2. Маскировка
Обычно решётка представляла собой лист из твёрдого материала, в котором через неправильные интервалы были сделаны прямоугольные вырезы высотой для одной строки и разной длины. Накладывая эту решётку на лист бумаги, можно было записывать в вырезы секретное сообщение. После этого, сняв решётку, нужно было заполнить оставшиеся свободные места на листе бумаги каким-то текстом, который маскировал секретное сообщение. Подобным стеганографическим методом маскировки сообщения пользовались много известных исторических лиц, например, французский кардинал Ришелье и русский дипломат и писатель А.С.Грибоедов.
Так, кардинал Ришелье использовал прямоугольник размером 7x10. Для длинных сообщений прямоугольник использовался несколько раз. Прорезы трафарета размещались в позициях (1,8) (2,9) (3,6) (4,5) (4,6) (5,1) (5,6) (5,7) (5,9) (6,2) (6,10) (7,9) (7,10). Текст на картинке выглядит как невинное любовное письмо, однако используя трафарет Ришелье, получим зловещую команду: «YOU KILL AT ONCE» (убить сразу).
Известный русский писатель, общественный деятель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, назначенный в 1828 году на должность русского представителя в Персии, использовал решётку Кардано в своих письмах. Он писал своей жене «невинные» письма, которые, попав в русскую жандармерию, расшифровывались и передавались царскому правительству уже как секретные сообщения.
Раскрылось это уже в советское время. Кое-кого из биографов А.С. Грибоедова заинтересовал тот факт, что в отдельных письмах к своей жене нарушался характерный стиль знаменитого писателя. При тщательном исследовании оказалось, что эти письма содержали дипломатические послания А.С. Грибоедова.
Расшифровали эту систему очень просто. Положили все листы друг на друга и осветили мощной лампой. Буквы, которые стояли на местах окон решётки, давали тёмные пятна, потому что лежали строго одна под другой. По этим пятнам легко возобновлялись решетки, то есть ключ.
Раскрыли эту систему очень просто. Положили все листы друг на друга и осветили мощной лампой. Буквы, которые стояли на местах окон решётки, давали тёмные пятна, потому что лежали строго друг под другом. По этим пятнам легко восстановливалась решётка, т.е. ключ.
Они были сделаны через накладываемый на лист бумаги трафарет, в котором были вырезаны отдельные окошки под буквы. Написав донесение через трафарет, А.С. Грибоедов дописывал разбросанные на листе буквы в осмысленный текст так, чтобы получилось письмо жене, и отправлял его обычной почтой.
По-видимому, его жена не догадывалась о двойном назначении этих посланий. Отметим большое остроумие применённой системы и достаточную его надёжность. Имея отдельное письмо, прочитать секретное донесение практически невозможно, а переписывание текста письма от руки его разрушало, поскольку буквы неминуемо сдвигались по месту расположения.
Вторым методом маскировки было чтение секретного сообщения по заранее оговоренным правилам. Так, например, в XVII веке сэр Джон Тревенион, сторонник английского короля Карла I, ожидавший неминуемой казни от рук сторонников Кромвеля, получил письмо, которое было тщательным образом изучено его тюремщиками, прежде чем было передано ему в руки. Прочитав в этом письме каждую третью букву после каждого знака препинания, он узнал, что «в восточной стене каплицы открывается одна панель». В результате во время вечерни Тревенион убежал.
Русские революционеры применяли также такой приём, как чтение секретного сообщения по заранее оговоренным местам в «невинном» тексте. Например, они договаривались читать в полученном несекретном письме только каждое пятое слово, что и составляло секретное сообщение.
Известный идеолог анархизма князь П.А. Кропоткин послал своему корреспонденту такое письмо: «Прости, что пишу спешно. Приходи ко мне вечером сегодня. Завтра я должен...». Чтение только пятых слов даёт следующее начало секретного текста: «Приходи завтра...». Примером такой маскировки является также «акростих» - стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют слово или фразу.
Русская партия социалистов-революционеров (эсеров) использовала для маскировки своей секретной переписки трафаретные приветствия ко дню рождения, именин, вступления в брак и т.п. Текст открыток не имел никакого значения, но имела значение изображённая на открытках иллюстрация. Так, изображение мужских фигур означало успешный ход подпольной работы, а женских - трудности и неудачи и т.п.
Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые предложил свою систему маскировки, назвав её «двубуквенным» шифром. Практически это была «двоичная кодировка» букв латинского алфавита, используемая в настоящий момент в компьютерах.
В период Второй Мировой войны пленные немецкие офицеры-подводники в своих письмах домой посылали секретные сообщения, делая небольшие пробелы после каждой значимой буквы. Один внимательный английский цензор заметил, что эти маленькие пробелы находились в самых неестественных местах, даже в середине слогов. Оказалось, что в своих скрытых посланиях немцы сообщали о тактике, которая применялась англо-американскими союзниками в борьбе с немецкими подводными лодками, а также об их технических недостатках.
В этот же период американские военные в своих письмах домой пробовали сообщать своим родственникам о месте своей службы, пользуясь заранее договоренной системой переписки. Так, например, один солдат в пяти письмах домой как второй инициал отца писал первые буквы названия страны, где находился: Т, У, Н, И, С.
Однако эти письма были получены родственниками не в том порядке, каком он их посылал, при этом забыв указать на письмах даты отправки. Поэтому родственники ответили ему, что они выучили вес атлас, но страны с названием «НУТСИ» не нашли. В 1943 году подобные попытки настолько участились, что руководству ВМФ США пришлось предупредить моряков о том, что использование «семейных кодов» может привести к строгому наказанию...
Чтобы прочитать книгу полностью, напишите автору.
Свидетельство о публикации №217022101768