Познание Образа. Лингвистическое структурирование

Познание Образа. Лингвистическое структурирование. Подготовка рабочего материала. 07.12.2016, среда. Круг. ч.5

(Сохраняется пунктуация и грамматика рукописи)

— Маги никогда не говорят впустую, — сказал он. — Я подбираю слова исключительно тщательно, когда говорю с тобой или с кем-либо еще. Разница между тобой и мною состоит в том, что у меня нет времени, и я должен поступать соответственно. Ты же, наоборот, уверен, что располагаешь всем временем этого мира, и тоже действуешь соответственно. Конечным результатом нашего поведения является то, что я взвешиваю все то, что собираюсь сказать, а ты нет.
                «АКТИВНАЯ СТОРОНА БЕСКОНЕЧНОСТИ» К. КАСТАНЕДЫ
    
     И я бы не стал впустую тратить время на развлечение тебя в смысле отпускания ни к чему не применимой информации. Но есть причина у тебя и причина у меня, по которым мы вынуждены и должны ещё какое-то время взаимодействовать в рамках поступающей информации. Наши смыслы и поля столкнулись или состыковались. Я буду продолжать настаивать. Чтобы разсматривал продолжение действий на тебя, твоё восприятие этой корневой основы «СТ». Это не просто какая-то случайная подборка неструктурированных совпадений, как если бы мы разсуждали как обыватели. Ты знаешь уже, что и сама случайность в нашей трактовке имеет совершенно иные значения. И эту структуру взаимодополняющих, взаиморазширяющих, взаиморазкрывающих понятий мы будем возсоздавать как бы сызнова и вместе. Это методика построения нового знания, которое не изходит из академических учебников.

     Важнейшая практика, которую я описываю таким способом, который в готовом виде сразу тебе не предъявляю. Но требую выполнения простых действий, которые приведут тебя к возможности прочитывать сложнейшие и тончайшие смыслы, изымать их из самой природы вещей, в среде которых нам суждено жить.

     В писании у евреев написано: «Бог создал тверди, на шестой день завершил свои творения и сказал: «И это хорошо». Таким образом он утвердил, закрепил свои творения, дав им основу, опору, начала их роста и развития (эволюционирования). Установил, остановил… Можно сказать, что он создал Землю как станцию, остановку, где путешествующие в пространствах могут найти себе временное пристанище (станицу), где они будут проходить сознательные эволюционные преобразования в самих себе. И в этом примере можно наблюдать логическую цепочку установок: каждый человек легко узнаёт картинки (образы), которые не изменяются, существуют «испокон веку», постоянны и статичны – то, что однажды сотворено. Даже в этом слове постоянно улавливается сочетание «СТ», не смотря на разделение гласной «о». И в народе поговаривают: «так сложилось» или «так повелось», то есть так кем-то установилось. «Кто завёл так, я не знаю, но завёл нехорошо. Я гадаю, я считаю, я искал, да не нашёл…»  (А. Градский)

     В лингвистическом смысле человек осваивает пространства применяемых им же (группой людей, обществом) понятий и значений просто даже не задумываясь откуда они взялись, почему и зачем. Но каждый раз называя их (понятия, слова), мы как будто с ними заново знакомимся, и так на протяжении всей жизни. Мы изучаем пределы их распространения, области применения, взаимодействия со смежными или противоположными категориями и так далее. И происходит это таким образом, что человек сначала просто привыкает к речи, но практически мало её разпознаёт. Это хорошо видно на примере маленьких детей: много раз надо сказать: «Осторожно, горячо!», но он не знает и как будто не верит, и всё хочет испытать сам. Обо многих понятиях человек просто догадывается по большей части; они в процессе воспитания-обучения «прилипают» к нам на каком-то интуитивном, что ли, уровне. Но палец, указующий на Луну не сеть Луна.

     И здесь снова должен оговориться. Все эти построения и изыскания не связаны с изучением религиозного или философского символизма, так как словарь глубинных смыслов древнейших слов и понятий русов формировался из истоков вселенского Знания задолго до существования и философии, и, тем более, религий. И символические связи в языках на основе межкультурных, межрелигиозных, мажэтнических отношений интересовать более должны тех, кто стремиться заниматься торговлей, дипломатией, политикой и прочими мультикультурными «прелестями». Меня эти вбросы мало интересуют, так как я больше стремлюсь взаимодействовать со своим Родовым началом, изучать свои собственные корни и утверждать свои принципы и ценности по праву рождения белым человеком. Но не навязывать их всем и повсюду, а как раз утверждать их в своём кругу общения и познания.

