3-е измерение, без которого музыка - уже немузыка

Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам - 3

ТРЕТЬЕ   ИЗМЕРЕНИЕ,   БЕЗ   КОТОРОГО   МУЗЫКА   ПЕРЕСТАЁТ   БЫТЬ   МУЗЫКОЙ               


Я  -  музыкант с отличным по современным меркам высшим образованием,  но  я давно уже убедился в том,   что оно неполное  и даже ущербное,   как,  впрочем,  и у всех других,  кто  учился и учится  музыке в наше время.

И в этом нет вины моих конкретных учителей — они сделали для меня всё,  что могли и даже больше — спасибо им за это.  Но  они  не могли учить меня тому,  чего  сами не знают.  А  без  этого «чего»  -   музыки нет и быть не может.

Любая наука является наукой лишь  в той степени,  в какой она основана на математике,  может  быть  ею  описана  и  проверена.   И  музыкальная наука является именно такой  - ТОЧНОЙ  по определению наукой.  Однако это утверждение  будет  отвергнуто с порога  99  из  каждых 100 современных музыкантов  и утонет в их гневных протестах.  Они об этом не знают и знать не желают,  как и их учителя.  Но математичность музыки — бесспорный  факт,  а не моя личная выдумка.  И  этот факт известен тысячелетиями.  Слово специалистам:

Еще не было математической науки, но в музыкальном ритме сущность пропорций, симметрии и отношения единиц времени уже открылись человеку; еще не было геометрии, но в мелодиях, которые пел человек, уже было представление о существовании верха и низа, о разных «точках пространства», которые обозначали разные по высоте звуки. Древнейший человек мыслил с помощью музыки еще до того, как открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от нее.

Глава из книги "Музыкальные способности".
Кирнарская Дина Константиновна,
доктор искусствоведения.



«Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют квазигеометрические музыкальные понятия. К тому же музыка процессуальна, а математика берется описать самые разнообразные процессы в абстрактных категориях — категория производности и непроизводности, на которых построено все музыкальное формообразование, крайне математична. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же как в музыке. В математике только то верно, что прекрасно» - http://vp-ch.ru/Muzyka-i-matematika


ПИФАГОР И ЧИСЛОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ
 Гармонические числа, соотношение которых рождает музыку, были найдены Пифагором. Легенда повествует о том, что, проходя мимо одной кузницы, Пифагор услыхал стук молотов, которые с точностью передавали музыкальные созвучия. Он велел взвесить молоты. Оказалось, что из двух молотов, находившихся в расстоянии октавы, один весил вдвое больше другого; что из двух, находившихся в расстоянии квинты, один весил в три раза больше другого. А для расстояния кварты — один весил вчетверо больше другого. Легко было сделать подобные вычисления относительно терций, тонов и полутонов. После опытов над молотами, Пифагор и его ученики произвели опыт над струной, натянутой гирями. Оказалось, что когда струна издавала какой-то звук при определенном весе гири, то для повышения этого звука на октаву, вес гири потребовался вдвое больше; для квинты — только на треть больше, для кварты — на четверть, для тона — на одну восьмую, для полутона — на одну восемнадцатую, или около этого. Потом пифагорейцы провели еще один эксперимент. Они натянули струну, которая при всей своей длине издавала какой-то звук. Прижатая струна по середине, давала октаву от первоначального звука. Прижатая на одной трети длины — квинту, на четверти — кварту, на восьмой доле длины — тон, на восемнадцатой — полутон. Так как древние определяли по движению числа Душу, то количество движения должно было служить для них мерою количества Души. Они видели это количество, выражаемое цифрой 114695 при 36 тонах — гармонических ступеней Мировой Души.
Под музыкой последователи великого мудреца понимали не только звуки, извлекаемые из однострунного музыкального инструмента древних греков монохорда, но и звучание космических тел, пение светил, которое они воспринимали не метафорически, но реально. Пифагорейцы были убеждены, что вселенная устроена гармонически упорядоченным и симметричным образом. Вот что пишет Е.Блаватская о космической октаве пифагорейской музыки сфер: «Именно на числе семь Пифагор oсновал свою доктрину Гармонии и Музыки Сфер, назвав «тоном» расстояние Луны от Земли; от Луны до Меркурия — полутоном, так же как и от Меркурия до Венеры; от Венеры до Солнца — полтора тона; от Солнца до Марса — тон; от Марса до Юпитера — пол-тона; от Юпитера до Сатурна — пол-тона и от Сатурна до зодиака — один тон; что составляет семь тонов — диапазон гармонии (выделено – П.С.). Вся мелодия Природы заключается в этих тонах и потому называется «Голосом Природы»».   
                Сергиенко П.Я. “Математика гармонии»


