12. О детстве и отрочестве Иисуса

          Мир существует лишь благодаря дыханию детей, изучающих Тору
                (Талмуд)

     Христианин отличается от иудея* тем, что считает Иисуса Мессией, появление которого предсказывали ветхозаветные пророки. Но не только этим. Христианин считает себя свободным от выполнения многих законов Моисея, несмотря на то, что еврейское Священное писание, содержащее эти законы, включено как составная часть в христианское Священное писание. Например, в Библии сказано: «Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Исход, 31:15). Иудеи до сих пор чтят эту заповедь, и никакая иудейская бабка не пойдет в субботу полоть свой огород; христианские же благополучно делают это в субботу, а заодно и в воскресенье и не ощущают по этому поводу каких-либо признаков божьего гнева. Другой закон Торы (а значит, и христианской Библии) запрещает есть мясо свиньи: «нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь: нечисты они для вас» (Левит, 11:8). Христиане и этот закон полностью игнорируют. Но что самое важное, христиане, вопреки указаниям Бога заменили неукоснительно соблюдаемый иудеями обряд обрезания мальчиков обрядом крещения, распространив его и на девочек**. Причем опять без каких-либо трагических для себя последствий, хотя Ветхий завет утверждает (и приводит массу примеров), что Бог жестоко карает не только нарушителей его законов, но и их семьи. Отсюда следует, что моисеевы законы, изложенные в книгах Ветхого завета «Левит» и «Второзаконие», вовсе не даны Богом Моисею, но является обычаями и ритуалами древних евреев, а некоторые, например, касающиеся жертвоприношений по разным поводам, были, по-видимому, изобретены иудейскими священниками.
     Иоаким и Анна были правоверными иудеями и соответствующим образом воспитали свою дочь Марию. Иосиф также был иудейского вероисповедания, иначе он не мог бы быть ее мужем***. Все эти христианские святые на самом деле не были христианами. Ни в Новом завете, ни в апокрифах нет и намека на то, что они когда-либо крестились. Поэтому можно вполне доверять «Луке», когда он пишет, что по прошествии восьми дней после рождения сын Марии был обрезан согласно иудейскому закону и тогда же получил свое имя (2:21). Так появился Иешуа бар Йосеф, т. е. Иисус, сын Иосифа. Далее в Евангелии от Луки сказано, что на сороковой день младенец Иисус был принесён родителями в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу, обязательного для первенца мужского пола. Этот обряд предписан иудеям Торой и переписан христианами в Ветхий завет, но и его христиане не считают нужным выполнять. Для совершения обряда родителям было необходимо принести в жертву ягненка и голубя, а малоимущим – двух голубей (Левит, 12:8). Семья была довольно скромного достатка, волхвы с ценными дарами, о которых пишет Матфей были, надо полагать, еще в пути, так что Иосиф и Мария принесли жертву по второму варианту (Лука, 2:24). Но затем «Лука» рассказывает о следующем невероятном эпизоде, абсолютно неизвестном другим евангелистам.
     «Каждый год родители Его (Иисуса – Ю. К.) ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (2:41–47).
     Отметим, прежде всего, некоторую запутанность последней фразы, из первой половины которой вытекает, что Иисус слушал учителей и спрашивал их, а из второй – что, напротив, учителя слушали его, а он отвечал на их вопросы. Трудно также считать разумным двенадцатилетнего парня, не предупредившего своих родителей, что он хочет задержаться в Иерусалиме, и тем самым заставившего их увеличить и без того немалый (трехдневный) путь (120 км.) на 2 дневных перехода (80 км), особенно если учесть, что Иосифу по церковной традиции было к тому времени  84+12=96 лет.  Во все это невозможно поверить, поскольку в то время еврейские юноши двенадцати лет были достаточно серьезными людьми, считались совершеннолетними, работали и весьма чтили пятую заповедь (Почитай своего отца и матерь свою ...). Сам того не зная, «Лука» наделил Иисуса беспечностью наших современных двенадцатилетних отпрысков, которые практически не имеют никаких обязанностей.
     У других евангелистов нет ни слова об этом эпизоде, и непонятно, по какой причине они умолчали бы о нем, если бы он был им известен. Английский ученый Хью Дж. Сконфилд, тщательно анализируя текст Евангелия, установил, что «Лука» неоднократно использует сюжеты других авторов. В частности, приведенный эпизод появился следующим образом. В своей автобиографии Иосиф Флавий, не страдавший излишней скромностью, писал: «Когда мне было 14 лет, я пользовался всеобщим уважением по причине моей любви к науке, и уважение это достигало такой степени, что самые почтенные священники и ученые города Иерусалима приходили ко мне, чтобы посоветоваться по различным правовым проблемам». Очевидно, «Лука», прочитав это, проникся уверенностью, что и с Иисусом непременно должно было случиться что-нибудь подобное. Продолжим, однако, цитату:
