестве – в этом можно не сомневаться.
        Могу сказать кое-что по этому поводу из своего опыта. В начале моей врачебной работы на ниве наркологии я успел застать поколение наркоманов, пришедших к употреблению наркотиков не в четырнадцать лет, и не на втором курсе  ПТУ – среди первых моих больных были люди с высшим  и незаконченным высшим образованием. Напомню, что ВУЗов тогда было значительно меньше, и поступать туда было сложнее. Эти люди в большой степени были одарены нестандартным мышлением, многие из них имели различные художественные способности. Сразу после того, как они начали употреблять наркотики, им показалось, что горизонты восприятия расширились, и теперь они смогут осознавать нечто очень интересное и смогут это как-то потом отразить…
        И – что? И – ничего? Ни у кого практически ничего не получилось? Почему?
        Попробую объяснить по порядку. Наркотик безусловно меняет сознание. Сознание уколотого наркомана – это не сознание пьяницы, одурманившего себя при помощи бутылки водки. Мир уколотого наркомана, по крайней мере, мир опийного наркомана лёгок и приятен, в нём отсутствует турбулентность окружающей нас реальности и человеку открываются некие красивые грани его собственной души. В таком состоянии, в состоянии химической гармонии, можно написать стишок, сочинить песенку, нарисовать незамысловатую яркую картинку – и это даже может быть  интересным кому-то из окружающих или даже – многим окружающим, но вот если говорить о системном продуктивном труде…
      Помните?  «Талант – это один процент гения и девяносто девять процентов потения»… Какова вообще физиология любой человеческой деятельности? Она состоит на первом этапе из восприятия, на втором этапе  она состоит из умственного или умственно-интуитивного синтеза, а на третьем этапе – из мышечной деятельности – ведь даже водить пером по бумаге – это тоже мышечная деятельность!
      Действие – есть конец и венец  всякого творчества! А что же представляет из себя  в этом плане  наркоман?  В ответ я спрошу вас: а что может представлять из себя пьяный человек? Не забывайте – действие любого наркотика на организм называется опьянением! Может ли пьяный человек хорошо анализировать? Может ли он хорошо прогнозировать свои действия? Может ли он планомерно их осуществлять? Короче говоря, не написать наркоману ни «Войны и мира» на бумаге, ни «Явления Христа народу» на холсте, ни сочинить Шестой симфонии Чайковского – для этого нужны трезвые головы и неплохое здоровье, чем ни один наркоман похвалиться не в состоянии – колющейся братии в лучшем случае остаются песенки, стишки и полуабстрактные картинки.
        В завершение темы хочу сказать о том, что человеческое творчество, образно говоря, - это некое полутаинственное ведро, в котором чувства, их осознание и продуктивные действия должны находиться в некой гармонии. Наркоманы эту гармонию нарушают, заполняя немалую часть творческого ведра ощущениями, пусть и нестандартными, но объём-то у  творческого ведра остаётся прежним и способность самовыражения  у наркомана падает – сначала плавно, а по мере неизбежной деградации – резко. Закон этот срабатывает жестоко и беспощадно. Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сегодня сказать. До встреч на моих страничках в Интернете и на моём канале в Ютубе по адресу  www.youtube.com/channel/UCB3A50V3ONjwml78u23MKZQ   


Рецензии
Здравствуйте, Доктор! Возникла мысль, что бывает само творчество психоделичным и притом у ненаркоманов. Ну например--Иван Гончаров, "Обломов", Стругацкие, "Улитка на склоне". Насколько опасно такое творчество? Насколько прав Дмитрий Львович Быков, запрещающий читать роман "Обломов"?

Николай Москвитин   03.04.2017 07:51     Заявить о нарушении