Целина. Рассказ второй

У нас ,от родителей, осталось старое фото.Папа с мамой, мы с братом и маленькая сестра , на руках у мамы.Значит это зима 62 года.Кое где, видны чёрными  пунктирами,палочки от плетней .На заднем плане ,соседские дома, занесённые с крышами снегом.Почти чистое белое поле.Это уже наш второй год жизни на Алтае, на целине.
Алтай. стал мне Родиной.Нет, не второй, а одной и единственной.Очень часто в Одноклассниках  читаю, как ругают жизнь в СССР.Пишут, как плохо жили, как голодали.Скорей всего, много зависит от нас самих, от места , где мы живём.
Зависит от людей , кто нами руководил на работе.
Я не могу писать за 50 годы.Мне за них, рассказывала только мама.В те годы, в колхозах , людям жилось не сладко.Я только знаю 60-70 годы жизни на Алтае.
В те годы, мы не голодали, никто нас не притеснял.Но люди, жили каждый по разному.
Люди, прожившие в войну под " немцами", как всегда говорила мама, знали , что такое голод. Ели хлеб с лебедой и отрубями, жаренный на плите, без масла.
Поэтому, все слова мамы, что если хочешь хорошо кушать, нужно работать день за днём.У мамы ,всегда был запас всего.Спички, соль, сахар,крупы.У нас , никогда не было, что бы мы ходили по соседям и что-то просили.
Вот это я усвоила на всю свою жизнь.Это передалось и мне,от меня моим детям.
Земли около нашего дома было , как и у всех,соток по 25.Разрешили распахивать землю по пологим оврагам. Родителям распахали, потом и соседи присоединились.Ещё 20-30 соток. Хозяйство большое, кормили картошкой, тыквой. Ещё один огород появился.Мама работала на ферме, отец учился на тракториста.Гектара земли конечно у нас не было, но 70-80 соток,на 3 огородах, было точно.Когда стала взрослой,сама хватала всю свободную землю, что бросали, тогда только поняла, как доставалось маме.Пока мы с братом подросли и стали помогать .
Я в 10 лет, просила , что бы меня мама научила доить корову.А она  говорит, что рано.
А тут подружка моя, похвалилась, что идёт помогать матери  доить коров.
Как это так, а я не умею.Пришли с Галкой на ферму, я давай просить у её мамы, научите.Она взяла и пошутила, видишь стоит корова Канарейка.Эта самая вредная корова у меня в группе, ещё и брыкается. Вот найдёшь к ней подход, тогда и научишься доить.Эта корова любит ласку.
Ласкала я коровку ласкала, а она мне как поддаст, что я лечу вместе с ведром.Какой то литр выдою молока, а оно всё на мне.Платье липнет к телу, от молока лицо стянуло.
После третьего моего полёта, я взяла лозину, как отходила эту Канарейку по бокам.Все доярки стоят открыв рты, а я села , протянула под корову ноги и стала доить.Видно со страху,научилась доить, а  корова стояла, как влитая.
В 2015 г, я летала  из Приморского края  на Алтай, на встречу одноклассников.
Ездила специально , что бы увидеть т.Валю,маму , моей подруги и она стала вспоминать этот случай, который я уже давно забыла.
Вот так я стала помогать маме с 10 лет, доить коров на ферме, доила и своих  коров. Помогала полоть эти не заканчивающиеся огороды.
Брат подрос и маме уже легче было.А когда у папы выпадало время, нам совсем легко было четверым.
В начале июня, зацветала земляника.За селом , вперемешку с зелёными полями, стояли белые поля земляники. Она цвела по краям пшеницы, цвела по всем оврагам.
Через месяц, с 8-10 июля, мы ходили на поляны, ели первую землянику.Но пока ещё не рвали на варенье.Ждали неделю, что бы поспело больше.
Наступал день и мы целой ордой, с вёдрами, шли за ягодой.


Рецензии