У поэта нет биологического возраста

У поэта нет биологического возраста
Во-первых, хочу выразить благодарность редколлегии журнала «Дагестан» за то, что моя статья «Что есть что и кто есть кто» была опубликована в № 2 за 2003 год. Честно говоря, я не ожидал этого, так как, на первый взгляд, в ней много такого, что выходит за рамки интересов художественно-публицистического издания. Видимо, сыграло роль то, что доступ к эзотерическому знанию дает возможность говорить о любом предмете с необыденной точки зрения. Проницательный читатель обратил, я думаю, внимание, что я и уважаемый Гаджикурбан, мой оппонент, работаем в разных системах отсчета - он написал о своем, а я о своем. «На вкус и цвет товарища нет» - это прописная истина. Единственное возражение, которое мне хотелось бы сделать, связано с тем, что население России «стареет», т.е. растет процент взрослых и пожилых людей, а потому поклонников В. Высоцкого, А. Пушкина, М. Лермонтова гораздо больше, чем «татушников». Просто они не ходят на концерты, не так заметны на улицах, так как носят свою любовь в сердцах, не афишируя свои пристрастия так, как это делают экзальтированные фанаты групп-однодневок. К сожалению (или к счастью), первоначальное название моей работы «Абсолютная Истина, или Несколько секретов поэзии» было изменено, и я вынужден сказать несколько слов о том, почему использовал понятие абсолютного, говоря об Универсальной Семиричности.  Человек Пути не вправе строить замки из песка и быть рабом субъективного восприятия действительности. Так как разумный человек стремится проникнуть в сущность любого явления, то я попытаюсь изложить с самого начала расшифровку той системы, которая у Посвященных носит название Универсальной Семиричности. Материальный мир построен из химических элементов таблицы Менделеева. Давайте проанализируем те «кирпичики», из которых состоит все, что нас окружает. Атомы состоят из ядра, вокруг которого вращаются электроны. Количество электронов на внешнем электронном слое (орбите) определяет валентность элемента, т. е. его химические свойства, «характер». Этих электронов может быть от 1 до 8 на внешнем слое. Когда внешний слой заполнен восемью электронами, мы имеем завершенный внешний слой, и элементы с заполненным споем называются «благородными» газами - они совершенны структурно, а потому нейтральны, не нуждаясь ни в каком внешнем взаимодействии, т. е. самодостаточны. Таким образом, выходит, что все сущее состоит из «кирпичиков» всего семи разновидностей, которые в равновесном состоянии дают восьмой, совершенный вид, стоящий как бы особняком. По сути. Семь - это расщепленное Восемь. Перейдя от строения Космоса к Солнечной системе, мы видим, что эта семиричность определяет семицветие Солнца - каждый «кирпичик» нашего светила имеет свой определенный цвет, воспринимаемый в совокупности с другими как белый, т.е. нейтральный. Это семилучевое «дыхание» Солнца носит - на санскрите - название «прана». Пришла пора добраться и до матушки-Земли. И она, и наши тела состоят из все тех же элементов таблицы Менделеева, разделенных на семь плюс один разновидностей. Вот вам Универсальная Семиричность на физическом плане бытия - все сущее семирично, в силу того, что построено из материи. Теперь перейдем к плану психическому, на котором и создаются те самые произведения искусства, из-за которых и зашел весь сыр-бор. Нейрофизиологами доказано, что процессы в головном мозге, сопровождающие мышление и восприятие внешнего мира, имеют химическую природу. То есть элемент все той же многострадальной таблицы Менделеева - основной материальный компонент нашей мозговой деятельности. Эта «восьмиэтажность» всех и вся, в том числе и нашего «я», побудила мудрецов древности создать универсальный код передачи информации. Система носит название «восемь триграмм» («Ба Гуа»). Триграмма - это три черточки, нарисованные одна над другой. А универсальность Ба Гуа в том, что с помощью одного символа можно изобразить бесконечное множество однородных явлений: к примеру, триграмма «Цянь» («Небо») символизирует совершенство и может подразумевать: а) «благородные» газы, б) белый цвет (совокупность семи цветов радуги), в) октаву (совокупность семи нот), г) творчество (т.