Из приведённых цитат видно,  что математическая природа музыки  уже  была известна более двух тысяч лет назад.  Однако  именно этот  факт  сегодня  является страшной тайной,  которая тщательно скрывается от  студентов  и публики.  За все годы моей учёбы и работы я ни разу не видел и не слышал этой информации в учебниках или курсах музыкальных учебных заведений.  Даже  музыковеды и музыкальные критики  не смеют  упоминать эти факты  в  статьях  и своих рассуждениях  об якобы  «абсолютной свободе творчества»  современного музыканта.  Однако  какая же тут может быть свобода ,  когда каждый знает,  что  где  математика -  там  любые пятью пять  обязательно  двадцать пять,  но не двадцать три  и  не семьдесят восемь.  Где математика — там всегда  закономерность,  логика,  но  никак  не  «абсолютная свобода  творчества»,  которой обычно оправдывают  простое  нежелание  или неумение  работать  и  думать.

Даже дедушка Мороз — и тот не свободен в своём творчестве.  В своих рисунках на замерзших окнах он никогда не рисует какие-то фантастические,  небывалые на земле цветы и листья — ничего подобного,  это всегда  прекрасно известные  ботаникам листья и цветы совершенно определённых растений.  Казалось бы,  ну что может быть общего между цветком,  зелёным листком и замерзшей каплей воды на окне? — Математика.  Законы роста кристалла описываются одинаковыми уравнениями:  и для листка,  и для  цветка,  и для  капли. 

Эти казалось бы безобидные сведения о математичности музыки  являются абсолютным табу для существующей сегодня системы музыкального образования,  построенной и существующей на полном противоречии  фактам  и упорном  отрицании  очевидной  и неразрывной связи  музыки и математики.  Ни в одном известном мне учебнике или курсе музыки эта связь ни разу не упомянута. 


Музыка,  как и все науки,   имеет своей целью передачу человечеству сведений об окружающем нас  мире,  его  законах,  принципах  и  устройстве. Но,  к сожалению,  музыкальная  наука  мир этот   людям  преподносит  не  настоящим,   объёмным,  трехмерным,  а  «в  доступной плоской  форме».  То-есть,  не в трёх,  а лишь в двух  измерениях  — дёшево и сердито,  как говорится.

Можем ли мы себе представить,  чтобы в проектных чертежах чего угодно,  создаваемого людьми,  отсутствовало бы одно из измерений?  То-есть,  чтобы указывались ширина и высота самолёта или автомобиля,  но  длина  никаким образом не упоминалась бы.  Или чтобы  в проекте дома указывались бы лишь длина и высота помещений,  но  без упоминания их ширины?

А вот в записи и в обучении музыке  сегодня  отражены  и  представлены лишь два  измерения КАЖДОЙ музыкальной ноты из трёх  существующих  измерений . Та же самая  ситуация  и во всей имеющейся по музыке литературе.  Нелепость этой ситуации давно уже замечена, и  даже  предпринимались  специальные исследования по выходу из данного тупика.  Однако  все результаты этих исследований (о них речь будет позже) не  просто нулевые,  а отрицательные.  Все исследователи в один голос  утверждают,  что  третье измерение в музыке крайне важно и необходимо.  Но  это 3-е измерение  якобы  невозможно  хотя бы  каким-то  способом  в нотах маркировать, помечать.  А потому и изучать, а тем более обучать этому измерению — тоже невозможно.

Это — неправда.  Всё это вполне  возможно,  и  все  многие сотни моих (за полвека) учеников,  начиная с шестилеток,  без труда  делали и  делают именно то,  что  «представляется  абсолютно  невозможным»  прославленным университетам.

