История Орейбуржья

I то грендiехомь трудете сен о всак ден
молбы твряе
i Суре пiящете
якожде допрiжь яхомь
I ту пентократы опыiемо дены
i хвалехомь Богы нашiа о радосще тоiе
яко сен осуре млеко нашiе
на прпыте нашiе
I крмь iде о кравiе до ны
i тiемо жiвiемо
I траве злащнiе оуварiехомь ове до млекы
i тако яждiехомь кажедь щасте свое
i тещахомь
Дощ.26 И вот идем (мы) трудиться всякий день, молитвы творя, и суру пьем ту, как и в прежние времена (мы) имели (то). И ее пять раз пьем в день и восхваляем Богов наших о радости этой, когда (она) осурится. Молоко наше, для пропитания нашего и прокорма, идет к нам от коров, и тем мы живем. И травы злачные - варим их в молоке, и так едим каждый часть свою и идем трудиться
 
Сарматское оружие: железный наконечник копья (из раскопок у села Прохоровки Шарлыкского района в 1911 году) и железный кинжал-акинак (хутор Немятовка Перволоцкого района. Случайная находка 1962 года). Хранятся в областном краеведческом музее
История Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/kraevedenie/history/sarmati.php
I се рцехомь молытбу о Бзем нашiем
aбы Овы намо поспещете до помождене
i дате вiтеждене на врзе могоще
I що сьме о тем
якожде земе нашiа утлщена iе
спатнiема ногы вражденсте
I тако зрщехомь на то
iа бендещехомь коi околы све
i нетецщехомь на оны
i нтецемо акыноу до дресте iех
i не вЪртехомь iе о ранiех врадженстех
а не оубiехомь оне
iежде на ны налезще
О то рцехомь на вы
Якожде тако рiех оно Кiсек на люде све
за щасе напднесте на овiе
i тоiе омързещесе о вразех
I токьще на оны i потлцще iе
Се iмiяхомь знак тоiе i мощьеносте
i не мъгощехом до iЯвве дате овы
Се б то бы слабостще
i се iмяхомь сылоу
I сьме мнозiе
а вразе не соуте толкоi мнозiе яко сьме
I смье Русiце
i вразiе не соуте оны
А камо iе вряждена кревь нашiе
тамо iе земе нашiе
I се вразi вЪдiяшуте
I се о ны сен старащутесе
I се староще iе марна будете
якожде ове бiящя о старе щасе Оцiех нашiех
Рещехомь iеще словы тоiе назпаменте
абыхомь не iедiны одо тiе слове не оутратете
I рцехомь братрем нашiем о такожде
Се сыла Божстiе бендешете на вы
i ту о вiнтезете врзе вашiе до конце
iже хщешете земе вашiе
Такожде врзете моу до оусте пълнiе
а те полока оноу до дрсте све
а не рще простiе нiже слъвы све
Будете сыне све Бгоуве
i сыла Iхьва перебендешете на вы до конце
Не iмiяхомь а не щерве нашiе насытете хлi****
се б то пожден на огнь вражескъ
I кравiе нашiе скуте трпяшете тугу такожде i се якожде мы
I се акыне наше харалужне одрждехомь оде полоудене борзiе
а бедiехомь сылны вiще врзе нашiе
Дощ. 17б,в...И вот речем молитву мы Богам нашим, чтобы они нам поспешили на поможение и дали победу над врагом могучим. И что есть мы тогда, когда земля наша подавлена следами ног вражеских? И как смотреть на это будем, кои везде повсюду? И нападем на них, и натычем акынами (акинаками) до срак (дресте) их, и не станем обращать внимания на раны, нанесенные врагами, покуда не убьем их, которые на нас напали. О то рцехом на вы! (Это говорим мы вам!)
Когда-то так рек то Кисек людям своим за час (во время) нападения. И так омерзели (опротивели) им враги, и помчались они на них и побили их.
Вот, получили мы знак той мощености и не можем до яви (обьявить) его. Вот, была слабость. И вот получили мы силу. И нас много. А врагов не так много, как нас. И мы Русичи. А враги не суте оны. И где пролита кровь наша, там есть земля наша. И об этом враги знают. И нас страшатся. И вот, старость их болезненна (марна) будет, как то было и в старые времена Отцов наших. Говорим еще раз эти слова незапамятные, чтобы нам ни одно из тех слов не утратить. И скажем братьям нашим такоже: Вот, сила Божеская будет на вас, и той одолеете врагов ваших до конца, тех, кто желают земли вашей. Так что напихайте ее (землю) им полный рот, и они (те кто желает землю нашу) поглотят ее в кишки (дресте) свои и не смогут сказать даже простого слова.
Будьте сынами своих Богов. И сила их пребудет на вас до конца вашего.
Не имеем мы и чем черева наши насытить хлебом, потому как пожжёны они на огне вражеском. И коровы наши, скот, терпяще тугу (беду) такоже, как и мы. И акынами (акинак - короткий меч-кинжал) нашими харалужными (закаленным особым способом) одержим (одолеем) мы врага на полудне (на юге) и будем сильны более (выше) врагов наших.
Дощечка 17. Из речи Кисека (Кышека)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_365.htm
Влесова книга
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_3.htm
История Орейбуржья
В эпоху "Великого переселения народов"
Передвижения с одной территории на другую, массовые миграции населения были характерной чертой древности. Особенно это было свойственно азиатским кочевникам, у которых при кочевом скотоводстве, требовавшем значительных пастбищ, любой демографический скачок создавал относительное перенаселение и вынуждал жителей совершать далекие, полные опасностей перемещения.
