Познание Образа. Лингвистическое структурирование

Познание Образа. Лингвистическое структурирование. Подготовка рабочего материала. 07.12.2016, среда. Круг. Ч.2

(Сохраняется пунктуация и грамматика рукописи)

     Я, конечно, очень хотел бы обойтись без глубокого погружения в узко-научные дебаты и осознаю, что подобная информация, безспорно, не сможет быть принятой скоро. Слишком велико влияние привычки и слишком велик страх перед любым обновлением. Кстати, страх – содержит корневую основу «СТ», и может быть истолкован как прямое угнетающее влияние на развитие человека с целью прекращения последнего. Страх в подавляющем большинстве случаев связан с чрезмерным и, как правило, необоснованным опасением перед новым.

     Здесь я перехожу дорожку всем лингвистам, языковедам, кои исповедуют исключительно академическую, официально признанную научную доктрину словообразования. Я не стану тратить время на споры и переубеждения, просто буду высыпать порции произведённых наблюдений и изследований. И, кстати, скажу сразу, что некоторые слова с точки зрения «правильных грамотеев» здесь написаны не с ошибкой, как, например, «изследование» или «безспорно», а в строгом соответствии с правописанием древнего русского языка с целью избежать прославление бесовщины.
     Посмотри на содержание смыслов в сочетаниях букв слова «лингвистика». (лие) – венок, (ине) – угнетать, прижимать (сжимать –прим. Авт.), (гв) – обод, окружность, колёса, (вуе) – лишать движения, застывать, иссякать, (ст)- останавливать, устанавливать, утверждать (прим. Авт), (с-ште) – нить, (связующее начало – прим. Авт), (тка) – витая цепочка, (тика) – круговое движение, поступательное движение- прим. Авт). (цит. по В.С. Смирнову «Язык языков» стр. 96 с моими дополнениями).

     «Лингвистика – это венок, напоминающий обод колеса, внутри которого расположены два начала: сжимающееся и иссякающее МН Родона, а также поглощающее (пить) статическое ЖН Родона. Вместе они образуют одно звено цепочки». (Смирнов В.С. там же).

     Взгляни на продолжение ряда понятий-слов с корневой основой «СТ».

     Стол, стул, ставни, стекло, стена, столб, стойка – связаны с распределением зон и мер в пространстве, имеют своё назначение в заданном месте или указывают на ориентиры по местности – столб, стела. Само слово место также содержит корневую основу «СТ». Эти предметы все имеют свою чёткую пространственную прописку и при этом организуют само пространство, например, комнаты, или разделяют пространства, например, стекло – внутренне пространство (дома) от внешнего (улицы). И так далее.

     Ступень, степень, стоп, стадия, стадион, станция, дистанция, станица – также пространственно ориентированные понятия, связанные с двумя основополагающими ипостасями мироздания: движение и покой (стагнация). Это внешние признаки взаимодействия в преодолениях для возможности роста, становления и развития, являющиеся неким аналогом внутренних состояний в самом человеке. Вспомни Евангелие от Фомы: «И если кто спросит тебя, каков знак Отца твоего, отвечай тому: движение и покой».

     В продолжении следующая производная связка: ступень, ступня, ступать, ступа, ступица, стезя, поступь, поступок, поступательное движение – связаны с движением, с преодолением пространства, взаимодействием творения (движения) с твердью (остановкой). Все указывают на изменения по отношению к месту положения во внешнем и внутреннем пространстве. Так наглядно видно, как благодаря нынешней системе обрЕзования деградировало понятие слова ПОСТУПОК. Раньше для поступления в ВУЗ необходимо было сдать и школьный выпускной экзамен и институтский вступительный, и в этом был поступок, если бы мы говорили образно с большой буквы – серьёзное жизненное испытание. Теперь же понятия Поступок, в смысле поступил у современных абитуриентов нет, так как нет действия, связанного с ним. Это действие подменили более подходящим в случае с ЕГЭ понятием «приняли», то есть проверили соответствие набранных баллов и зачислили. Я полагаю, что далее объяснять в чём различие этих понятий не стоит, всё наглядно.

     Стойка, стойкость, стоять, стоп, стопор, противостояние, остановка, стойбище, расстановка – указатели на установленные ограничения для движения, продвижения в пространстве или относительно него. Опять же, пространство разсматривается не только внешнее, но и внутреннее.

     Стан, останки, стать (сущ.), стать (гл.), остатки – неизменное, обездвиженное, лишённое движения, жизни, стабильное.

     Пост, погост, остов, остров, мост – обозначение ограниченного пространства, соединение пространств, выделение части маленького пространства из большого, некая отдельность – снова видим пространственно ориентированные смыслы и значения.

     Стройка, строение, строй, построение, настроение, расстройство – организованное пространство (в том числе и внутреннее), организация упорядочивания, гармонизации – устройства. И устройство как техническое изделие – организованное, сотворённое к конкретному назначению по цели и месту, в коем соединились движение (творение) и твердь (предмет, прибор).

     Стать, статика, стационар, статичность, статистика, статус, статский советник – назначение, стабильное, узнаваемое, неизменное состояние, определяющее положение в обществе на уровне достижения, заслуг (социальное пространство), в прикладной науке (производственный учёт – техническое пространство), в строениях (внешнее пространство, архитектура).

