Яков Бёме и Тайная Доктрина, У. К. Джадж

«Теософ», апрель 1886 г.

Якоб Бёме (или, как некоторые говорят, Бёмен) был немецким мистиком и спиритуалистом, который начал писать в 17-м веке. В своих работах он помещал картину ангела с трубой, из которой выдуваются слова: «для всех христиан, евреев, турок и язычников, для всех народов земли это Труба звучит в последний раз.» На самом деле это было необычным символом, но автор был мистиком, и, как показывает опыт, путь мистика необычен. Как говорит Иов, путь которого «орёл не знает». Как птица пронзает вечный эфир, так мистик двигается по пути, который не всем виден. Поэтому необходимо соблюдать осторожность, подобно тому, как вспыхивает мощный свет, а после него остаются только блики. Так и для тех, кто ищет духовную мудрость, остаются только намёки. Тем не менее, по этим «следам», как их называют в каббале, можно различить путь и найти истину.
Бёме был из небогатой простой семьи, лишённый хорошего образования. Он был всего лишь сапожником. Тем не менее, из уст этого малообразованного человека звучали великие истины.
Было бы бесполезно исследовать последствия кармы, которые осудили его к такой жизни. Она, вероятно, была чрезвычайно необычной, потому что, хотя он и понял истину и смог по достоинству оценить её, но в то же время он не мог изложить её во всём совершенстве. Но он выполнил свою работу, и не может быть никакого сомнения относительно его последующего воплощения. Как говорит Кришна в Бхагавадгите, он был уже или в скором времени будет «рождён в семье посвящённых мудрецов»; а оттуда «он достигнет наивысшего пути».
Его жизнь и сочинения являются ещё одним доказательством того, что религия великой мудрости – Тайная Доктрина – никогда не была оставлена без свидетелей. Рождённый христианином, он всё-таки увидел эзотерическую истину, лежавшую под мхом и корой веков и из христианской Библии извлёк для слепых собратьев жемчуг, который они отказались принять. Но он получил знания не только из христианских Писаний. Перед его внутренним взором открылась панорама реальных знаний. Когда у него открылось внутреннее видение, он смог увидеть то, что знал в прошлой жизни, Сначала он не понимал этого, но это подвигало его писать духовные книги в эзотерической манере. Сначала книги появлялись в уме, и его дух с помощью прошлого опыта, и, возможно, живых хранителей сверкающей лампы истины, мог прочитать их правильно.
Его работа называлась «Нарождение нового дня»1. В ней он стремился отразить грандиозную философию. Он повествует об обстоятельствах  и причинах создания ангелов, падения их трёх главных иерархий, и об ужасных последствиях, которые вслед за этим пали на вечную природу. Заметьте, не на человека, потому что его не было – но на всю природу, то есть Браму. Затем он говорит, что эти последствия произошли по причине несбалансированности семи сил равновесия Вечной природы или Брамы. Пока семь принципов Брамы были в идеальном равновесии, не было
1 У.К.Джадж приводит англоязычное название «The Dawning of the Eternal Day», в русском   переводе С.А.Петровского книга называется «Аврора или утренняя заря в восхождении»
 
материальной или проявленной вселенной. Так, в Бхагавадгите мы находим, как Кришна говорит Арджуне, что «по прошествии тысячи эпох (или Ночи Брамы) все объекты проявленной материи выходят из непроявленного принципа. При приближении этого дня они эманируют спонтанно. «(Бхагавадгита, глава 8.) Таково учение Тайной Доктрины.
И опять Бёме показывает двойственность Высшей Души. Он говорит в своей работе «Истинная психология или Сорок вопросов о душе», что эти два вечных принципа, положительный и отрицательный, "да" и "нет" в проявлении Высшей Души, вместе составляют вечную природу, - не только в тёмном мире, который называется «корнем природы» - они оба как бы соединены в превосходный нерасторжимый союз.
Это не что иное, как Пуруша и Пракрити, взятые вместе. Это так называется в Бхагавадгите, где сказано:
«20. Но за пределами этой проявленной природы есть другая непроявленная Вечная природа, которая не погибает, когда гибнут все существа.
21. Это непроявленное называется непреходящим, о нём говорят как о высшей цели. Достигшие его не возвращаются. Это Моя высшая обитель.»1
Очевидно, что Высшая Обитель никогда не может быть только в Пуруше, или только в Пракрити, но в обоих неразрывно связанных.
В сочинениях великого философа эта схема относится ко всему, независимо от того, говорит ли он о великой вселенной или макрокосме, или его прообразе в человеке или микрокосме. В сочинении «О трёх принципах Божественной сущности» (De Tribus Principiis) он обращается к трём принципам или мирам природы, описывая её вечное рождение, её семь свойств и два со-вечных принципа; и, кроме того, в сочинении «Троякая жизни человека» он описывает тройственную жизнь человека, из которой можно вывести семь.
В сочинении «О выборе милости» он раскрывает тему, которая часто оказывается камнем преткновения для многих, и это – неизбежность зла, а также добра. Отсюда легко перейти к рассмотрению одного из самых сложных моментов в оккультизме. В Тайной Доктрине говорится, что ничего не является злом, и что даже если мы признаём зло или порочность в человеке, то это – качество или гуна, которое в Бхагавадгите называется раджа (;;) - безнравственность или плохой поступок. Но оно всё-таки лучше равнодушного действия, которое приводит лишь к смерти. Даже злое может привести и приводит к духовной жизни, но равнодушие приводит только к тьме, и, наконец, к смерти.
Кришна говорит в Бхагавадгите, гл. IV:
«17. Надо понимать, что есть действие, запрещённое действие и бездействие. Таинственен путь деяний».
Затем он говорит:
«36. Даже если ты самый грешный из всех грешников, ты преодолеешь все грехи на корабле духовного знания.»
а чуть дальше:
«40. Невежественный, неверующий и сомневающийся - гибнет. Для сомневающегося нет счастья ни в этом мире, ни в следующем.»2

