Нешумная Россия

***
По снегу скользнули лучи золотые
Рассвета в продрогшей тиши.
Они заиграли, как будто, живые,
И снова российская ширь
Наполнилась светом, наполнилась счастьем,
Не ярким душевным теплом.
Какое же счастье – быть малою частью
России, в которой живем!
России не шумной, России душевной,
Не суетной и не пустой.
Такой молодой и отчаянно древней,
В рассветных лучах, золотой!..

***
Судьбина моя –
России поля
И тихие рощи,
Которых нет проще…

***
Я встал сегодня до рассвета;
На небе звездная страна.
Но вот прорвался лучик света,
Он пробежал по голым веткам,
Запела ранняя весна!
Весна в полях, в сердцах и душах.
Капели первые послушай!
То тают стылые сердца.
С оледенелого лица
Сползает боль и отрешенье.
Нас ждет отчизны пробужденье!..

***
На улице тихо, лишь дворники чистят
Нападавший за ночь снежок.
Иду на платформу, проносится быстрый
Состав, повелитель дорог.
Железных путей, светофоров, зеленых
Огней, и несется состав.
И лик проступает полей просветленных,
Рассветных могучих дубрав.
Поселков, заснувших средь снежной равнины,
Березовых рощиц родных.
Рассвет наступает, всё полнится синью,
А мир от волненья притих.
Лишь поезд несется, и версты мелькают,
Да контуры зимней Москвы проступают…

***
Российский стылый дом.
Как много судеб здесь
И сколько горя!
Но посмотри кругом –
Мир, непонятный весь
Исполнен вздора.
Исполнен суеты,
Величия исполнен.
Но в многолюдстве, ты,
Свою отчизну помни!
Ее судьбы не забывай,
Лишь с ней живи и умирай!..

ПЕЙЗАЖ
Река в полях уже застыла, лед так тонок,
Упало солнце в рощу, луч его так ломок.
Всё это взято в позолоченную раму,
Но и оттуда этот вид нам душу ранит.
Казалось бы – совсем не броская природа
И застывающие сумрачные воды –
Что может проще быть?! Но здесь ее душа,
И ветер дунет – травы стылые шуршат…
***
На Рождество ударили морозы,
На Рождество заИскрились снега.
Мы снова пережили года прозу,
Вновь проступают лета берега.
Пусть солнца луч пока еще не ярок,
Он дорог нам, тот солнечный подарок…

***
Позволь себе быть человеком!
Позволь себе гением быть!
Не знаться с бессовестным веком –
Рекою небесною плыть!
Позволь стать прекрасным поэтом,
Сдружиться с напевной строкой.
Слезою умыться, при этом
Стать частью России Святой!

***
Снега России, будто лист бумаги,
Они белы, они чисты.
Счастливым быть в России без отваги
Я не смогу, не сможешь ты.
В той белизне писать стихотворенье
Своей неласковой судьбы
И обрести с Россией примиренье,
Чтоб не стенать: «Ах, если б да кабы!..»

***
Где взять путеводитель по России,
Чтоб стал он путеводною звездой?!
По родине моей, по некрасивой,
Но милой и единственно родной.
И где она – Россия? На вокзалах
Средь баб и вечно пьяных мужиков?
А, может быть, она в паркетных залах?
Быть может, средь награбленных дворцов?
Да, нет. Она в открытом чистом поле,
Где никого, и только ветерок
Шумит, смеется в травяном раздолье,
И благовест ни близок, ни далек.
Тогда вглядишься в голубое небо,
Которому конца и края нет.
Подумаешь: В него подняться мне бы,
Чтоб видеть русский невечерний свет!..

***
Мне домом стала белая равнина,
Мне домом стали хмурые леса.
И мне уже никто не смотрит в спину,
Звучат здесь только птичьи голоса…

***
В час, когда на улице ненастно,
В день, когда на сердце тишина,
Не грусти, пожалуйста, напрасно,
Лучше выпей терпкого вина.
Может быть, оно согреет душу,
Может быть, оно утрет слезу.
Ты его дыхание послушай,
Усмирит сердечную грозу.

