Поздняков Сергей Кузьмич 1908-1945
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66501643
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=250025886
http://podvignaroda.ru/?#id=35299093&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=28463687&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=1505594015&tab=navDetailManCard
https://podvignaroda.ru/?#id=24200210&tab=navDetailManAward
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402770414
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=400384639
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=62166630
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1160595902
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1160675459
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4532832
Поздняков Сергей Кузьмич родился в Челябинской области в бывшем крепостном редуте старейшей бывшей Верхнеуральской крепости, в поселке под названием Тирлянский завод (или проще, поселок Тирлянский, Тирлян).
Его жена была немкой, Клаузе Леакадией Викентьевной. В 1946 году она жила в Махачкале на ул.8 Марта, дом 7, кв.9. [1]
Мать, Позднякова Агафья Васильевна в 1948 году жила в городе Уфе на ул.Гоголя, дом 56, кв.18. [2]
Сергей Кузьмич призывался на фронт 15-го апреля 1942 года Махачкалинским ГВК.
С августа 1942-го по август 1943-го года воевал на Северокавказском фронте, с октября 1943-го по сентябрь 1944-го на 3-м Украинском фронте, с октября 1944-го – на 1-м Белорусском фронте. Контужен в январе 1944 года.
Старший сержант Поздняков в 1944-м году был орудийным мастером 8-й батареи в 823-го артиллерийского полка 301-й стрелковой дивизии в составе 9-го стрелкового корпуса 33-й армии.
18-го сентября 1944 года был награжден медалью «За отвагу» за то, что «в бою 25-26 августа 1944 года при уничтожении окруженной группировки противника в районе селения БАЗИЛЬ-АЛЬБИНА Котовского района Молдавской ССР, заменив вышедшего из строя наводчика, стрельбой прямой наводкой своего орудия уничтожил одно 75 мм орудие, 3 автомашины и 18 солдат противника.» [3]
Сергей Кузьмич был награжден Орденом Красной Звезды 3-го марта 1945 года.
А 22-го мая 1945 года его наградили Орденом Отечественной войны I степени посмертно.
В Наградном листе говорится о том, что во время прорыва сильно укрепленной обороны противника на Магнушевском плацдарме в районе Выбрув-Еленюв (Польша) 14-го января 1945 года Поздняков сумел под сильным артогнем противника быстро отремонтировать вышедшее из строя орудие. Благодаря его отваге и умению, отремонтированное орудие своим огнем уничтожило два вражеских полевых 75 мм орудия и подавило огонь его зенитной батареи. Это помогло пехоте беспрепятственно занять первые три траншеи.
Материальная часть орудий вверенной Позднякову батареи всегда находится в отличном состоянии.
В бою 15-го апреля 1945 года, при прорыве сильно укрепленной обороны противника на Кюстринском плацдарме в районе Военного городка (Германия), находясь на огневых позициях батареи под сильным артиллерийским огнем врага, старший артмастер 8-й батареи в 823-го артиллерийского полка Поздняков очередной раз проводил ремонт орудия. В момент окончания ремонта разрывом снаряда был смертельно ранен, после чего скончался.
Его похоронили на Советском военном кладбище н.п. Геншмар, район Зеелов, округ Франкфурт, земля Бранденбург, Германия.
Первоначально было захоронено 23 человека, имена всех известны.
Сейчас это Советское кладбище - мемориальный комплекс, на котором находится 2 братские могилы и 66 индивидуальных. Номер захоронения в ВМЦ 1704/163. Адрес: г. Зеелов, округ Франкфурт/Одер, у въезда в город со стороны н.п. Китц у дороги маршрута № 1.
Здесь захоронено свыше 30 000 воинов. Известны имена только 193-х.
У Позднякова Сергея Кузьмича нет индивидуальной могилы.
Фото. Советское кладбище – мемориал в г. Зеелов, округ Франкфурт/Одер, Германия.
[1] Неудивительно, что жена Позднякова была немкой. Она, вероятно, тоже была из Тирлянского. Там в начале 20-го века от станции Запрудовка, расположенной вблизи Катав-Ивановского завода, через Тирлян до Белорецкого завода было начато строительство узкоколейной железной дороги немецкой фирмой «Вогау и К» - арендатора Белорецкого завода Пашковых.
«В конце 1909 года артели строителей из Катав-Ивановска и Тирляна двинулись навстречу друг другу, прокладывая сквозь тайгу путь шириной в 30 метров и длиной в 110 километров.
В 1912 году на стройку прибыли немецкие рабочие. Вместе с коренным населением они вели укладку рельсов, тянули линию связи.
Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение.
6 августа 1912 года была открыта первая ветка высокогорной узкоколейки длиной в 110 километров (Катав-Ивановск - Тирлян).
Второй участок пути от Тирляна до Белорецка длиной 35 километров был построен в 1913 году.
Грандиозный проект арендаторов Белорецкого завода был осуществлен. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы, в исключительно тяжёлых условиях. Частному предприятию удалось за три года построить железную дорогу в 145 километров!
В 1912-1914 годах силами наёмных китайских рабочих была построена 16 километровая ветка до Журавлиного болота, где добывали торф». Так что в тех местах могли быть семьи не только немецкого, но и китайского происхождения. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тирлянский
[2] В Донесениях о безвозвратных потерях 301-й СД за 17.05.1945 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4532832 упоминается жена Позднякова - Ротина Александра Казимировна, жившая в 1945 году в соцгороде Двигательстроя в доме 4, кв.36 (ул.С.Стальского, дом 4, кв.36).
[3] Из Приказа о награждении медалью «За отвагу»
Свидетельство о публикации №217022101596