Неужели мог бы выиграть?

Из диалогов на скамейке парка имени Шевченко в Киеве

- Тебе уже седьмой десяток! Не надоело шевелить фигурки?
- Я с удовольствием водил бы экскурсии по дубам Киева. Но это совершенно не раскрученная тема. А жаль! Ведь общение с дубами на самом деле – неописуемая роскошь! Я бы умер на семь лет раньше, если бы не дубы. Они обладают потрясающим целительным воздействием.
А сколько они помнят! Сколько хранят! Сколько новых идей возникло в моей голове во время общения с ними! Совершенно гениальные обитатели планеты! Жаль, что эти прекрасные великаны вымирают.
- Не увиливай! Я спрашиваю о чемпионе мира по шахматам.
- А что про него?
- Неужели смог бы его обыграть?
- В мерцающие?
- Ну, да!  Неужели мог бы выиграть?
- Не напрягаясь. Пойми же наконец, что у него не было бы ни единого шанса!
- Почему?
- Да потому что это просто другая игра! Гораздо более глубокая!
В ней встроенный шахматный калькулятор обычного гроссмейстера беспомощен как ребёнок.
- Но ведь чемпион мира…
- Ну что такое чемпион мира? Просто очередная фишка нашего сознания.
- Вот тебе простой пример: чемпион мира в спринте и чемпион мира в марафоне. Тебя же не удивляет что это абсолютно разные люди!
- Ну да!
- Так вот и в нашем случае – работают разные участки коры головного мозга.
Обрати внимание: чемпион мира по шашкам и чемпион мира по шахматам – люди разные!
- Я понял! Можно насоздавать десятки новых шахматных игр и в каждой разновидности будет свой чемпион?
- Видишь ли, мне довелось разобраться с понятием выводимости. Одно дело, когда ты выдумываешь игру, и совсем другое, когда ты выводишь её, как теорему, как следствие из лежащих в её основе аксиом.
- Ладно! Не уводи меня в дебри. Скажи просто: выиграл бы?
- Ну разумеется! Ведь они в аксиоматике шахмат не разобрались. И пока это так, у меня нет конкурентов. Понятно, что я стремительно старею.
- И тогда они смогут тебя обыгрывать в фазе старческого слабоумия?
- Видимо да. Но на пару-тройку лет, даст Бог, ещё хватит силёнок. Впрочем ты молод, и я уверен, ты доживёшь до времён, когда экскурсии по дубам станут обычным делом.
- Ну и экскурсоводы помянут тебя добрым словом.
- И не надейся! Я – старый пень. Интересны именно вековые дубы.
- Ну а в мерцающие тоже начнут регулярно играть потом?
- Полагаю, что это неизбежно. Лично я их видел, лично я в них уже поиграл вволю. Ну не хотят нынешние видеть эту неземную красоту и мощь. Что делать? Ведь и полёты в космос пока удел немногих единиц. Так что смиримся и успокоимся.
- Но ведь мог выиграть!!! Мог!!
- Ничего страшного! Зато кто-то на планете счастлив хотя бы потому, что я его так и не обыграл.


Рецензии