Припев:
Красное вино горит в стакане,
Белое дает полет мечте.
Розовое точно не обманет,
Вознесет к надмирной чистоте!

В час, когда на улице морозно,
В день, когда сковало сердце льдом,
И когда жалеть о чем-то поздно,
Посмотри, пожалуйста, кругом.
Может, в жизни всё не так уж плохо?
Может, ждет удача впереди!
Перестань печалиться и охать
И уйми душевные дожди!

Припев.

***
Мы для них всего лишь тени,
Для застывших манекенов,
Что в своей вселенской лени
Смотрят из витрин в осенний
День, что так неспешно тает.
По лицу стекла стекает
Не дождинка, а слезинка.
Наша жизнь для них так зыбка!
Манекены всё прощают…

***
Не застревай! Иди вперед!
Вперед на огненный восход!
Удача манит впереди;
Не застревай! Вперед иди!..

***
Господь нам показал примером,
Как надо жить, кем надо быть.
Смиренным, очень добрым, смелым,
В молитве с Богом говорить!..

***
Рассвет на Рождество был трепетным и ярким,
И на Крещение горели небеса.
Для глаз и душ то было дорогим подарком,
Казалось – ангельские пели голоса.
И люди умилялись и слезу роняли,
Совсем не горькую, а светлую слезу.
И на скрижалях душ своих отображали
На хмуром небе солнечную полосу…

***
Что ты ждешь еще?! Ты не ребенок!
Думаю, что вырос из пеленок.
Думаю, что детство пережил,
Юность бесталанно загубил.
В зрелости умом не отличался;
У корыта битого остался.
Старость надо встретить. И покой
Наконец подружится с тобой…

***
Возьму тетрадку и стихи перечитаю,
Которые писал так много лет назад.
Отмечу про себя – их автора не знаю;
И чувства уж не те, иной имею взгляд.
И больше вам скажу – порою изумляюсь,
Ведь ничего в них от себя я не нашел.
Тетрадку закрываю, тяжело вздыхаю,
Как будто незнакомец предо мной прошел…

***
Ну, так что же могу я сказать?
Лишь одно: если хочешь – пиши.
Только знай, что ты должен отдать
Не слова, а частицу души!..

***
А, если ты поэт, - стихи пиши,
Отображая боль своей души.
Твоя строка кому-нибудь поможет,
Лишь, если ты живешь с открытой кожей!
А, если нет, - испорчены листы,
И пишешь не стихи, а прозу ты!
Да, нет! И проза пишется слезами,
Омытыми страданием руками…

***
Мне стихи писать уж надоело.
Может быть, в душе не наболело?
Мне не хочется слезу пролить на лист,
И поэтому он первозданно чист…

***
Поэт не солдафон,
Не знает «шагом марш!»
Он – не вояка Марс,
Нет, не убийца он!
Первопроходец слов
И образов Колумб.
И свежим рифмам кров,
Родитель светлых дум!..

***
Сейчас фотопараты пишут звук,
А сковородки ходят в интернет.
Но без касанья жарких губ, касанья рук
Ни счастья, ни несчастья не было и нет…

***
Наша скромная малая родина
И березка над тихой рекой,
И дорога, что веснами пройдена,
И такой небосвод голубой.

***
Русая страна моя родная,
В золоте зари от края и до края.

***
Дождь накрапывает грустный,
В серой дымке небосвод.
На душе, как в доме, пусто.
Кап-кап-кап – так жизнь пройдет…

***
Тучка плывет по небесной лазури,
Рядом стрела-самолетик летит.
Солнце сияет так ярко, до дури!
Снова февраль синевою облит…

***
Январь пугал морозом и ветрами;
Февраль нас встретил яркими лучами.
Капелями нас встретил, синевой.
Бездонный небосвод над головой!..

