Про лов рыбы в Ледовитом Океане
Сергеевича на траулере СРТМ-к "Емецк" ловить креветку в Норвежском море,
западная сторона архипелага Шпицберген. Меня назначили начальником радио
и к отходу прислали навигатора (ЭРН), который должен отвечать за всю радио
аппаратуру на ходовом мостике судна. А это эхолот "Кальмар", гидролокатор
"Палтус", радиолокатор "Дон", Лаг для измерения скорости судна, пеленгатор.
Вот вроде-бы и вся его техника. Не густо. Но ещё он должен ходить на
подвахты 4 часа в сутки. А какие подвахты на чистой креветке ? Да никаких.
ЭРН шёл первый рейс в рыбаках. Он был бывший прапорщик из ВМФ и чем он там
занимался никто так и не понял.
Креветка ловилась как по плану. Положено морозить 5 тонн в сутки, мы и
морозили 5 тонн. Ни больше и не меньше. С такой рыбалкой премии 60 % не
заработаешь. Капитан начинал нервничать, а когда он нервничает, то голова у
него трясётся в разные стороны. Он по несколько суток не уходил с мостика,
даже есть не ходил, только в туалет выскакивал к себе в каюту. Еду ему повар
прямо на мостик приносил.
Кэп сидел молча на специальном кресле и вглядывался в горизонт.
На нём была матросская фуфайка, матросские валенки, матросская шапка ушанка.
За стеклом уже неделю дул сильный юго-западный ветер. Температура плюс 2
градуса. Не жарко. Но полярный день. Солнце вообще не заходит за горизонт.
Сам капитан был из Архангельских поморов. Рыбу чуял за много миль.
Мы постепенно продвигались всё севернее и севернее следом за ледовыми
полями, которые южный ветер отгонял к Северному полюсу. Уже пропали все
суда нашей промысловой группы. Начались ледовые перемычки из битого льда.
Сначала узенькие, потом всё шире и шире. Трал кидали и поднимали в полыньях.
Креветка ловилась всё больше и больше. Дошло до 15 тонн в сутки. 10 дней и
наловим полный груз в 185 тонн. Но тут на чьей-то вахте штурман не досмотрел
и наше судно врезалось носом в приличную льдину. Капитан уже третьи сутки
отсыпался. Рыбалка хорошая, инструкции всем даны, ничего не предвещало беды.
Через пять минут капитан был на мостике. Вызвал боцмана, послал его посмотреть
куда нас долбануло льдиной. Оказалось пробили носовой танк питьевой воды. Не
очень вроде и страшно, но во втором питьевом танке вода уже заканчивалась.
Капитан дал шифровку начальству на берегу и сидит у меня в радиорубке, вибрирует
головой, ждёт ответ с берега. Часа через 2 приходит шифра с берега. Капитан
хватает её и убегает к себе в каюту расшифровывать. Через пол часа по трансляции
вызывают стармеха в каюту капитана. Ещё через пол часа заиграла гармошка в каюте
у капитана и вызвали к нему электро-меха. Ещё через час вызвали меня, а
механиков матросы разнесли по каютам. Тут я и узнал, что нам дали добро набрать
полный груз, а потом следовать в порт на выгрузку и срочный ремонт. Рейс не
прерывается и не будет аварийным. Ну слава богу, пронесло.
Капитан стал давать на пром-советах реальный вылов 15 тонн и к нам устремилась
вся группа судов, а мы ноги в руки и бегом домой. Но связь совсем пропала. На
Солнце какая-то супер вспышка и в приёмниках у меня полная тишина. Кое как
связался с товарищем, который работал около острова Медвежий и через него
передал все сводки и радиограммы на берег.
Ветер вдруг сменился на северный, нам в корму, чтобы быстрее летели в Мурманск.