1 перевод  М.С.Неаполитанского
2 перевод  М.С.Неаполитанского
 
И в другой главе при описании себя, он говорит, что он не только Будда, но также самый злой из всего человечества или Асура.
Это одна из самых мистических частей всей тайной доктрины. В то время как Бёме коснулся её вполне достаточно, чтобы показать, что хранил память о ней, он не стал вдаваться в самые тонкие оккультные подробности. Необходимо помнить, что Бхагавадгиту и многие другие книги, касающиеся Тайной Доктрины, нужно рассматривать с семи точек зрения, и что несовершенный человек не может смотреть на неё из центра, только взгляд из семи точек даст полную картину.
Бёме написал около тридцати различных трактатов, все они посвящены важным вопросам Тайной Доктрины.
Достаточно интересно раскрывается тема в первом сочинении «Аврора, или утренняя заря в восхождении». Второе сочинение было посвящено выяснению «трёх принципов человека». В последнем, действительно, можно найти семиричную классификацию аналогичную той, которую Синнетт показал в «Эзотерическом буддизме».
Он считал, что самым большим препятствием на пути человека являются астральные силы или элементалы, которые порождают и поддерживают этот мир.
Затем он говорит о «тинктурах», которые можно назвать принципами. По его мнению есть два принципа: водный и огненный. Они должны быть объединены в человеке и стремиться друг к другу постоянно, для того, чтобы идентифицироваться с Софией или Божественной Мудростью. Многие теософы увидят в этом ключ не только к двум принципах или тинктурам, которые должны быть объединены в человеке, но также ключ к закону, который управляет многими феноменами магии. Но даже если бы я мог, мне бы не стоило говорить об этом более ясно.
Для многих исследователей наибольший интерес в этих работах представляет гипотеза о рождении материальной вселенной. Об эволюции человека от духа до материи, он говорит гораздо больше, чем я мог бы надеяться прочитать. Почти везде он излагал в ней и иллюстрировал Тайную Доктрину. Указанные книги достойны изучения не только западными, но и восточными метафизиками.
Чтобы поддержать эту гипотезу, давайте добавим несколько фраз графа Сен Мартена, преданно изучавшего труды Бёме.
«Якоб Бёме считал само собой разумеющимся существование универсального принципа. Он был убеждён, что всё связано в огромную цепь истин, и что вечная природа представлена семью принципами или основами, которые он иногда называет силами, формами, духовными колёсами, источниками и фонтанами, и что эти семь основ также существуют, но ограниченно в этой неупорядоченной материальной природе. Для этих основных отношений он пользовался следующими терминами: первый терпкость, второй жёлчь или горечь, третий страдания, четвёртый огонь, пятый свет, шестой звук, и седьмой он назвал Сущностью или сутью».
Читатель, возможно, подумал, что автор неправильно понял первые шесть, но его определение седьмого принципа показывает, что он был прав во всём, и мы можем сделать вывод, что реальные значения скрыты под этими именами.
«Третий принцип или страдания ослабляют терпкость, превращают её в воду и открывают проход к огню, который был сокрыт в принципе терпкости».
На этот  счёт  существует  много предположений, и  их исследование
вознаградит ищущего.
«Итак, Божественная София вызвала новый порядок зарождения в центре нашей системы, зажглось наше солнце; от этого проявились все виды качеств, форм и сил. Этот центр является Разделителем».
Хорошо известно, что в древности люди брали от солнца все виды энергии; и если мы не ошибаемся, индусы утверждают, что, когда их Отцы входят в Пара-Нирвану, их накопленная благодать изливается на мир через «Дверь Солнца.»
Бхагавадгита говорит, что Господь всего сущего пребывает в области сердца, и что Господь есть также Солнце мира.
«Земля является конденсацией семи изначальных принципов, и при сокрытии вечного света становится мрачной долиной».
На Востоке учат, что этот мир является долиной, а мы находимся в ней, причём наши тела, достигающие луны, конденсируются в твёрдое состояние в той точке, в которой мы находимся на земле, таким образом, становясь видимыми для человека. Существует тайна в этом заявлении, но не такая, чтобы её не разгадать.
Бёме продолжает:
«Когда же место солнца зажглось, то жестокий огневой испуг из места солнца вознёсся ввысь за пределы места солнца, как жестокая, неистовая молния, и в телесном существе своём захватил с собою ярость огня, отчего вода стала весьма горькою, а вода есть ядро, или ствол, испуга.
Там стоит он теперь, неистовый и буйный, приводящий в движение всё тело сего мира, ибо в том и должность его, чтобы обращением своим в колесе природы приводить всё в движение, откуда берёт начало своё вся жизнь» (О Марсе).
Холодный, острый, строгий и терпкий правитель Сатурн берёт начало и происхождение своё не от солнца: ибо он имеет во власти своей темницу смерти и он - иссушитель всех сил, откуда возникает телесность.
Но так как, однако, и там взошла подвижность силою сокровенного неба, то природа не могла пребывать в покое, а восскорбела к рождению и родила из духа остроты терпкого, холодного и сурового сына, или звезду Сатурн.
Ибо дух зноя не мог возжечься там, откуда происходит свет, а из света через воду -- любовь и кротость; но это было порождением строгой, холодной и суровой яростности, и Сатурн есть иссушитель, губитель и враг кротости, по- рождающий в тварях твёрдые кости». (Это всё – высшая астрология того, кто ничего не знал о ней.)
Подобно тому, как солнце есть сердце жизни и источник природных духов, так и Сатурн есть сердце и причина всех тел и образований в земле и на земле, равно как и во всём теле сего мира».
Когда же оба духа подвижности и жизни взошли из места солнца, через возжжение воды, то кротость силою света, как семя воды, заражая весьма кротко и ласково, опустилась вниз, в темницу смерти: отсюда произошла любовь жизни, или планета Венера.»1