е. стремление к совершенству) и т.п. до бесонечности, математический символ которой – та же восьмерка, лежащая на боку. Эта же система Ба Гуа упоминаегся в Коране: «...и воздвиг Он семь небес рядами». Семь небес над Землей (которой соответствует триграмма «Кунь» - «Земля») это и есть восемь возможных состояний материи. У буддистов состояние, соответствующее триграмме «Цянь», носит название «Нирвана». Это такой уровень, при котором семь нестабильных состояний человека уравновешены, и он, подобно «благородному» газу, настолько самодостаточен, что уже не нуждается в мирском. Совершенно естественно, что, живя в семиричном мире, под лучами семицветного светила, состоя из семиричного вещества и мысля семиричным органом мышления мы и стихи творим в той же системе координат. Есть прекрасный Хадис: «...не осуждай то, что не понимаешь». То, что какой-либо читатель не знает об Универсальной Семиричности, не отрицает ни таблицы Менделеева, ни семи цветов радуги, ни семи нот, ни семи ступеней трансформации Логоса в слово человеческое. Знание Ба Гуа дает возможность анализа любого явления (ведь Знание - сила). Хочу обратить внимание мыслящего читателя на то, что в приведенной мной схеме Универсальной Семиричности энергия является четвертым уровнем при отсчете и снизу и сверху, т.е. энергия - это стержневое в работе над Словом. Говоря языком физики: «космос есть вакуум (пустота), пронизанный бесчисленными волнами единой энергии». Эта единая энергия, разные степени «густоты» которой мы воспринимаем как разные состояния вещества, носит по-китайски название «Ци». Все есть Ци, и Ци - это то, посредством чего происходит взаимодействие в природе, т.е. свет, звук, тепло - различные проявления единой энергии, позволяющие нам воспринимать окружающий мир, в том числе и поэзию. Раз поэзию мы оцениваем энергетически (энергия - это переносчик воздействия), то главное в творчестве - наполнить стихи вибрациями энергии, источник которой врачи локализуют в сердце, а мистики называют душой. Все остальное - второстепенно. Когда поэт увлекается работой над периферийным, позабыв о главном, приходит на ум поговорка: «Дурная голова ногам покоя не дает» - слишком много возни со словом и образами, а результата нет. Побасенки типа «ни строчки без образа» ни одного поэта не вознесли на вершину мировой поэзии. Наоборот, как было показано на примере Лермонтова, гениальные стихи - действительно просты, это адекватное описание реальности, где слова и образы вторичны. Да возьмите хотя бы «Евгения Онегина»!
«Я вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать».
Где тут образы? И где работа со словом? Естественный, живой народный язык, которым современники пытались попрекать Пушкина. «Сказать - наказать» - глагольная рифма, что тут скажут господа критики? Очевидно, что гениальные стихи просты лексически, не изобилуют образами, в них обязательно присутствует эмоциональная окраска, т.е. энергия души. Все это говорит о том, что гении интуитивно знают об энергетической составляющей Поэзии. Эта врожденная энергетическая чувствительность делает их посредниками между Космосом и человечеством, не спроста ведь сказано мудрыми – «поэты следующие после пророков». Система Ба Гуа была представлена мной вашему вниманию потому, что «ортодоксальные» критики не имеют такого знания о Поэзии. Если вернуться к символу совершенства, триграмме Цянь, мы можем увидеть, что совершенство - это равновесие всех семи космических принципов. Имея представление только о «нижних этажах» - о слове, образе и эмоции, легко ли развить все семь? Очень трудно. Чтобы ликвидировать этот перекос, существуют даосские энергетические практики: «Тайцзи-цюань», «Син-и-цюань» и «Ба-Гуа чжан», как раз дающие умение ощущать энергию воздействия и использовать это знание в любом творчестве. Моя задача заключается в том, чтобы донести до начинающих поэтов (которых я назвал в своей первой статье «молодыми», ибо у поэта нет биологического возраста) недостающую информацию, которая позволит ясно понимать, на чем зиждется сила воздействия Поэзии, ибо энергия и сила - неразрывные понятия. 
Журнал «Дагестан», май-июнь 2003 г.


Рецензии