Колокол по иллюзиям. Ч. 13

   Продолжение. Предыдущая часть http://proza.ru/2017/02/19/2144

   Я молча ждал, чтобы комбат высказался.

  -Ваши "секретчики", - продолжил он, -  самовольно получили в спецбиблиотеке секретные учебники и тетради по истории военного искусства и раздали их курсантам на зачёте, что категорически запрещено!
 
   Допустим, Вы при этом не присутствовали, но с Вас, старший сержант, ответственности это не снимает, это должностное преступление! - подполковник остановился перевести дух.

   Должен заметить, что наш командир батальона был прекрасным командиром и человеком.
 
   Но мне, да и не только мне, часто казалось, что ему каким-то странным образом удавалось пребывать в вымышленном идеальном, совершенно оторванном не только от армейских, но и вообще от советских реалий мире.
   
  -Разрешите доложить, товарищ подполковник?
   
  -Слушаю Вас!
    
   Я не собирался передавать комбату наш разговор с преподавателем,  поэтому начал так:
 
  -Товарищ подполковник, секретчики получили материалы по моему указанию… - тут я запнулся, потому что увидел приближающегося к нам преподавателя.

   Комбат обернулся,  не заметить огромного полковника было невозможно даже в полутёмном коридоре.
   
  -Товарищ полковник, - сказал комбат, - только что я видел, как мои курсанты списывают зачётную работу из учебников…

   Полковник положил свою лапищу на погон комбата и сказал по-дружески:
   
  -Слушай, Ильич (это было отчество комбата), что ты так официально, "полковник"? Пойдём к нам на кафедру, выпьем кофе и поговорим. И не будем мешать старшему сержанту писать очень серьёзную работу, - полковник убрал руку с плеча комбата и пошёл по коридору в направлении  преподавательской.

   Комбату ничего не оставалось, как пойти за ним. Правда, он бросил мне на прощанье, что наш разговор ещё не окончен и чтобы после окончания зачёта я немедленно прибыл к нему.

   Я ничуть не сомневался, что бывший диверсант сумеет разъяснить комбату, как "делается" военное искусство, и потому спокойно дописал работу.

   Только я поставил точку, щёлкнул замок, известив о прибытии полковника.

  -Давай! – протянул он руку, - показывай своё исследование.
    
   Я освободил кресло, он сел и внимательно пробежал взглядом четыре страницы работы, потом долистал до конца и посмотрел черновик.
 
  -Неплохо! – сказал он. – Значит, операция имела ограниченную цель и небольшую глубину и, возможно, была отвлекающей для оттягивания сил противника с какого-то более важного направления. 

   Слушай, - он внимательно посмотрел на меня, - ты часом доклад маршала Жукова не читал? А, может, это ты его и писал?! – он громко расхохотался.
    
   Потом он опять уткнулся носом в мой опус.
    
   Через минуту он опять поднял глаза на меня:
    
  -Значит, по-твоему,  Хемингуэй неверно описал постановку задачи диверсанту.
      
   Что её должен был ставить не генерал, командир дивизии, у которого и без того забот хватает, а офицер инженерного отдела штаба.
      
   Потому что, по Хемингуэю, Джордан всего год занимался подрывным делом, он не инженер, а гуманитарий и поэтому не может сам решить, как взорвать мост так, чтобы его можно было быстро восстановить, что требует комдив.
      
   Кроме того, считаешь неоправданным  взрывать мост, по которому через два часа  должна  пройти наступающая дивизия, включая танковый полк.
      
   Хемингуэй пишет, что в районе моста есть партизанские отряды, поэтому, по-твоему, с их помощью можно было бы задержать  переброску фалангистами подкреплений  в естественных дефиле и удерживать мост до подхода республиканцев.
    
   И, принимая во внимание небольшую глубину наступления, считаешь, что вместо авианалёта нужна артподготовка гаубицами с закрытых позиций по установленным  координатам целей с последующей поддержкой огнём по данным корректировщиков.
    
   И ты думаешь, что операция отвлекающая, потому что для сохранения  в тайне концентрации республиканских войск  не предпринималось никаких мер. 
    
   Даже наоборот, Хемингуэй пишет о многочисленных глубоких колеях от гусениц танков, которые обязательно должна была обнаружить воздушная разведка фалангистов.
   
   Полковник замолчал, но потом не выдержал:
   
  -Неплохо ты с романом разобрался! А то есть в Москве отдельные граждане, которые требуют издать этот роман для массового читателя. Вот  Военно-историческое общество и собирает критические материалы, чтобы роман и дальше оставался только "для служебного пользования".
 
   Он спрятал мои листки в портфель и сказал:

  -С комбатом уладил, не волнуйся. А теперь есть ещё десять минут, давай вместе проставим твоим курсантам оценки,  ты же лучше меня знаешь, кто что заслуживает, - он вынул из портфеля зачётную ведомость.

   Я был в шоке. Меньше всего мне хотелось даже в самой ничтожной степени способствовать  возможному запрету этого прекрасного романа…


   Продолжение следует http://proza.ru/2017/02/21/2340


Рецензии
Да, думается, Хэмингуей как-то не заморачивался вопросом, а не запретят ли его произведение часом в СССР? Везет авторам, они же вовсе не обязаны придерживаться реалий, да и разбираться в тонкостях инженерно-военного искусства?

Пытаюсь улыбаться.
С уважением
Елена

Елена Ахмедова   29.04.2019 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Можете смело улыбаться! Он издавал роман в США без всякой оглядки... С уважением, Борис

Борис Готман   29.04.2019 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.