Маркс и его окружение

                Маркс и его окружение.

    Гений делает себя сам и его окружение. Такое утверждение можно подтвердить открытым Марксом законом «Бытие определяет сознание», но с поправкой на незаурядную личность. Широкую возможность для исследования этого утверждения предоставляют письма Маркса и ответы ему – отца, Энгельса, будущей жены, матери…

1. Женни.

Легко и лучезарно написаны письма к Марксу его будущей жены Женни фон Вестфален. Это была очень красивая и умная женщина. «Женни фон Вестфален, — свидетельствует её дочь Элеонора, — выделялась из тысяч своей необычайной красотой — красотой, которой Маркс всегда восхищался и гордился и которая приводила в восторг таких людей, как Гейне, Гервег и Лассаль, — своим умом и остроумием, столь же блестящим, как и её красота». «Гейне, — говорит Лафарг, — побаивался иронии Маркса и очень высоко ценил острый и тонкий ум его жены».

Удивительный симбиоз красоты и ума сошёлся в их браке. Вот отрывок из одного письма  Женни к Марксу написанное ещё до свадьбы:
«ЖЕННИ ФОН ВЕСТФАЛЕН - КАРЛУ МАРКСУ В БОНН «*
[Трир, около 10 августа 1841 г.]

Чернышок! Как я счастлива, что ты весел, что мое письмо воодушевляет тебя, что ты тоскуешь обо мне, что ты живешь в оклеенных обоями комнатах, что ты пил шампанское в Кёльне, что там существуют гегельянские клубы, что ты мечтал — короче, что ты мой любимый, мой чернышок. Одного мне все же не хватает: ты мог бы немного похвалить меня за мой греческий и посвятить моей учености небольшую, хвалебную статью. Но вы, господа гегелинги, не признаете ничего, даже самого превосходного, если оно не в вашем духе, и посему мне остается скромно почивать на собственных лаврах. Да, милый, к сожалению, я все еще вынуждена почивать и притом на перине и подушках и даже это небольшое послание написано в постели….»
http://textarchive.ru/c-2915126-p62.html

19 век – это был век любви и философии, Гегеля и Гейне, Герцена и европейской Революции. А. И. Герцен после её поражения считал, что «революция, побитая на всех точках», уступила «всё приобретённое» с 1789 г. В этом бытии и формировалось сознание Маркса.

А. С.


Рецензии