Неврев Н. В. Торг. Сцена из крепостного быта

 
 Неврев Н.В. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».1866 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

       Картина «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» — выдающееся произведение, написанное именно в жанре картинной драмы, едкой сатиры, демонстрирующей отвращение автора к «диким» нравам крепостных помещиков.

  На картине мы видим двух помещиков, чей внешний вид, несмотря на добротное убранство, вызывает стойкое чувство неприязни. Напыщенные, высокомерные, облысевшие, они обсуждают сделку товаром которой выступает молодая крестьянская девушка.

Что более всего «трогает» зрителя – это чрезвычайное спокойствие помещиков, как будто дело идёт о каком-либо неодушевлённом предмете. Отведя в сторону взор, владелец девушки о чем-то размышляет, обрюзгший же покупатель уже хозяйственно положил руку на крепостную, уверенный, что дело сладится.

    Далее взгляд скользит к лицу девушки. Сегодня сложно сказать, каким его задумывал автор, ведь когда эта картина попала в руки Третьякова, именно в этом месте зияла дыра. Но отреставрированное лицо выражает протест и осознание бессилия, а крепко сжатые губы, непроницаемый взгляд, сложенные на груди руки заставляют восхититься мужественностью девушки.

     Толпа крепостных на заднем плане – это бесправная людская масса, которая только и может, что посочувствовать. Разве, что выделяется среди них староста, который пригнал девушку на торг. Подпоясанный кушаком, он стоит безмолвный, безучастный и бесстрастный – он исполнитель барской воли.

         Более всего поражает в картине то, насколько много автор смог донести информации о главных действующих лицах! Об образованном хозяине красноречиво говорит убранство комнаты – картины, книг и даже портрет вольнодумца Мирабо, об уверенном в себе госте – его непринуждённая поза, небрежно наброшенная на стул одежда, о характере девушке – упрямый взгляд и протестующая поза. Мы можем прочувствовать каждого персонажа, возмутиться, посочувствовать, сопереживать, изумиться безнравственным порядкам сильных мира ушедшего.

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
 
         Однажды Павлу Михайловичу Третьякову принесли картину «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» кисти Николая Васильевича Неврева. Её  нашли  на чердаке одного московского дома при разборке старья.
 Хранилось картина не слишком бережно, настолько, что даже прорвалась — как раз на лице продаваемой крестьянки. П. М. Третьяков отреставрировал картину и выставил на всеобщее обозрение. Произведение имело большой успех и признание. В 1866 году Общество любителей художеств присудило её автору Н.В. Невреву первую премию.

            Крепостничество и его суть было показано через обыденную бытовую для той жизни сценку настолько ярко, что «Торг» надолго затмил все другие произведения художника. Такая большая слава этой картины сыграла, как ни парадоксально, недобрую роль в жизни своего создателя. Она не позволяла современникам в полной мере оценить в Нев­реве ни таланта постановщика исторической сцены, ни мастерства портретиста.

 


Рецензии