Отражает ли живопись сущность человека?
Почему так? Да потому что я двадцать лет была замужем за великим русским художником, а в браке, хотите-не хотите приходиться обмениваться …ээээ….как бы это поделикатнее сказать, в общем, такими субстанциями, которые входят в кровь, а через неё в мозг, печень и в другие органы. Не говоря уже о всем знакомом животе, где вдруг поселяется ребенок.
Пока я была просто советской женой, вопрос о том, чтобы стать Галатеей и дать Пигмалиону обтесать меня со всех сторон и изваять еще один гениальный шедевр, в смысле из переводчика сконструировать талантливую художницу, такая мысль даже в голову мне не приходила. Никогда!
Короче, ничего у нас не срослось – ни он не хотел конкурента в семье, ни я не стремилась так же научиться махать кисточкой и ляпать на холст краски. Я больше любила вертеться у зеркала, придумывать, как из маминого платья я сошью красивую юбку-годэ или просто пойду гулять с моей синеглазой дочуркой и мечтать о том, как она станет журналистом-международником и объездит весь мир. И может быть, и меня будет брать с собой, как Дон Кихот Санчо Пансу.
Но, как говорится, хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. В 50 лет муж влюбился и покинул семью, дочка оставила колледж, я вдруг заболела и вся жизнь рассыпалась, как карточный домик.
Но и это прошло, как проходит всё, согласно надписи на кольце мудрого Соломона. И вдруг через два года после этих драматических событий я случайно увидела объявление в газете про курсы живописи. Ну что… пошла и стала учиться. И уже на третьем уроке сэнсэй меня похвалил и сказал, что у меня явные способности. Так что флюиды проявились, и стало мне от этого хорошо и спокойно.
Однако…. Я вдруг открыла для себя совершенно непостижимые и невероятные для меня вещи: когда мы рисовали овощи, цветы, пейзажи никогда (!) не получалось у моих соучеников нарисовать точно так же, как на картинке. Было или крупно или мелко, или много черного, или слишком цветисто. А я-то старалась изо всех сил, чтобы было именно похоже, то есть точь-в-точь.
Я стала присматриваться к людям вокруг и гадать, почему у старушки всё мелкое, а у школьницы – крупное. Мальчики рисовали в более темных тонах (что иногда совершенно не соответствовало белому снежному пейзажу), у девочек линии были более кривыми и извилистыми. Но тогда это было просто удивление и непонимание, почему так.
Прошло еще десять лет. Мама заболела. Было ей уже 97 лет, так что объяснять ничего не надо. Поэтому, когда я увидела объявление, что приглашают пенсионеров в кружок рисования, то просто для отвлечения потащилась туда. Можно сказать из последних сил.
Но тут-то мои флюиды и разыгрались! Через два месяца мамочка ушла, и рисование заполнило меня, как вода, хлынувшая из шланга, когда вы отпускаете его и выдергиваете пробку.
И здесь моё старое удивление вернулось ко мне, потому что немолодые леди рисовали кто во что горазд, не заморачиваясь сходством с предметом. А училка сказала, глядя на мою кривоватую вазу: «Каждый рисует себя, даже если это просто цветок или чашка с блюдцем».
Много за последние пять лет пришлось мне пережить : и выставки были, и мастер-классы, и студию свою мы организовали, где я как бы руководитель (потому что звоню, бегаю и договариваюсь, а не из-за того, что я самая талантливая). Познакомилась со многими художниками и меня поражало, что хамская тётя в нашем кружке рисует тончайшие и нежнейшие китайские картинки и японские укиё-э. Мой знакомый с благообразной русской внешностью – голубыми глазами, русой бородой и усами изображает голых женщин в синем и зеленом цвете, немного даже чудовищных (однако в живописи после Пикассо мало кого это можно поразить).
Я сама, когда стала рисовать кошек, не могла понять, почему вижу перед собой сердитое или напряженное животное, а рука выводит милого, умиротворенного котика. Хочется как-то повернуть его вбок, а он всё равно прямо смотрит на меня пронзительными добрыми глазами.
Еще одна девушка в нашем кружке – боевая, большая спорщица, любит рубить правду-матку, а рисует робко, боится воды и красок, смотрит на меня несмело и говорит: «Ну как это у тебя получается, я только карандашом намечу, а ты уже половину нарисовала, я едва кисточкой помажу, а у тебя уже море с волнами?!»
Да я и сама не знаю, почему у меня такая скорость в рисовании. А по жизни на всё, что происходит – реакция замедленная. Наверное, я бы не смогла машину водить, потому что долго вспоминаю, где правая рука, где левая, где я вообще нахожусь и как сделать так, чтобы неприятные ситуации рассасывались сами собой и мне не пришлось бы никуда ходить, никого просить, не страдать, а думать о высоком и приятном.
К названию моего рассказа хочу вспомнить и Босха, с его жуткими фантасмагориями – что было в его душе, когда он рисовал монстров? Как Леонардо мог так воздушно и волшебно писать свои картины, когда он специально ходил на казни, чтобы срисовывать и запоминать мучения человека? Как больной Кустодиев, который не мог ходить, так сочно и красочно изображал своих купчих? А Врубель? Которого я считаю абсолютным гением, как он мог находить в своей больной душе такие краски, такие необычные формы, чтобы вызывать в людях дрожь от мощи Демона и божественной красоты Царевны-лебедь?
Говорить об этом можно бесконечно. А вопрос всё-таки остаётся – на самом ли деле художник рисует себя? Или, как говорил один мудрый человек, нашей рукой рисует Ангел. Или… другое, более трагическое существо. А мы потом сами смотрим и удивляемся – это я так нарисовал?! Чудеса!
Во всяком случае, со мной это часто происходит.
На заставке- мой рисунок. Когда я уже немного научилась, но всё равно это первые шаги.
Свидетельство о публикации №217022001889
Лина Ранецкая 20.08.2023 07:00 Заявить о нарушении
Галина Кириллова 22.08.2023 18:37 Заявить о нарушении