     Именно поэтому необходимо произвести методологические метки этапов становления – уровней познания.

1. Уровень разпознавания слов, понятий и категорий, предполагающий более непринуждённое и менее осознаваемое применение последних. (Полу-Без- Сознательный)

2. Уровень принудительного смыслового ограничения слов, понятий и категорий для определённой цели и задач. Более осознаваемый, но ещё не вполне принятый на тонком плане возприятия действительности в пределах семантического поля базового, основного понятия и всех разнообразных форм. Здесь обычно человек может уже смаковать в поэзии и философии. Одним из качественных показателей является отметка о таком человеке со стороны: «У него слова не разходятся с делом».

3. Уровень осознанной практики точного, правильного (выверенного) применения слов, понятий и категорий. Проступают чёткие классификации и страты для определения направлений и цели применения. Характеризуется уже повышенной осознанностью. Которая сопровождается повышенным уровнем ответственности за все проводимые практики. Действия ради достижения конкретного результата не отменяют ответственности за изменения в неподконтрольных областях произходящего в окружающей действительности. Для такого человека уже недостаточно, чтобы слова просто не разходились с делом, ему важно, чтобы дело не влекло за собой нарастающий хвост кармических последствий.

     Это первое облако особенностей познаваемых глубин сути словесных формул (начертаний). По большому счёту оно доступно для постижения практически всем желающим без какой-либо особо трудной специфической подготовки.

     Итак, запомни: - разпознавание и присвоение оттенков и значений слов и понятий;  - определение семантического пространства, ареала разпространения;  - практическое целевое применение. И никакой мишуры из серии: как и насколько те или иные слова по чьему-то убеждению связаны с родственными понятиями или словами из других «древнейших» языков. Это – лабиринты-ловушки, в которых ты можешь застрять очень-очень надолго. Разберись со своей задачей: тебе надо стать полиглотом, ходячим справочником трудно воспроизводимых заморских терминов или ты желаешь соответствовать осознанности, достигать чистого намерения и творить (править) свою Тропу?

     Мы остановились на словах: «СТ» - столкновение, столкнуться (толчок, толкнуть – сдвинуть с точки и передвинуть в другую точку, связано с понятиями удар, стук). Столкновение, как и стук связаны со звуком: произведено механическое воздействие с определённым усилием (ускорением) в предметном мире, сопровождаемое различными звуками. Здесь, ребёнок упал и  стукнулся, машины на дороге столкнулись. Близкое по значению понятие «стыковка» - как запланированное столкновение с целью присоединения, объединение. И потому в столкновении мы угадываем в зависимости от контекста, сказанного не только столкновение интересов (политических, экономических, религиозных), но и стыковка ранее не взаимодействующих смыслов. И то и другое связано с пространством, с точками в пространстве, относительно которых произведено перемещение. Само столкновение в пространстве возможно, когда лучи-векторы движущихся объектов совмещены на уровне точки предполагаемого взаимодействия посредством времени, ускорения и направления движения. Это если говорить упрощённо, конечно.

     Вот и ещё одно интересное наблюдение, кстати. Слова «текст», «контекст» - и опять «СТ»; - место (лист бумаги), в котором буквы объединяются в слова, слова в предложения для передачи определённо заложенного смысла. Текст есть само указание на место, в котором содержится описание смысла. идеи, задумки, которые возможно возпроизводить неограниченное количество раз. То есть текст – это и место и структурированный способ хранения информации.

