21 - Во имя любви материнской

   Седьмого ноября 1943 года все газеты Советского Союза вышли с поздравлениями читателям с 26-й годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции. Петушинское "Большевистское знамя" обращалось к рабочим фабрик, заводов и колхозникам: "Своевременно и четко снабжайте части Действующей Красной Армии вооружением, боеприпасами и продовольствием! Всеми силами содействуйте наступательным операциям Красной Армии! Да здравствуют работники войскового тыла!"

   В это время "началось массовое изгнание врага со священной русской земли. В лоно родной семьи возвращаются сотни тысяч городов и сел. От героизма фронтовиков не отстают и труженики тыла. Все живут единым желанием быстрее разгромить врага... Коллектив комбината имени Коминтерна октябрьскую программу выполнил на 135 процентов. Плисорезная артель закончила годовой план 24 октября. Передовые колхозы нашего района: Липенский, Петушинский, Борщевенский расплатились с государством и продали дополнительно по несколько тысяч пудов картофеля и овощей государству. Кибиревские колхозники сдали в фонд защитников Родины 6 тысяч литров молока, 3 тысячи литров сдали филинкие колхозники," - писала газета "Большевистское знамя" 7-го ноября 1943 года.
   Председатель колхоза имени XIII годовщины РККА Зыбин С.Н. докладывает, что его колхоз в этом году продал стране сверх выполнения государственных поставок свыше 80 тонн картофеля, 29 тонн овощей и 132 пуда зерна. "Государству нужны не только продукты, но и деньги. Из средств колхоза на танковую колонну "Московский колхозник" мы внесли 50 тысяч рублей и приобрели второго военного займа на 75 тысяч рублей. В этом году мы провели большую работу по строительству. Построили скотный двор, сушилку, овощехранилище, заканчивается строительство теплицы. Будьте уверены, товарищи фронтовики, мы, работники тыла, приложим все силы, чтобы наши колхозы росли и крепли. Наша помощь вам будет возрастать изо дня в день".

   Бывший тракторист Петушинской МТС N1, старший сержант А.Сухов пишет в газету письмо "Буду бить врага еще сильней". "Фронтовой красноармейский привет, товарищи земляки! Разрешите вас поздравить с великим праздником - 26 годовщиной Великого Октября! Могу вам сообщить, что я крепко бью немецких оккупантов. За проявленный героизм, мужество и отвагу меня правительство отметили двумя наградами: орденом "Красная звезда" и медалью "За боевые заслуги". Заверяю вас, что пока я жив и бьется мое сердце, я впредь буду мстить врагу за то горе, которое он принес нашему народу, за кровь и слезы наших братьев и сестер!"

   Народная сказительница из Петушков Елена Васильевна Волкова обратилась к женщинам Советского Союза; "Дорогие матери, сыновья которых свято защищают нашу любимую Родину! В день 26 годовщины Октября я обращаюсь к вам со своим словом. У меня три сына на фронте сражаются с немецкими извергами, и поэтому я знаю, как велика тоска по любимым детям, но вы, матери, должны эту тоску заглушить великой, плодотворной работой, чтобы помочь любимым сыновьям поскорее разгромить ненавистного врага. Я получаю много писем от незнакомых бойцов, пишут и земляки, которые услышали мои сказы, выносят благодарность за мою творческую работу. Не так давно я услала несколько сказов на фронт в ту часть, где находится мой сын Николай, и получила ответ от командира его части, Героя Советского Союза. Он пишет: "Дорогая Елена Васильевна! Читая Ваши сказы, я был тронут патриотическими чувствами и беспредельной любовью к нашей Родине и Красной Армии. Сказы, написанные Вашей рукой, прочитаны каждым офицером, сержантом и рядовым нашей части, они умножили наш гнев к врагу, воодушевили на новые боевые подвиги в разгроме немецко-фашистской банды". Сейчас я работаю над сказом о великой русской реке Днепре и начала писать о старинном русском городе Киеве. Дорогие матери, какую бы вы работу ни выполняли, всюду трудитесь с большей силой, знайте - наш труд - дополнительный удар по врагу! Провожая сыновей на фронт, я им дала такой наказ:
                "Милые дети, слушайте мать!
                Бейте, давите немецкую рать,
                Деритесь, сыночки, как львы,
                Не позорьте моей седой головы,
                Еще прошу я Красную Армию -
                Бейте немца на каждом шагу,
                Чтобы жарко, как в пекле,
                Было врагу.
                Бейте в мороз, не плошайте в силе,
                Гоните врага скорее к могиле!"

