Князь Игорь звезды сошлись в апогее
Фантастика! Два изумительных оперных спектакля на исторической сцене Мариинского театра подряд! Не успела я отойти от восторга по поводу исполнения оперы «Иоланта» Петра Ильича Чайковского, как тут же впала в новый после оперы «Князь Игорь» Александра Бородина (16 февраля).
Когда великую оперу великого русского композитора в прекрасной классической постановке вдохновенно исполняют прекрасные певцы, хор, музыканты и дирижер (Михаил Синькевич) великого – Мариинского – театра, то она и звучит, как шедевр! Наконец-то мне повезло услышать эту потрясающую и любимую оперу в столь великолепном исполнении! В театре – впервые, хотя это уже третий «Князь Игорь» за последний год. Самое замечательное в прошедшем вчера спектакле – это прекрасная музыка, замечательное пение и воодушевление ВСЕХ исполнителей, которое передавалось зрителям, заряжало их энергией и оптимизмом. Такой же магнетизм оперы я помню только на осенней «Аттиле».
И что интересно, ведь и опера рассказывает о роли душевного подъема, о значении силы духа для войска, для военачальников, для каждого человека. Это дает смелость противостоять врагам, преодолевать горечь поражений, сохранять честь в трудных обстоятельствах. И не важно, мужчина ты или женщина, княжеского рода или крестьянского, именно воодушевление позволяет быть храбрым, решительным, достойным уважения. Это очень наглядно видно в начале спектакля, когда бояре и князья, ратники и простолюдины, испугавшись солнечного затмения (на самом деле оно не происходит так молниеносно), потеряли присутствие духа и усомнились в своей силе и возможности победить половцев, совершавших набеги на русские земли. Они были деморализованы «дурным знамением», полны плохих предчувствий. Они, все, кроме князя, не хотели идти воевать с половцами, и военный поход оказался проигранным, даже не начавшись. Князь и княжич попали в плен к хану Кончаку…
Но исполнителям оперы «Князь Игорь», видимо, душевный подъем помогал быть в апогее, в высшей точке звучания – певцам, которые так органично превратились в своих персонажей; хору, чья многоголосая мощь вызывала душевный трепет и уверенность, что народ – это сила; танцовщикам, которые летали по сцене, плясали, как «в последний раз», заставляя забыть все предыдущие варианты «Половецких плясок» хоть в виде отдельного балета, хоть как часть оперы; музыкантам, у которых музыка Бородина впечатляюще звучала, рисуя величественные картины природы, жизни в ханском стане и княжеском дворце, отражая многообразные переживания героев, их тревогу, надежду, решимость; и дирижеру (Михаил Синькевич), который крепко держал в руках руль этого гигантского оперного корабля!
С первого звука меня покорил князь Игорь (Александр Никитин), сочный, звучный и властный баритон. Настоящий воинственный решительный князь, спаситель Отечества, у которого поначалу разброд и шатание в войсках и рядах бояр-сподвижников. Потом и они воодушевляются, благодаря княгине, желая отразить очередной набег и победить!
Порадовал и Михаил Петренко (хан Кончак), бас которого хорошо вписывался в восточный колорит партии. Немного растерянным и колеблющимся был княжич Владимир (Дмитрий Воропаев), красивый голос хорошо звучал и в ариях и в дуэтах с Кончаковной (Анна Кикнадзе). Я слушала ее в этой партии летом, когда она заменила в спектакле Ольгу Бородину. Не скажу, что тогда сильно впечатлилась. Но вчера она была прекрасной ханской дочерью и вокально, и внешне, и драматически. Вот тоже, видно, звезды сошлись!
Замечательно пела Татьяна Павловская (Ярославна), была такой настоящей княгинюшкой, особенно прочувствованно звучал ее плач на городской стене.
Самым большим сюрпризом был прекрасный князь Галицкий (Александр Морозов). Как ему подходит эта партия и роль! И голос звучит прекрасно, и эмоционально разгульный братец княгини очень достоверен! Браво!
В маленькой роли понравился Михаил Макаров (Овлур) и гудошники (Олег Сычев и Андрей Зорин).
В «Половецких плясках», исполненных как-то особенно темпераментно и зажигательно, блистали очень грациозная Алиса Петренко и Максим Изместьев, который был неправдоподобно легок в прыжках и по-кошачьи ловок.
На спектакль я попала почти случайно, но очень довольна, что выбрала его. У меня был билет на балет «Драгоценности», но я поняла, что не получу удовольствие на балетном спектакле, зная что в другом зале идет такая великолепная опера и поют хорошие артисты. И в последний момент обрела практически копеечный билет, за бесценок избавилась от своего билета на балет и пошла. И порадовалась, что никто не может потребовать от меня отчета в таких нерациональных действиях и всерьез сказать, как мой хороший знакомый в шутку: «Был бы я твоим мужем, посадил бы тебя на цепь, поставил бы рядом еду, чтоб не шлялась по театрам». На это я посмелялась и вспомнила любимую цитату моей мамы из Шолом-Алейхма: «Мне хорошо, я сирота!». Но в грустной повести «Счастье привалило» это говорил мальчик, у которого все было плохо. А я подумала очень даже радостно. Свобода выбора – это здорово!
Свидетельство о публикации №217022002326