     Вот что в этой связи ещё следует видеть и понимать. Конечно, многое из воспринимаемого извне человек интерпретирует зачастую произвольно. Это в наименьшей степени касается узко профилированных специалистов, говорящих на специфическом (например, техническом) языке, где всё чётко структурированно. Но и для того, чтобы «свободно» заговорить на таком языке, необходима достаточно длительная и серьёзная подготовка, тренировка. В обычной общеобразовательной школе ещё советского образца таким особым приёмом научения запоминания и воспроизведения сложной информации было изложение. Это интереснейший инструмент формирования навыков распознавания, свободного описания полученной информации и пересказа самой содержательной сути всего того, что удалось запечатлеть. Современная российская школа, на мой взгляд, просто обворовывает учеников, делая из них по сути тварей безсловесных. Изложение и пересказ обучали детей доводить присвоение понятий и смыслов на уровне практического личностного применения говорения с элементами самопроверки: то есть уже на уровне написания или говорения включалась та самая интуиция (внутренние проводники смыслов) и развивалось лингвистическое чутьё. Изложение и пересказ есть ни что иное, как внутреннее изследование на соответствие смыслов того, что написано и что хочу сказать своими словами. В связи с выше сказанным хочу добавить, что это один из ключевых методов обучения родному языку: заставить говорить – это значить помочь человеку начать самостоятельно наводить мосты между разрозненными понятиями и словами и создавать, строить общее пространство понимания образовавшихся смысловых связей, доводя его до единой стройной картины мира. Это в первую очередь ещё и уникальный инструмент формирования самостоятельности мышления, при котором актуализируется навык избирательности, критичности и, вместе с тем, разнообразия в выборе средств и форм словесного самовыражения, выражения мысли на уровне индивидуально осознаваемого творчества. И это же – один из действенных способов обретения здравомыслия, так как в нём присутствуют и критическое мышление, и сам акт необходимого общения, стимул самопроверки и обращение к авторитетному знанию.

     Для тебя это место разъяснения важно тем, что ты должен узреть здесь методический переход от необходимого многословия до осознанного малословия (немногословия). Заметь при этом, что необходимое многословие – это диктат внешнего общения (социальный фактор адаптации на уровне принятия в круг, общество), а малословие – это диктат внутреннего общения (в самом себе, обращение к своему «Я»), необходимый для обретения пространств, в которых выстроены системы самоидентификации. «Самого главного глазами не увидишь». В данном случае надо перефразировать великого французского писателя Экзюпери: «Самого главного ушами не услышишь, но словами передать надо стремиться». Успешное выполнение такого качественного практического перехода ставит тебя на уровень (ступень), с которого ты уже можешь быть замеченным и интересным для мастеров, шаманов, магов. Такой состоявшийся качественный переход указывает на развёрнутое пространство разнообразий в твоём поле смыслов (облако), которое ты можешь в потенциале творческих сил и сжимать, и разжимать. Одно из ведущих качеств такой способности – умение мыслить и говорить так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. А это и есть подтверждение наличия хорошего потенциала для проявления подлинного творчества, в котором открываются ходы в многомерность, многоуровневость и вариативность, выражающиеся в способности практически свободно импровизировать на любую тему и не покидать смысловых логических привязок к выбранным темам. А это уже становится признаком особого стиля, индивидуально окрашенного стиля работы со смыслами и понятиями. С этой ступени уже возможно достаточно полноценное прочтение «Игры в бисер» Г. Гессе, например.

     Итак, не запутаться и не увлечься занятием перетолкований религиозных, философских и иных символизмов, которые уводят тебя в искусственную многомерность чужих ментальных построений. Толкование слова по чьему-нибудь словарю иногда бывает полезным по началу познания так называемых объективных истин. Но на переходе к самопознанию «знание по словарю» опасно, ибо оно, скорее всего, не соответствует опыту собственного «Я». Каков бы ни был авторитет, ищи внутреннего соответствия всего, что внедряется (пытается внедриться) в твоё сознание. Учись искусству резонирования смыслов и сути. Игра в слова – это практически всегда манипулирование сознанием, позволю себе такое написание. (На мой опыт восприятия глубинных знаний правильнее было бы сказать: манипулирование чужого сознания в поле твоих представлений, если допустить, что сознание не принадлежит человеку и находится вне его плотного тела).