Напомню читателям,  что  КАЖДАЯ  музыкальная нота имеет  ТРИ основных измерения:

1. ВЫСОТА НОТЫ — определяется количеством колебаний звуковой волны в секунды.

2. ВРЕМЯ НОТЫ  - положение ноты во времени -  точное время начала и прекращения
            звучания  данной ноты

3. СИЛА (ИНТЕНСИВНОСТЬ) НОТЫ — определяется амплитудой колебаний,  её   
            называет нередко  громкостью.
            При обучении эту характеристику удобно называть ТЕМПЕРАТУРОЙ  -  под таким
            названием ученикам  легче уловить точный смысл данного измерения.
               
            Например,  первая нота  в  мелодии тёплая,  вторая чуть холодней,  а  третья очень
            горячая, итд.  Интенсивность (силу,  температуру)  данной, конкретной ноты не следует 
            путать со  «средней  температурой  всех  больных по всей  больнице»,  то-есть, общим 
            уровнем громкости  всех вместе нот данного места   музыкального  произведения, 
            обозначаемым известными всем музыкантам знаками «форте», «пиано», итп.
            
         

По ВЫСОТЕ ноты написан океан литературы,  почти везде знают,  как её определять  и   
как ей обучать.

По ВРЕМЕНИ ноты написано море литературы,  во многих школах знают,  как этому измерению  ноты обучать.

По СИЛЕ (ИНТЕНСИВНОСТИ) НОТЫ не написано ничего,  кроме жалких оправданий своей беспомощности,  и обучать этому измерению  НИГДЕ НЕ УМЕЮТ и УМЕТЬ НЕ ХОТЯТ.


Данная книга -  шаг к исправлению сложившейся нелепой ситуации.

Я научился работать с этим третьим измерением ноты ("Интенсивность") сам  и  с удовольствием  делюсь этими знаниями со всеми желающими.   Мне удалось узнать,  развить и успешно применять на протяжение десятилетий  точное обозначения силы любой ноты любого музыкального произведения.   А главное - исследовать  и  обосновать логику  и  точные правила ударений и смягчений музыкального языка в целом. 

  Любая музыка любого жанра полностью подпадает под эту единую (для всей музыки в целом) логику,   и все её ударения и смягчения описываются одними и теми же правилами "музыкального произношения".    Вживую - это всегда работает отлично (с любым инструментом,  голосом,  хором итд.)    А вот если только прочесть, не видя и не слушая (точнее, «просмотреть по диагонали»,  как водится) -  работает слабо. 

Правда,  одна моя заочная ученица из Австралии   прислала мне  недавно  письмо,  что  всё мол,  что она у меня прочла «работает как бомба» ("works like bomb")  -  это означает  « очень хорошо» для англоязычных.


Практически все (мои ученики, коллеги,  слушатели),  имевшие возможность слышать и  сравнивать правильные, естественные для музыкального языка ударения и смягчения с их искажениями (что типично для современного исполнительства из-за утерянной культуры работы над произведением по его тексту - вместо этого сегодня обычно просто  пытаются  скопировать чью-то попавшуюся под руку запись) чувствуют  затем и навсегда  отвращение к этому роду музыкальной фальши.

Так на днях мой очень пожилой ученик по фортепиано  (режиссёр ТВ и драмтеатра) пожаловался,   что после нескольких месяцев занятий со мной он  полностью утратил возможность  слушать концерты студентов местного университета.  По  его словам,  он теперь не может вынести и 5 минут их бессмысленного исполнения - "акробатики вместо музыки".

Те же,  кто усвоил и применяет в своей музыке эти несложные правила,  неизменно вызывают удивление публики  и  восторженные комментарии экзаменаторов и судей конкурсов своей "исключительной музыкальностью".   Хотя они всего лишь навсего не делают обычных,   безграмотных ошибок,  которые у всех на слуху и давно всем исцарапали уши.

В настоящее время я учусь делать и помещать в текст   видеозаписи  -  иллюстрации к моим рассказам и утверждениям.   Если Бог даст мне достаточно времени, сил и здоровья  -  они должны вскоре появиться в каждой главе настоящей книги. 


Рецензии