А вот нашу группу судов замуровало льдами. Им выслали ледокол "Отто Шмидт". Он
их потом группами из льда выводил. А мы пришли в Мурманск. Нас быстро разгрузили
и затащили на берег для ремонта, слегка расколов обтекатель гидролокатора,
который оказался выдвинутым из корпуса, хотя я проверял, он был внутри судна
за час до этого. Видать навигатор постарался.
Обтекатель имеет вид огромного яйца, диаметром в 1,5 метра и длиной метра 2.
Внутри него стоит излучающая антенна, она-же и принимает сигнал, отражённый
от того, что есть в толще Океана и на дне. Ещё можно излучатель дистанционно
с мостика поворачивать в разные стороны, и выдвигать его из днища судна на метра
3 вниз, для поиска рыбных косяков.
Приехал мой групповой инженер с бригадой монтажников и пока заваривали
пробоину, поменяли обтекатель на новенький. Мне никаких претензий. Молча
всё сделали и исчезли. На следующий день судно спустили на воду, загрузили
новое снабжение и продукты. Направили ловить палтус около острова Медвежий.
Рейс №2.
Ловить палтус в спорном районе Норвежского моря. Около острова Медвежий.
Теперь этого района промысла нет. Медведев, будучи президентом, отказался
от него в пользу Норвегии. А ведь только там ловился очень крупный палтус.
Меня опять Нач.радио этого СРТМ-к, капитан опять Горшков, ЭРН прежний, да
и вообще никто не поменялся. Первый рейс ещё не закрыли. План такой-же
как на креветке 5 тонн палтуса в сутки, но уже есть задаток, 60% премии
за креветку обеспечены.
Переход от Мурманска двое суток. Начался промысел.
Мастер добычи быстро настроил новый трал и пошла рыбалка. По иронии у нас
на судне стоял гидролокатор "Палтус" для лова палтуса. Много раз убеждался,
что он рисует всё что угодно или что хочется видеть смотрящему на его экран.
Вплоть до прогноза погоды. А вот звуковой канал у него хороший, ведь сделан
этот эхолот весь на электронных лампах. Но радиоканал используют при лове
кошельковым неводом в верхних слоях Океана, а у нас донный трал.
У меня стандартная операция после завтрака. Передать сводку по рыбалке и
все радиограммы на береговой радиоцентр в Мурманске или в Беломорске. Потом
быстро пробежать по всему судну и проверить всю радиотехнику, антенны,
проверить шахты гидролокатора и лага на предмет их не залития водой. Дальше
в ходовую рубку, там две радиостанции (УКВ и ПВ). Плюс на мостике хозяйство
моего подчинённого навигатора, к которому нет никакого доверия, меняет бумагу
в самописцах и ладушки.
Капитан с ЭРН стоят обнявшись у экрана "Палтуса" и восхищаются огромным
косяком рыбы, на который капитан привёл судно. Смотрю ручки усиления вывернуты
до упора. Заглянул через плечо капитана, а там самописец уже чёрным всю толщу
океана глубиной 600 метров рисует. Ага. Косяк.
Лампы выходного усилителя спалили горе-рыбаки. Я молча в радиорубку. Достал
из ЗИПа запасные лампы, сунул их по разным карманам фуфайки, чтобы не побились
и назад на мостик. Попросил капитана временно отойти от прибора, выдвинул из
корпуса выходной блок и поменял лампы, которые уже сияли синим светом. Блок
толкнул на место, усиление отрегулировал почти по минимуму. Чуть добавил, чтобы
было видно не только дно, но и что-нибудь плавающее в толще воды. Вот теперь
смотрите на здоровье. Обалдевший капитан задал мне дебильный вопрос.
"А где рыба ?".
Сам же понял, что это глупо и приказал поднимать трал. В трале было три зубатки.
Перешли в другой квадрат на 750 метров глубины и стали нормально палтус ловить.
Поймали даже парочку белокорых палтусов по 300 кг и с икрой.
А навигатора я больше никогда рядом с капитаном не видел.
Свидетельство о публикации №217021900065