ЭмЭмЭм

– Послушайте, уважаемый профессор! Наш Фонд выделил вам 100 миллионов долларов на работы в области искусственного интеллекта, а когда мы потребовали отчет о проделанной за пять лет работе, кроме шумихи вокруг вашего проекта мы не получили ничего! Вернее, вы показали нам это?
(указывает рукой не непонятный агрегат в виде небольшой коробки с проводами и кошачьей лапой на шарнире)
– Что это?
– ЭмЭмЭм.
– ЭмЭмЭм?
– Да. МММ. "Маленькая мякательная машинка".
– Маленькая мякательная машинка?
– Именно.
– Так.., – инспектор растерянно посмотрел на коробку, – я не силен в машинном обучении, конечно, тут нужна оценка экспертов, но мне кажется, что это не искусственный интеллект!
– Вы правы, не совсем. Но это, поверьте, грандиозный прорыв!
– Хм... Допустим. И что "Оно", вернее, Она (?) делает?
– Я объясню, дорогой друг. И без всяких специальных знаний вы проникнитесь благоговейным трепетом.
– Что ж, давайте попробуем. Совет Фонда очень обеспокоен...
– Давайте. Представьте две одинаковых комнаты, закрытых двумя абсолютно одинаковыми дверьми. За одну из дверей мы сажаем кота. Самого обыкновенного. Не важно какой породы, можно вообще любого кота с улицы посадить.
– И..? (сосредоточенно смотрит на непонятный агрегат)
– В другую комнату мы помещаем ЭмЭмЭм. Обе двери закрываем, –учёный сделал театральную паузу, и с загадочной улыбкой посмотрел на собеседника.
– И? Что? Что дальше? Я ничего не понимаю! Говорите!
– А дальше то, что ни при каких обстоятельствах вы не отличите, кто находится за дверью, если дверь не откроете.
– То есть? Я не до конца...
– Я сажаю кота и ЭмЭмЭм в две одинаковых комнаты, закрываю двери. После этого подходите вы. Можете стучать в дверь, звать кота, пытаться общаться с ним. Можно даже оставить маленькую щель внизу двери. Вам будут мяукать из-за двери, мурчать и даже будут играть с вами лапкой или кусать, если просунете палец. Можете пытаться всунуть под дверь еду. Но вы никогда не угадаете, где у вас настоящий кот, а где наша Мякательная Машинка.
– Быть этого не может… – лицо инспектора стало еще более озадаченным.
– Ну, конечно, чисто случайно вы можете угадать. Но поверьте, при достаточно большом количестве опытов, ваш шанс угадать, кто где, будет не выше 50 процентов. А если вместо двух дверей будут три (два кота против одной машинки), то шанс снизится, угадайте до скольки?
– 33?
– Совершенно верно.

Инспектор на некоторое время совсем умолк. Он стал внимательно осматривать несуразный агрегат со всех сторон, иногда восклицал, иногда аккуратно трогал пальцем. Принюхивался.
– И что, ни один человек еще не смог распознать подмену?
– Нет. И если вы дадите мне чуть позже час времени, я вам покажу со всеми выкладками и расчетами, что человек на это просто не способен.
– Хм…
Инспектор был явно озадачен.
– Послушайте, профессор! Но ведь это не искусственный интеллект?
– Как вам сказать. Чем больше занимаешься подобными проблемами, тем более размытыми становятся термины. Нет, это, конечно, еще не интеллект в традиционном смысле. Но видели бы вы очереди из старушек…
– Очереди?
– Позвольте, я вам покажу, – профессор взял инспектора под руку и подвел к окну комнаты, – смотрите.
С высоты восьмого этажа была видна толпа людей около здания, у многих были плакаты. Можно было прочитать надписи: «Горе-ученые, хватит мучить животных!», «Срам школярам!», «Свободу подопытным животным!», «Бог любит котиков!».
– Смотрите. Вот эти вот, пикетчики, хотят, чтобы мы перестали мучить животное и выпустили его. Они не верят, что в лаборатории на постоянном проживании никаких животных нет, а всех обычных котов мы сразу отпускаем, так как в них надобности тоже нет. Там и общество защиты животных, гринписовцы всех мастей, и даже религиозные активисты. А вон видите очередь, тянущуюся к главному входу?
– Да.
– Это старушки.
– Старушки?
– Старушки. С гостинцами.
– С какими гостинцами?
– Ну как же. Кота кормить.

Инспектор снова задумался и некоторое время молча смотрел в окно. Ученый в это время рассказывал о перспективах проекта, планах и грандиозности замысла.
–… Понимаете, каждый раз, когда мы решаем очередную задачу в области интеллекта искусственного, мы, на самом деле, чуть яснее видим себя, людей.
Собеседники смотрели на толпу внизу. Пошел дождь, но люди не торопились расходиться.
– Что вы хотите?
– У нас очень масштабный перспективный проект. Кажется, мы копнули очень глубоко и сейчас на пороге новой революции в когнитивистике. Но нам нужны деньги. Сами понимаете, тысячи лучших программистов и биологов, дорогостоящее оборудование…
– Хорошо. Я поговорю с Советом.
– Спасибо.
Они пожали друг другу руки. Ученый радостно и крепко. Инспектор – расслабленно. Видно было, что его мысли витают где-то далеко.

– А теперь, я уверен, вы хотите на это посмотреть!
– М? – инспектор выплыл из своих мыслей.
– Думаю, вы еще не до конца восхищены. Давайте посмотрим на наше создание в действии.
Ученый повел инспектора в лабораторный зал, на ходу подхватив свой странный аппарат и крикнув секретарю:
– Леночка! Несите Маркиза в лабораторию! Покажем нашему дорогому гостю немного магии…


Рецензии