     «И увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (2: 48 – 50).
     Что ж тут непонятного! Храм – дом Бога, а Иисус – сын Бога, об этом Марию и Иосифа предупреждал архангел. Значит, либо предупреждения на самом деле не было, либо «Лука» сочинил весь этот эпизод с двенадцатилетним Иисусом. Мы предполагаем, что имели место оба эти обстоятельства (см. 4-й очерк).
     Истории, собранные в апокрифе, называемом «Евангелие детства от Фомы», и вовсе сказочного характера. Например, «Фома» пишет, что маленький Иисус помогал отцу плотничать совершенно особым образом: когда Иосифу были нужны две доски одинакового размера, а после отпиливания первой доски остаток оказывался короче, маленький Иисус просил положить две доски рядом (ему самому это было еще не под силу) и прикосновением руки вытягивал меньшую доску до размера большей. Когда Иисуса отправляли в школу, то оказывалось, что по любому вопросу он знает больше своего учителя, даже по такому, как грамматика греческого языка.
     Для полноты картины необходимо вспомнить еще предание о том, что Иисусу, когда он был отроком, приходилось пасти овец. Св. Ипполит**** цитирует в своей «Философумене» некоего Юстина Гностика (работа самого Юстина до нас не дошла): «Послан был во дни царя Ирода ангел Господень… . И, придя в Назарет, нашел он Иисуса, сына Иосифа и Марии, пасущего овец, двенадцатилетнего Отрока. И возвестил Ему все, что было и будет…, и сказал: все до Тебя пророки уклонились от истины. Ты же, Иисус, Сын Человеческий, не уклоняйся, но все слова сии о Благом Отце возвести людям, и взойди к Нему, и воссядь одесную Отца всех, Бога. И сказал Иисус ангелу: исполню все». Подчеркнем, что Юстину ничего не известно о «непорочном зачатии», он считает Мессию сыном Иосифа и Марии.    
     Извлечем теперь из всего сказанного рациональное зерно. Во-первых, Иисус, как только позволил его возраст, стал осваивать под руководством Иосифа его ремесло и активно помогать последнему в его трудах. Вполне вероятно и то, что, когда не было плотницкой работы, Иисусу случалось пасти овец. На некоторых иконах можно видеть довольно реалистическое изображение Святого семейства, занимающегося повседневными делами. Город Сепфорис (столица Галилеи) в то время продолжал отстраиваться Иродом Антипой, требовались рабочие разных специальностей и они приходили со всей Галилеи, очевидно, принимал в этом участие и Иосиф. Не случайно Марк называет Иисуса плотником, а не сыном плотника.
     Во-вторых, Иисус ходил в еврейскую школу, где «ребе» обучал грамоте, разумеется, не греческой, как сообщает «Фома», а еврейской, потому что главной целью обучения было умение читать и правильно толковать еврейское Священное писание. Известно, что никакой ребе не должен был брать с учеников деньги: обучение Писанию было бесплатным. (Раввин – это не должность, а лишь ученое звание; для прокормления раввины занимались обычно каким-нибудь ремеслом.) Образование было религиозным, но в древнем мире религиозные формулы отражали всю жизнь и деятельность общества. Идея всеобщего и обязательного бесплатного образования, возникшая на основе Второзакония, окончательно сложилась у евреев уже к I в. до н.э. И поэтому мы имеем теперь впечатляющий результат: 25% ученых, ставших нобелевскими лауреатами, – евреи. Это при том, что несмотря на декларируемое Ветхим заветом обещание Бога размножить еврейский народ, последний ныне составляет лишь четверть процента (0,25%) населения Земли.
     В-третьих, из рассказа «Луки» усматривается известный ему и по-видимому, верный факт: когда Иисусу было 12 лет, Иосиф был еще жив и, значит, имел вполне достаточное время, чтобы обучить Иисуса своему ремеслу. Если предполагать, что Иосиф был еще не очень старым и являлся отцом хотя бы первого из братьев Иисуса Иакова*****, то получается, что Иисус участвовал в его воспитании, будучи сам еще ребенком. Если, что вероятнее, все братья Иисуса, включая и Иакова, рождены Марией от Клеопы, второго ее мужа (см. 11-й очерк), то Иисус поучаствовал в его воспитании, будучи 14–15 летним отроком.
     Эти два брата были впоследствии очень привязаны друг другу, Иаков находился вместе с братом во время проповеднической деятельности последнего. Апостолы называли его Иаковом Младшим, так как был еще апостол Иаков, сын Зеведея (Яаков Бен-Заведи) Сам Иаков в число двенадцати не входил, играя при жизни Иисуса как бы роль наследного принца (он стал апостолом «второго призыва», войдя в число семидесяти двух и возглавив после смерти Иисуса христианскую общину Иерусалима).
     В Евангелии от Иоанна говорится о любимом ученике Иисуса, однако, его имя не называется (возможно, удалено переписчиками). Тейбор сделал, по-видимому, верное предположение, что этим учеником является Иаков (см. 11-й очерк). Евангелисты по некоторым причинам, о которых будет сказано, принижали роль матери и братьев Иисуса.