   Вот с такими призывами обратилась бабушка Олена ко всем читателям газеты. Я уже читала ее сказ "Днепр", вот сказ про град Киев пока не смогла найти ни в газетах, ни в рукописях. Зато в "Московском большевике" от 21 ноября 1943 года прочитала отрывки из писем с фронта Елене Васильевне. Боец Горбачев писал: "После того, как прослушал Ваши сказы, моя рука крепче держит винтовку. Мне навсегда запомнились Ваши слова, призывающие к мести. За землю родную, за кровь пролитую, за плач матерей приказали Вы мстить. Я отомстил!"
   В другом письме фронтовик Дрожжин говорит: "Ваши материнские слова вдохновили нас, сыновей, на новые дела. Мы идем вперед, и ничто нас не остановит!"

   В газете "Литература и искусство" от 11 марта 1944 года был опубликован очерк Елены Кононенко "Чудесные сказы Елены Волковой". Во время посещения бабушки Олены в Петушках московская журналистка читала много писем от фронтовиков к сказительнице. "Привет нашей дорогой матери Елене Васильевне Волковой от бойцов нашего подразделения..." "Вашим материнские словом воодушевляете Вы нас, как сыновей, на подвиги в боях с немецкими палачами." народная сказительница бережно складывала письма, поводила по ним ласково темной ладонью и говорила:

                "Я читаю письма, удивляюсь сама.
                Да они же меня ведь не знают.
                Да сама-то я их возлюбила вдвойне,
                Будто всех молоком воспитала..."

   Тогда корреспондент Елена Кононенко просто влюбилась в бабушку Олену! "Диву даешься, сколько жизненной силы и душевной бодрости в этой женщине, которая живет на свете уже так давно и столько всего пережила: сиротство, нужду, батрачество с малых лет, тяжелый крестьянской труд, много горя - похоронила мужа, двух сыновей, дочь... Какая молодая она и как жадно, хорошо любит жизнь!" - так написано в очерке.
   Вот в этом очерке Елена Кононенко и переделала имя Волковой из "Олены" в "Алену" на московский "акающий" манер. Елена Васильевна прочитала гостье строчки из стихотворения "Дорогая природа". Я поняла, что у меня пока еще нет этого произведения полностью. Надо внимательнее читать газеты и журналы того времени, может быть я где-нибудь обнаружу и его! Очень хочется прочитать это стихотворение!
   О своих фронтовых поездках Елена Васильевна рассказывала гостье из Москвы "с умилением. И как летела на аэроплане, и как ехала на машине, и как привечали ее бойцы, баню для нее топили, чарочку подносили. И как стреляли германцы, а наши "катюши" им отвечали. И как однажды по дороге видела она в поднебесье черного врага. "Полетели, как тетери, - рассказывает она о немецких самолетах, - а мы в дубовой роще стояли, дубы густые нас прикрыли, приласкали." "Не страшно Вам показалось, Елена Васильевна?" - спрашивает Паня. "И-и, милая, как не страшно! На войне всем страшно. Да ведь радость великая - сказами своими на битву со врагом подымала! Встану я перед ними, скажу: "Здравствуйте, ребятишки, Здравствуйте, мои милые!" и в каждом из них вижу своих сыновей. А герои какие, несравненный герой наш русский солдат. И бабушка Олена рассказала, как на фронте в землянке всю ночь она не сомкнула глаз, "ворочался в сердце новый сказ" про русского героя-солдата, но не хватило ей слов, чувства были так велики, что от любви к своим сыновьям и ко всей Красной Армии новый сказ она просто выплакала. "А справедливый был сказ," - с сожалением вспоминает она."

   Газета "Красный воин" от 21 марта 1944 года опубликовала заметку лейтенанта А.Брызгалина "Сказы о Родине, ее славных защитниках". Вот она:
   "Московская область. Здесь живет крестьянка Елена Васильевна Волкова. "Бабушка Олена", как зовут ее местные жители, - талантливая сказительница. Она участвовала недавно в смотре художественной самодеятельности Московской области. Сказы о Родине, о героической Красной Армии, великом Сталине созданы Еленой Васильевной. Мать трех воинов-фронтовиков - Ивана, Сергея и Николая Волковых, - она посвятила им свой трогательный любовный сказ. Имя сказительницы Волковой известно в Красной Армии. В дни войны она дважды побывала на фронте, где выступала со своими сказами перед бойцами и офицерами. Десятки задушевных писем получает она от фронтовиков."
   "Ее слова были метки, как снайперские пули, и остры, как штыки. С удивительным оптимизмом переносила она все трудности фронтовой жизни, шутка была ее постоянной спутницей," - отмечал писатель Евгений Осетров, так писала про бабушку Олену армейская газета.
   А вот еще один сказ Елены Васильевны. Он посвящен пропавшему без вести сыну Павлу.
                "Лети, лети, листок,
                Слетай на запад, а потом и на восток.
                Попади в руки тому,
                Кто поможет сыну моему!
                Мой сынок пропал без вести,
                А я все думаю, что нет.
                Каждый час, каждую минуту
                От сыночка жду ответ.
                Но прошло уж три годочка,
                Нету вести от сыночка..."