Начало великому переселению народов положили гунны, хлынувшие в конце IV в. за пределы Средней Азии на запад, вытеснив из степей аланов (поздних сарматов). Гуннское нашествие, массированное и опустошительное, по своему размаху сравнимо только с нашествием монголов в XIII в. Стремительно форсировав реки Яик (Урал), Волгу, Дон, они в 375г. наголову разбили находившихся в приазовских и причерноморских степях остготов.
Достигнув Днепра, гунны разбили готов, незадолго до этого переселившихся сюда с южного побережья Балтики (?). Скоро гунны заняли Паннонию (территорию современной Венгрии) и основали свою державу во главе с Атиллой.
Проходя по степям Приуралья и Нижнего Поволжья, гунны сгоняли прежнее население, частично увлекая его за собой, частично истребляя и обращая в рабство. Полагают, что в составе гуннских орд были некоторые угорские племена Приуралья.
Новая мощная волна перемещений кочевых племен из заволжских степей на запад приходится на IX столетие. Под давлением печенегов, кочевавших в прикаспийских степях, угорские племена мадьяр в начале этого века уходят из Южного Приуралья за Волгу, в южно-русские степи. Но вскоре под натиском печенегов, появившихся в низовьях Днепра, они движутся дальше на запад и в конце IX в. поселяются на среднем Дунае, на территории современной Венгрии.
Кочевники-скотоводы, входившие в печенежский союз и называвшиеся "башкорт" (башкиры), в VIII-IX вв. продвинулись на север и заняли бассейн реки Белой. Они постепенно ассимилировали местное финно-угорское население, передав ему свой язык и название.
Побывавший в Волжской Булгарии в 922 г. арабский путешественник Ибн-Фадлан в своих записках упомянул страну народа из тюрок, именуемых "башкирд". Но еще в XIII в. в Европе знали о существовании далеко на Востоке "Великой Венгрии", что отразилось в отчетах знаменитых путешественников-монахов Плано Карпини и Гильома Рубрука. Венгров-язычников нашел побывавший здесь венгерский монах Юлиан.
Половцы, именуемые западноевропейскими авторами команами, а восточными - кыпчаками, первоначальные кочевья имели на Иртыше, в степях восточного Казахстана. В первой половине XIв. они по уже сложившимся традиционным путям, проложенным в течение многих столетий ордами кочевников, также двинулись на запад. Половцы быстро вытеснили печенегов и торков, и вскоре Киев, которому казалось, что "страшнее печенега зверя нет", столкнулся с еще более опасным врагом - половчанином. Началась долгая борьба Руси с Половецкой степью. Это были годы, полные драматизма и крови, когда успешные походы в степь чередовались с горькими поражениями.
Но не все половецкие племена переселились к западу от Волги. Немало их продолжало кочевать в заволжских и казахстанских степях. Арабские, персидские и другие средневековые авторы обширную степную область от Днепра до Иртыша и Средней Азии именуют Дешт-и-Кыпчак, т.е. Половецкая степь. В ее состав входили и наши, южноуральские степи. У половцев, как и у их предшественников на юге Восточной Европы, не было единого государства. На больших степных пространствах периодически складывались отдельные племенные объединения во главе с ханами. Условно вся Половецкая степь делилась на две части: Западный и Восточный Дешт. Граница между ними проходила по реке Яик.
Половцы, входившие в Восточный Дешт, оказали заметное влияние на формирование башкирских племен Приуралья. Археологические и письменные источники позволяют воссоздать характерные черты хозяйственного уклада и духовной жизни половцев, а также печенегов, гузов и др., объединенных в археологической науке термином "поздние кочевники".
Имея много общего в жизни и быту с ранними кочевниками - скифами и сарматами - поздние кочевники имели и отличительные черты: вошли в употребление конские седла со стременами, вместо длинного сарматского меча стала применяться в бою более легкая и удобная сабля, изменились формы лука и наконечников стрел. Для перевозки семей половцы применяли не телеги, как сарматы, а передвижные разборные юрты, наподобие тех, что будут потом у казахов.
При исполнении погребального обряда половцы ставили на могилах или соседних с ней холмах и возвышениях грубо высеченную из камня фигуру человека - "каменную бабу". Такие скульптуры находили и продолжают находить в южнорусских и заволжских степях. Немало их затеряно, засыпано землей, разбито, уничтожено. В 1967г. у села Петропавловка Новосергиевского района Оренбургской области такая фигура человека была случайно обнаружена при распашке поля. В стене школьного сарая в селе Степановка Переволоцкого района была найдена голова "каменной бабы". Эти и другие подобные находки были переданы в областной краеведческий музей...
Л.И. Футорянский. «История Оренбуржья».

Наследники Склавен. Анты-Яньцай-Аорсы
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_490.htm


Рецензии