***
Вновь мир залит весенними лучами,
А небо кучевыми облаками.
И первая капель играет свой мотив;
На солнце дом трещит, и ветерка порыв
Качнет ветвями и спугнет синичек,
Таких вертлявых желтеньких сестричек.
Сестричек солнцу, голубому февралю
И ветерку, зазнайке и вралю.
Ведь по ночам он дружится с метелью,
А звонким утром с первой птичьей трелью…

***
Суров и прекрасен январский рассвет,
Снега в тишине и оранжевый свет
Окрасил дома и березы, и ели.
И солнце встает за бугром еле-еле.
Встает, наполняя лишь душу теплом,
Но холоден русский неласковый дом.
Ведь нынче мороз и холодное солнце;
Холодное солнце над нами смеется…

***
Сто лет, как революция свершилась,
А сколько злого горя Русь перенесла!
Быть может, это родине приснилось,
Ведь эти годы Русь страдала – не жила.
Надеюсь, это только сон ужасный;
Проснется Русь, ей улыбнется счастье!..

***
В соседней деревне построили храм,
Теперь есть куда отнести горе нам.
И есть, куда радость свою отнести,
И в новую жизнь, как цветок прорасти…

ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ

У меня сегодня День рожденья,
Мне сегодня полных десять лет!
Я скажу вам, люди, откровенно –
Сколько было горестей и бед!
То меня дразнили «первоклашкой»,
Говорили: «Милое дитя».
Вот одену дедову тельняшку,
Сразу не узнаете меня!
А еще «очкариком» дразнили,
Говорили, будто я – «ботан»!
Про меня хочу, чтоб говорили:
«Самый настоящий капитан!»
Пусть еще корабль мой не построен,
До штурвала вряд ли дотянусь.
Уваженья всё же я достоин,
Я уже «мужчиною» зовусь!
А с мужчиной шутки очень плохи,
Не спускают моряки проказ!
Если что, ко мне идите, крохи,
Защищу и успокою вас!
У меня сегодня День рожденья,
Мне сегодня полных десять лет!
И не предлагайте мне варенья,
Лучше подарите пистолет!
Пусть он будет и не настоящий,
Пусть тельняшка деда велика!
Не ребенок! Это день вчерашний!
Крепнет мускулистая рука!
Крепнет тело, и загар играет
На лице, и к ветру я привык!
В День рожденья мой пусть все узнают –
Я не мальчик! Я уже мужик!

***
Мне на День рожденья подарили
Самый настоящий мотоцикл!
Много слов приятных говорили
И сводили на заезжий цирк!
Там собачки умные считали:
Сколько будет два прибавить три?
И в подсчетах тех не ошибались!
Любопытно, что ни говори!
Рыжий клоун бегал, много падал,
Белый клоун бил его, ругал.
Пусть всё терпит! Так ему и надо!
А потом конферансье сказал,
Что сегодня выступит проездом
Сам великий Мистер-Мотоцикл!
Он стрелой проносится над бездной!
И огни погасли в этот миг!
Барабаны дробью зазвучали,
На арене шар предстал, и вот
Обручи на шаре засверкали;
Замер я тогда, разинув рот!
В этот полый шар тогда заехал
В золотом трико мотоциклист!
Сдвинул шлем и, кажется, со смехом
Он помчался, словно пуля быстр!
Что за выступленье это было?!
Дух перехватило у меня!
Всё мелькало, искрилось, рябило!
Только дома я пришел в себя!
И решил, что стану я отважным,
Бешеную скорость покорю!
И ни капли мне не будет страшно,
Все оценят быстроту мою!
У меня теперь есть конь железный,
Пусть не мотоцикл он, а мопед!
Пронесусь когда-нибудь над бездной!
Будет много у меня побед!

МАМИНЫ РУКИ

Я всю душу вложу в эту светлую песню,
Я всё сердце открою неброским словам.
Ведь мечта моя – с мамой подольше быть вместе,
Признаваться в любви к ее добрым рукам!

Припев:
Руки мамы врачуют сердечные раны,
Руки мамы окутают душу теплом.
Мама, мама родная, любимая мама,
Нет минуты счастливей, кода мы вдвоем!

