Метр в прозе...

Ритм – душа музыки. Алексей Ремизов. // Тон же с самого начала взят неправильно. Похоже на то, как будто ты заиграл на чужом инструменте. Антон Чехов. // Смысл не изменился, но ощущение завершенности мысли пропало. Музыкант сказал бы, что фраза лишена «каданса», то есть мелодического оборота, создающего ощущение законченности. Сергей Антонов. // Язык – это музыка, музыка – это язык, и, будучи разделены, они всегда ссылаются друг на друга, подражают друг другу, заимствуют друг у друга средства выразительности, подменяют друг друга. Томас Манн. // В слове – и цвет и звук: живопись и музыка дальше идут рядом. На первой же странице текста приходится определить основу всей музыкальной ткани, услышать ритм всей вещи. Услышать это сразу – редко удаётся, почти всегда приходится переписывать первую страницу по нескольку раз. Это понятно: при решении ритмической задачи – прозаик в положении гораздо более трудном, чем поэт. Ритмика стиха давно изучена, для неё есть и свод законов и уложение о наказаниях, а за ритмические преступления в прозе до сих пор не судят никого. Евгений Замятин. // Почему я не люблю стихов? Не за то ли? Я словесную речь перекладываю, и от этого у меня в прозе подлинный ритм: он и не выдуманный, и не затрёпанный, как ямбы. Михаил Пришвин. // Метр в прозе – всегда переменная величина, в нём всё время – то замедления, то ускорения. Они, конечно, не случайны: они определяются эмоциональными, смысловыми замедлениями и ускорениями в тексте. Для иллюстрации две фразы: «и ещё глубже, лютее тишь» – замедление; «вдруг вывернулся автомобиль» – ускорение, внезапность (ряд неударяемых и потому быстро произносимых слогов). Когда эти фразы вписывались в повесть, ритм был выбран подсознанием, но выбран он был правильно. Стоило только оставить «тишина» вместо «тишь» в первой фразе – и замедление уже было бы испорчено; можно было бы написать «вдруг появился авто» вместо второй фразы – и уже не было бы такой внезапности. Евгений Замятин. // В прозе необходимо глубокое чувство ритма, ритма изменчивого, ибо прозаик ежеминутно меняет движение, окраску, звук фразы сообразно тому, о чём он говорит. Гюстав Флобер. // Писание должно быть как дыхание. Гармония вдоха и выдоха, с её замедленными и учащёнными ритмами, всё естественно, – вот символ прекрасного стиля. Жюль Ренар. // …словесное мастерство, музыкальная и ювелирная точность выражения. Анатолий Луначарский. // В уже написанном прозаическом тексте очень трудно изменить даже имя героя, ибо тогда нужно бывает, чтобы в новом имени было непременно столько же слогов, иначе ритм будет нарушен, фраза перестанет звучать. Михаил Пришвин.


Рецензии