___________________________
*В древности слово «иудей» означало принадлежность к еврейскому племени («колену»), родоначальником которого по преданию был Иуда, правнук Авраама. В современном русском языке слово «иудей» используется для обозначения вероисповедания человека, а слово «еврей» – для указания национальности.
**Древние христиане к женщинам относились лучше, чем древние иудеи, у которых основные требования к женщине были «молчать и повиноваться». Не последнюю роль в этом прогрессе сыграла, как мы увидим, деятельность Иисуса.
***Ветхий завет, Второзаконие, 7:3.
****Св. Ипполит Римский (~170–235) – раннехристианский писатель, мученик, второй антипапа (217/218–235).
*****Такое предположение возможно в связи с открытием в 2002 г. в одной из погребальных пещер под Иерусалимом оссуария (гроб, высеченный из известняка) с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Надпись тестируется 1-м веком. Вероятность случайного совпадения имен и указанных родственных отношений оценивается как довольно малая.

===========================
Иллюстрация: Святое семейство за работой (икона).


Рецензии
Здравствуйте,Автор!Смотрела в ютюбе фильм про то, что Иисус, на самом деле был распят в конце 10 века.И что он воспитывался волхвами и провёл юность в Тибете. У вас что-то есть про это? С уважением Ирина(Огонёк))):)

Ведруса   10.05.2017 23:53     Заявить о нарушении
Дорогая Ведруса-Огонек! Я уже до рецензии понял, что Вы одна, но в трех лицах, когда перечитал уже в Прозе.ру "Родительскую любовь". Надеюсь, что это последняя Ваша ипостась, а то Вы превзойдете самого Господа. По поводу Тибета и 10 века я, разумеется, писать ничего не буду, т.к. не овладел жанром ненаучной фантастики. С наилучшими пожеланиями

Юрий Козиоров   11.05.2017 08:37   Заявить о нарушении
Конспирация, батенька, и ещё раз конспирация - как говаривал товарищ Ленин))):Вы, как всегда, с юмором, Юрий, добрый он у Вас.
По поводу Христа. Библию ведь тоже переписывали столько раз и делали это в угоду правящим. Мне интересна истина. Понятно, что не так просто её найти, но и верить безоговорочно любому источнику, будь он хоть всеми уважаемый, не в моих правилах. Появляется новая информация, разобраться в ней трудно, но какие-то зёрна истины есть же? С уважением

Ведруса   11.05.2017 09:38   Заявить о нарушении
Всякая религия полезна: для священнослужителей - это кормушка, для руководителей стран и опричников их - игра на публику, для простаков-верующих - возможность поплакать в жилетку...

Владислав Гусаров 7   05.03.2019 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.