«Меркурий является главным работником планетарного колеса; он – звук, и пробуждает микробы во всём. Его рождение, торжество Света над терпкостью (в которой звук был заперт тишиной), освободило звук путём ослабления вяжущей силы.»
Совершенно очевидно, что, если понять это своеобразное заявление о Меркурии, то изучающий получит глубочайшие знания. Здесь есть соблазнительная приманка для учеников, которые стремятся иметь  контакты
1 «Аврора, или утренняя заря в восхождении» перевод С.А.Петровского
 
с элементальным миром. Но в этом нет никакой опасности, так как все каналы скрыты, и только чистый может преуспеть на первых шагах.
Бёме далее говорит:
«Меркурий пропитывается и питается постоянно солнечном веществом; в нём находится знание того, что было порядком выше, прежде, чем Свет проник в солнечный центр.»
Что касается Луны, то любопытно отметить, что он говорит:
«Она была произведена из самого солнца, в то время как оно становилось материальным, и что луна – его супруга».
Те, кто знает историю Адама, как он был усыплён для создания Евы из его ребра ещё до того, как были даны кожаные одежды, увидит в этом намёк.
Выше изложен далеко не полный рассказ о системе Бёме. Для того чтобы воздать ему должное, нужен полный анализ всех его работ. Тем не менее, этого вполне достаточно, чтобы вдумчивые умы, которые не читали Бёме, обратились бы к нему после прочтения этой статьи, и чтобы хоть один серьёзной читатель его произведений или искатель мудрости получил бы просто намёк, который привёл бы к прояснению сомнений или приобретению новой идеи. Граф Сен-Мартен постоянно читал его; и малейший взгляд на сочинения «Теософские переписки», или «Человек, его природа и…» Сен-Мартена покажет, что из его исследований он многое узнавал. Сколько ещё поддержки окажет западному уму свет, пролитый  на обоих из светильника теософских учений.

«Да исполнится желание праведников».


Рецензии