     Рост, Раст. Растение, растяжка, рост, расти, просто, становление, постановление, расстановка, установка, Устав, расстояние, растяжка – состояние относительно места, изменение соотношений (положений) точек в пространстве, ограничение усложнения, обретение фиксированной позиции, установление определённого порядка. И здесь без труда определяется движение относительно заданного пространства.

     Стик, стикер, стика (круговое движение), Свастика, тикать (часы тикают – ходят на месте) – вращательное круговое движение, движение эволюции, ограниченное направлением, то есть организованное, не хаотичное, отражение состояния, информации, несущее информацию, задание параметров.

     Стать, перестать (быть), становиться, остановиться, стагнация; статика, сталь, страда, страдать, старость, страсть, старание, усталость, система – остановленное движение, жёсткое ограничение, невозможность преодоления, изменённое и необратимое состояние, достижение порогового или тупикового состояния. Резкий дифференциал двух начал: стремящийся к нулю у движения и стремящийся к безконечности у покоя (статики). Стремление к равновесию.

     Стремление, устремлённый, стремглав, стремянка, лестница – задать направление для движения относительно двух и более плоскостей в пространстве.
    Стопа, ость, кость, трость, костыль (опора), остео- (медицинское), остеохондроз – к опорно-двигательному аппарату; для осуществления передвижения в пространстве, опираясь на ноги или вспомогательные средства. Снова видим соединение движения и тверди.

     Стыть, застыло, остыло, студень, стужа, постылый – остановленное путём замерзания движения, роста, изменения, замедление или остановка процессов.

     Страты, стратификация – установленный порядок, организация социальной иерархии.

     Страна, сторона, странник, странный, потусторонний – направления в пространстве, организованное узнаваемое направление – стороны света, отношение к другому измерению, изменённое положение относительно какого-то места.

     Посмотри на эти слова-понятия своим внутренним взором и определи тонкие связующие грани их взаимопроникающего и дополняющего смыслы и значения единой глобальной организации мирового (вселенского) пространства с точки зрения безконечного взаимодействия изменений (движения и творчества) и стабильности (статичности, завершённости). Это как две стороны одной и той же медали.

     Не бойся задать себе вопросы для более строгого рассмотрения данной темы с позиции обретения подлинного понимания смысла (значения) выражения ОБРАЗ, образное мышление, образное восприятие картины мира и найди те характерные уникальные качества этих состояний и качеств, которые у нас отняли в системе стандартного обрЕзования. Здесь «сиСТема Стандартная» как двойной капкан, напасть в квадрате, замкнутый круг, безысходность.

     Пасть (сущ.), пасть (гл.) духом, впасть в немилость, напасть, безысходность, неотвратимость – фатальный исход для движения, быть сожранным, лишиться эволюционирования, оказаться в западне, безвозвратное, необратимое состояние.

     Я вижу недостаточным образование, полученное и в школе и в ВУЗе, которое ограничивает познание словоформ и смыслообразование, ограниченное разделами языковедения – лингвистикой, семантикой, этимологией, морфологией, грамматикой и другими. Все они могут и должны быть, но не в разрыве с философским, этнокультурным и психологическим знанием (науками), которое не ограничивается стандартными установками правил и норм говорения и написания связанного по смыслу текста. Ведь ещё в нашей советской школе образца 70-х нам говорили, что знание родного языка, понимание смыслов в литературе невозможно только за счёт выученных правил. Необходимо нарабатывать опыт проникновенного понимания сути сказанного не только в строке, но между слов. И для этого были даны конкретные методики и инструменты научения: сочинения и изложения, пересказы и многое другое. И приобретаемый опыт постижения явных и скрытых смыслов назывался лингвистическим чутьём. Например, морфология как система механизмов языка, обеЗпечивающая построение и понимание словоформ не может опираться лишь на закреплённые последними правилами, поздними обоснованиями происхождения слова. Для его глубинного понимания встроенных значений, того, что называют сутью или истоковым значением, необходимо соединение современного толкования с древнейшим, взятым из мифов, преданий, сказок. То же самое касается и грамматики, которая многие родные слова в их написании и произношении изменила их до неузнаваемости с позиции древнейших знаний, первородного смысла. И мы на этом фоне получили слова-перевёртыши и искажённые, искалеченные понятия. А потом удивляемся, отчего так плохо и неправильно живём!

     Не бойся посмотреть на это новыми глазами и задай себе труд увидеть в себе те тонкие резонирующие в душе вибрации от слов, которые ты направляешь во внутреннее переживание (чувства и эмоции). При внимательном и длительном изучении в себе этих резонирующих мотивов и оттенков значений, ты увидишь настолько много нового, что без преувеличения будешь ошарашен. Это связующее обновлённое знание условно низшего и высшего порядков выведет тебя на качественное конкретное понимание таких высказываний, как «что в микрокосме, то и в макрокосме» или «всё едино, да не всё равно». Если ты сумеешь ухватиться за такую СТруну и правильно наСТроить её, то получишь удивительно созидательную ноту, открывающую тебе новые пределы, казалось бы, известных пространтсв. Самое интересное, как всегда, впереди.
(Продолжение следует)


Рецензии