Знаю, мама, поймешь и простишь, не осудишь
И найдешь, дорогая, простые слова,
Чтобы дочь успокоить, ее приголубишь,
Ведь любовь твоя мудрая вечно права!
Припев:
Руки мамы врачуют сердечные раны,
Руки мамы окутают душу теплом.
Мама, мама родная, любимая мама,
Лишь любовью твоей и заботой живем!

Пусть бываю груба и резка, моя мама,
Оттолкну, не подумавши, руку твою.
И хоть сердце твое так терзаю упрямо,
Сильно так, как тебя, никого не люблю!

Припев:
Руки мамы снимают сердечные раны,
Руки мамы окутают душу теплом.
Мама, мама родная, любимая мама,
Мама крепость моя и надежда, и дом!

ДЕВИЧЬИ СТРАДАНИЯ

У меня малиновое платье,
У меня в руках винтажный зонт.
Не заметит он меня? Навряд-ли!
Хоть в очках, но не слепой же он!
Я взяла у мамы потихоньку
Модные сережки и кулон.
Намекну: «Кино люблю», но тонко.
Думаю, поймет – не глупый он!
А в кино скажу, что я невеста,
Не ребенок, мне тринадцать лет!
И еще скажу: «На парте место
Есть свободное. Подруги нет!
Он несется на своем мопеде,
И завидует ему весь дом.
Крикнул мне: «Садись скорей, соседка!»
Села – и помчались с ветерком!

***
Мы едем с папой к бабушке любимой,
Она в деревне средь лесов живет
С котенком Машкой и собакой Бимом
И пишет: «На каникулы нас ждет».
Для Бима купим мы ошейник новый,
А бабе Даше – пуховой платок.
Была бы только бабушка здорова,
А мы туда приедем точно в срок.

Припев:
У бабушки в деревне бескрайние поля,
У бабушки в деревне озера и река.
Там будто бы застыли и годы и века;
И нет меня счастливей! Люблю деревню я!

Гулять там будем звездными ночами,
Купаться с папой в ласковой реке.
И Бимка милый будет всюду с нами,
А поводок зажат в моей руке.
Я рядом с Бимом стану очень смелой,
Ведь Бим наш очень сильный и большой.
У бабы Даши есть дорожный велик,
На все каникулы он только мой.

Припев:
У бабушки в деревне бескрайние поля,
У бабушки в деревне озера и река.
Там будто бы застыли и годы и века;
И нет меня счастливей! Люблю деревню я!

К соседям приезжает мальчик Паша,
Мы с ним катаемся в ближайший лес.
И с каждым годом крепнет дружба наша;
Имею я червовый интерес.
Надеюсь – станет спутником по жизни,
Надеюсь – станет миленьким дружком.
Несут меня на крыльях эти мысли,
И скоро встретит бабы Даши дом.

Припев:
У бабушки в деревне бескрайние поля,
У бабушки в деревне озера и река.
Там будто бы застыли и годы и века;
И нет меня счастливей! Люблю деревню я!

***
А стрелы-электрички убегают
Из города в холодный мрак полей.
И яркие составы понимают,
Что надо стать России посветлей.

***
Ночь, огни фонарей разрывают пейзаж.
Он как будто бы наш и как будто не наш.
Он в холодной ночи полон дум неземных
И каких-то желаний неясных, хмельных…

***
За окнами мелькнул родимый городок,
Он будто задремал в скрещении дорог.
Из памяти сотрет его глубокий снег,
Ведь совершаю я из прошлого побег…

***
Надо вставать, трудиться надо!
Нас ждет небесная награда!..

***
Вставало солнце пламенем над лесом,
Лучами заливало стылые поля.
Дома смотрели с робким интересом
На то, как день встречала русская земля.
Клубился дым, топили печи люди,
Клубился дым, столбами уходя в зенит.
Зима кончалась. Мы с весною будем
Отныне и навеки! Солнцем мир залит!

***
Бить врага – это дело веселое,
Бить врага – как хмельное вино.
И летит наша песня над селами,
Не слыхавшими песен давно!..