   И не понятно, какой листок посылает в полет на розыски сына любящая мать: волшебный листок-лепесток от Цветика-семицветика или листок бумаги, на котором написано письмо к сыну, к командирам, к однополчанам, заветный треугольничек с номером полевой почты. Помогите! Подскажите! Где мой Павлуша! Кто его видел последним? Кто воевал рядом? Кто закрыл глаза погибшему? Кто бросил горсть земли в могилу? Никто не отзывается. Не получила мать ответа. Только пронзающие материнские сердце слова: "Пропал без вести..."
   По информации из донесений о безвозвратных потерях объединенной базы данных "Мемориал", Волков Павел Иванович, 1909 года рождения, уроженец Петушинского района Московской области, был призван на фронт Петушинским районным военкоматом. Последнее место службы - 258 стрелковая дивизия, лейтенант, помощник командира роты. Он пропал без вести 10.01.1943 года. Источник информации: Центральный Архив Министерства Обороны. Номер фонда источника информации - 58, номер описи источника информации - 18001, номер дела источника информации - 1125. В Книге Памяти города Петушки Владимирской области уточняется, что Волков Павел Иванович был связистом 737-го отдельного батальона связи 258-й стрелковой дивизии 5-й Ударной армии Юго-Западного фронта, был заместителем командира роты по политической части, пропал без вести в Ростовской области. Погибшие бойцы и командиры 258-й стрелковой дивизии числятся похороненными на хуторах Россошанского района Воронежской области. Здесь есть какая-то неточность: Ростовская область и Воронежская область?  Где же на самом деле пропал без вести и где похоронен Павел? Хорошо, что в Петушках воздвигнут Монумент Славы, и на нем высечено имя Павла Ивановича Волкова. Есть куда принести цветы и где поклониться потомкам отважного воина. Мне пока не удалось найти сведений о наградах Павла, но я не сомневаюсь, что они были! Просто не все архивные сведения отцифрованы и размещены на сайтах "Подвиг народа" , "Память народа", "Мемориал" и других, многое еще в работе. Замечательно, что сейчас есть такая возможность разыскать все сведения о своих предках, участниках Великой Отечественной войны, о их наградах, боевом пути, месте гибели...
   Мы теперь можем прочитать строки Наградных листов, заполенные чернильными перьевыми ручками, написанные в боевых условиях скупо, коротко, но очень разборчиво: за что конкретно получены ордена и медали, какие подвиги совершили наши отцы и деды. Приказы о награждениях, отпечатанные на машинках, тоже есть в интернете. На тонкой бумаге среди списков награжденных каждый может прочитать дорогие ему фамилию, имя, отчество, звание, должность. В одном приказе стоят рядом рядовые и генералы. Министерство Обороны Российской Федерации представляет уникальную информацию в открытом доступе, наполняемую всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания , масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны. Созданный наиболее полный электронный банк документов по ключевому периоду современной истории цивилизации не имеет аналогов по объему, исторической и социальной значимости, и является вечным памятником великому Подвигу Народа. 

  Многих людей я уже нашла через интернет, но многих не сумела. Надеюсь, что скоро я разыщу и братьев моего деда Василия Алексеевича - Тимофея Алексеевича, дошедшего до Берлина, награжденного медалями и Орденом Красного Знамени, вернувшегося с войны живым, и другого, имени которого я, к сожалению, не знаю, только отчество и фамилию, и то, что он погиб. А с его сыном Александром, ранее проживавшим в Ленинграде, в настоящее время связь утеряна. Но у меня есть фотография Тимофея, подаренная моему дедушке, с подписью, что в апреле 1945 года он выписался из госпиталя после ранения в левую руку и идет на Берлин! На снимке он стоит вместе с товарищем, на груди медали и Ордена Красного Знамени. Снимок очень хорошего качества. Я думаю, что он сделан в Германии сразу после награждения этих воинов орденами. В любом случае, мне и моим внукам есть с чем идти 9 мая на Всероссийское шествие "Бессмертный полк"! А достоверные сведения я обязательно найду позже, как нашла информацию про троих сыновей народной сказительницы Елены Васильевны Волковой. Ее портрет я тоже обязательно пронесу по улицам Москвы. Ведь за время поисков материала про бабушку Олену она стала мне родной! Сотрудники Ленинской библиотеки вместе со мной радовались моим находкам в старых газетах и удивлялись: "Как много написано про Вашу бабушку! Вашу бабушку знала вся страна! Какой смелой и талантливой была Ваша бабушка!" Так незаметно сказительница Волкова из Петушков стала и моей бабушкой тоже! И я вместе с внуком Мирославом очень радовалась, когда при встречах с родственниками Елены Васильевны, мы чувствовали,  как они все любят ее и гордятся бабушкой Оленой! А если про нее не знают сейчас в стране, то, думаю, мои рассказы помогут новым поколениям познакомиться с ее жизнью и творчеством.
 Для этого я и пишу.
            


Рецензии