     Снова настаиваю на повторении: важнейшая практика, которую я описываю таким образом, может и должна вывести тебя на новый качественный уровень возприятия себя и окружающей действительности, что приблизит к возможности овладения практиками магов и мастеров. Это. Конечно. Сильно упрощённое и неполное описание всех наших практик, тренингов и семинаров, но основные моменты процесса «лингвистического познания» здесь всё же отражены. Многомерный и сложный процесс освоения внутреннего ментального пространства, который связан с обретением личностного интеллектуального простора для последующего применения открывшихся потенциалов роста и подлинного творчества. Научись называть вещи правильно, научись присваивать имеющиеся смыслы и находить соответствия новым понятиям. И здесь разгляди такой существеннейший момент: освоение сжатого и развёрнутого пространств (состояний) мышления-сотворения в их одномоментном применении создаёт практически новую универсальную базу для возприятия всего многообразия поступающей информации и Знаний – это как в музыке: рождение мелодии – это безостановочное сочетание звуков и пауз различной протяжённости и частоты. Описываемая мною методология – это освоение инструментов обращения к самой природе смыслов, отчасти напоминающая «Игру в бисер». И это невозможно отрицать: там, где ты безостановочно лопочешь что-либо, там к тебе не сможет пробиться ни одна здравая мысль, никакое новое знание, никакое обновление вообще. Обновление, как мы выяснили выше, связано с обретением нового центра, оси внимания, поля напряжённости смыслов. Вот почему я так много на Кургане уделял внимания остановке внутреннего диалога, а также первого и второго внимания. Мне важно достижение тобой той «точки» в твоём «Я», в которой твоё возприятие действительности перестанет быть только относительным. Безотносительное возприятие действительности и себя есть признак безупречности. Смотри, зри в корень. Мы упомянули и разсмотрели понятие «поступок», - «СТ» - ступня, поступь, ступать. Это движение, связанное с осознанностью в реальном или воображаемом пространстве. Движение – значит ты к чему-то движешься, надеюсь, целеустремлённо, то есть чего-то желаешь достичь. Достижение тоже с корнем «СТ» - достигнуть какого-то рубежа, точки или качества, которые определяют состоявшееся нечто. Человек, который достиг чего-то, например, какого-то статуса, обретает некие почести, которые ассоциируются с определённым для каждого статуса достоинством.  Посмотри, как нам это преподносят нынче “учителя” новых общечеловеческих ценностей! «Достоинство – уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория». Про «морально» ничего говорить не хочу вовсе. Но, самоуважение человеческой личности просто, как утверждают, по праву рождения. Красиво трендят недоумки! То есть ты родился, самоназвался ЧЕЛОВЕКом по праву рождения и всё, тебя обязаны все уважать. То есть человеком становиться уже не надо, ничего в себе преодолевать, например, невежество нет необходимости. Даже если ты дикарь, ты злобно ненавидишь чужую культуру, плохо знаешь свою, лезешь «в чужой монастырь со своим уставом» - ты человек, которого все обязаны уважать. – Интересный подход к правам человека. Большой привет «Собачьему сердцу» Булгакова! Давай смотреть, что дальше. Нам внушают, что независимо от качеств «человекообразной особи» он должен признаваться человеком и обладать, якобы, достоинством. Ничего внутри себя не достигнув, не преодолев, не став действительно почитаемым в народе, обществе – сколь-нибудь значимой в социальном плане личностью, обладает достоинством. Скажу по-другому: тот, кто ничего не способен достичь достоинством обладать не может. Понятно, что речь идёт, конечно же, о полезных социально значимых для жизни общества качествах, к которым разрушение и убийство никакого отношения иметь не могут.

     Итак, «ДОСТОИНСТВО».  «СТ» - данность, качество, указывающее на состоятельность человека в какой-то области творчества, деятельности; личность (тоже с «СТ»), наделённая способностями к самореализации  и добившаяся каких-то конкретных результатов преобразования внешней или внутренней действительности. Способность изменения качества пространств есть выражение природного потенциала Человека, именуемого достоинством. И здесь всё опять сходится: достоин, достижение, если ты чего-то стоишь, то есть можешь стоять в истине – всё это и есть показатель ДОСТОИНСТВА; здесь читаются» «стоять», «стать», «стойкий», «статус», «стоимость» (ценность) – “стойкий воин’, умеющий отстаивать свои идеалы и смыслы. И вот в этом-то смысле как раз и понимаем, что уважение достоинства – это ВСЕГДА ЗА ЧТО-ТО конкретное, а не просто так по праву рождения. Всё нам снова вывернули наизнанку, создали образ-паразит, который всё ставит с ног на голову. Это любовь бывает односторонней и безусловной, а вот уважение – это качество особого свойства. Уважение возможно только обоюдосторонним и крепко-накрепко связано с понятием достоинства. Мы говорим: «Достоин уважения» - и уже в самой фразе подразумевается что человек достойный потому и достоин уважения, что своими поступками (условие!), а не только словами, вызывает это самое чувство уважения и сам отвечает взаимностью. Достоинство обязательно и всенепременно обусловлено и может быть отчуждаемо, вопреки новым веяниям в законодательном «творчестве» новых гуманистов, то сеть человек может быть лишён достоинства за свои, например, нечеловеческие деяния. И потому мы помним из истории: «Рыцарь, лишённый наследства» - имеется в виду не побрякушки-драгоценности, а именно статусность в правонаследии, например, престола, титула и так далее. Человек может своим проступком уронить, как говорят в народе, своё достоинство.
(Продолжение следует)


Рецензии