***
Спешите жить, спешите!
В тоске не тормозите!
И в бедах не буксуйте,
А с Родиной ликуйте!..

***
Февраль окрасил небеса лазурью,
Залил их полыхающим огнем.
Лишь ближний лес кудлатый смотрит хмуро,
Синицы же поют: «Живем! Живем!»

***
Нет цели – быть не может результата!
Лишь времени и сил пустая трата!

***
Мир уже, кончено, тесен
От плохих стихов и песен.
Напиши стихи прекрасные,
Музыкальные, цветастые
И открытые, как боль.
И поэтом стать позволь
Самому себе, конечно,
Чтобы стать глаголом вечным.
Чтобы вечной стать строкой,
Не написанной – живой!..

***
Я хотел написать
Что-то новое и необычное.
Но скатился опять
Лишь в простое, банально привычное…

***
Тетрадь и ручка, больше ничего.
А надо стать вместилищем всего,
Чтоб «всё» пролилось с острия пера,
Чтоб наступила звездная пора
Твоей души; она взлетела ввысь!
И вечные глаголы с ручки полились!..

***
Из чего слагаются стихи?
Из живого чувства неизжитого.
Пусть негромки, пусть они тихи,
Но зато душевны, очень жизненны.
Ведь слеза дороже громких фраз,
Даже грусть ценнее громыхания
Звучных рифм. Читатель будет рад
Трепетному, горькому признанию
В слабости, в метаниях души,
Ведь созвучны собственным терзаниям.
Боже мой, как чудно хороши
Плачущие встречи-расставания!..

***
Позволь себе быть гением
И вровень стать с Есениным!
И с Пушкиным дружить,
И в синем небе жить!
Позволь себе быть гением
И ВСЕСТИХОТВОРЕНИЕМ!..

Генерал-майору Вырвичу А.Л.

В отставке он поэзией увлекся,
Как офицер – «рубака патриот».
В доспехи стихотворные облекся,
Разит врагов с «ямбических» высот!..

***
Я так доволен – солнце светит ярко!
Я так доволен – юная весна!
Какого ожидать еще подарка?!
Какого бело-голубого сна?!

***
В феврале ударили морозы,
Сразу-же затихло всё кругом.
Окна у домов покрыли розы,
И от стужи закряхтел мой дом.
Печь топлю, тихонько напеваю
Пеню о российских холодах.
Ветви в инее напоминают
Майское цветение в садах.
А гудение в печи напоминит
Шум волны и ласковый прибой.
Выпью чаю, вспомню очень томный
Поцелуй горячий и хмельной…

***
Я задумался о прожитом,
Вспомнился далекий старый дом.
Вспомнились друзья и вспомнились враги,
Вспомнил мамины последние шаги.
Проводил ее в последний путь.
Встретимся мы с ней когда-нибудь?..

***
И да, и нет, и радость, и печаль;
И вечно манит голубая даль.
И манит неземная высота,
И манит сложность, манит простота,
И красота, и услажденье слуха.
«Всё суета-сует, томленье духа»…

***
И новые татары и монголы
Терзают родину несчастную мою.
И топчут ее грязные подковы,
И строят ад в березовом раю!..

***
Русь в снегах глубоких.
Грустно, одиноко.
Только воронье;
Стылое житье.
В этом белом небе
Поселилась небыль,
В этих холодах
Бродит страшный страх.
Бродит и пугает,
Совести не знает.
И не знает он,
То, что обречен.
За небесной дверью
Ждет весна, поверь мне!

***
Лебедь крылья раскинул, и воды пруда,
Как стекло, на осколки разбились.
Задремавшая, было, на крыльях звезда
Вслед за ним в небеса устремилась.
А вода, поигравши, вновь стала стеклом,
И звезда в ее воды упала.
Утонувшая в полном безмолвии том,
В небосклоне воды засверкала…

***
В безбрежной сини островок
Меж небом и водой,
Что у России золотой
В объятьях изнемог…

***
Вдали белеет церковь,
А в небе облака.
Течет к незримой цели
Небесная река…

СУЗДАЛЬ

Тут тишина и благодать,
Не объяснить и не назвать
Ее, а лишь почувствовать.
Быть может, вам почудится
В теченье речки Каменки,
Как богомольцы-калики
Бредут тропой неторною
В свои селенья горние…

***
До Соловков добраться можно по воде,
Либо по небу.
Там не бывал, так, значит, на Руси нигде,
Конечно, не был!..

***
А чудеса случаются
На родине моей.
Тут небеса встречаются
С просторами полей!..

***
Печь надменная-голландка –
В нашем доме иностранка.
Лучше я себя почувствую
С неказистой печкой русскою…

***
Для чего пришел я в этот мир?
Ведь схожу в могилу гол и сир,
Не познавши истину, не познавши счастья
И не встретив на земле доброго участья…

***
О чем терзаюсь я давным-давно –
Всего лишь черно-белое кино.
Кино холодное, немое,
Надуманное, не живое…

***
Проснулся – скучно, спать улягусь – скучно,
А за окном весенний солнцепад.
Нет, не идти, лететь, наверно, нужно,
Лететь вперед и не смотреть назад!..

***
Боже, неужели это я –
С кислой рожей, в старых башмаках?
Носит же меня еще земля!
Не меня, наверно, а мой прах…

***
Если-б всё было просто, как ты говоришь,
То весной не росли-бы сосульки, и с крыш
Не срывались бы капли, звончее их нет!
Не манили-бы тайны далеких планет!
Если-б всё было просто, как ты говоришь,
Не смотрел-бы на мир удивленно малыш!..

***
Я печь растопил. И сижу, и не знаю:
Заняться бы чем?
А в синем просторе лишь птицы летают –
Скажи мне: зачем?
А в выси седой, вопреки притяженью,
Летит самолет.
Как дивное-диво и будто знаменье
Безбрежных высот!..

***
Нет света. Пусть мне светит
Далекая звезда.
Где счастье? – пусть ответят
Бродяги-поезда…

***
Я смотрю в окно, хочу увидеть,
Что не видел до сих пор никто.
Но смогу увидеть только то,
Что люблю и то, что ненавижу,
Только то, что сердцем прожитО…

***
Как много горя в этом мире
И полубесов – не людей!
Несутся мимо, вечно мимо
Событья-лица всё быстрей!..
***
Прежде ничего не знал
И сейчас не знаю.
Разуменья Бог не дал –
Плачу и вздыхаю.
И смеюсь по пустякам,
Важного не вижу.
Не хожу в Господний храм.
Правду ненавижу?
Только «не» и только «нет».
Кто я? Уж не знаю.
На вопросы даст ответ
Голова седая?!

***
Февральских небес витражи.
Весна будет скоро? – скажи.
Весна будет скоро, конечно,
И высь голубая безбрежна!..

***
Вот только солнышко светило. Вновь туман.
Вот также манит жизнь, но это лишь обман.
Она вдруг улыбнется, тут же огорошит,
И снова холода, душевная пороша!..

***
Асфальт просох, а на газонах снег,
Весна свой быстрый усмиряет бег.
Дохнет морозом, небеса нахмурятся;
Вновь солнце, кошка на припеке жмурится…

***
Хватит сочинять всякую фигню,
Душу оголять, превращая в «ню»…

***
Январь светлей зануды декабря;
Вновь полыхает алая заря…

***
Несется электричка по полям в снегах,
А ранняя весна у девушки в глазах.
И девушка чему-то улыбается;
Наверно, ей соседский мальчик нравится…

***
Я прозябаю? Может быть, творю?
Я чем-то наполняю жизнь свою!

***
За полем церковь куполами золотится.
Ей светлый рай небесный нынче-же приснится…

***
Луна глядит в мое окно,
Сегодня не уснуть.
Она по небу так давно
Проделывает путь.
По небу, словно по судьбе
Неведомой плывет.
Она далекая к себе
Мечту мою зовет…


Рецензии