Горный инженер Федор Федорович Бегер 1791-1861

Многим небогатым выходцам из Германии Россия дала возможность не только заработать капитал, но и сделать достойную карьеру во всех сферах государственной деятельности и даже выслужить дворянство и герб. Поэтому дети саксонских, тюрингских, лифляндских, эстляндских немцев, появившиеся на свет в самых разных губерниях Российской империи, считали ее своей Отчизной. Одним из примеров этому является судьба горного инженера Фёдора Фёдоровича Бегера.

Фридрих Бегер (1754-1813) – сын саксонского горнорабочего, в 1779 г. приехал в Россию. Молодой человек первое время вынужден был добывать пропитание случайными заработками в качестве механика и химика. В 1783 г. по ходатайству своего земляка, саксонского посланника Саксен-фон-Дерстела назначен инспектором петербургского воспитательного дома. После четырех лет службы в этой должности Фридрих Бегер (ставший уже Федором) в 1787 г. переехал на службу в Нерчинский завод. В иркутском краю обзаводится семьею, и здесь в 1791 г. у него родился сын, названный по семейной традиции Федором (Фридрихом). В 1796 г. Бегер вернулся в Петербург, где берг-коллегия предложила ему привести в порядок коллекцию минералов, собранную Банковской горной экспедицией. Строго систематизированная коллекция сдана им через год в незадолго перед тем основанное Горное училище (ныне Горный институт), а сам Бегер за образцовое выполнение возложенного на него поручения вскоре назначен первым членом Гороблагодатского горного начальства на Урале; в 1802 г. на ту же должность переведен в г. Пермь. В 1804 г. вышел в отставку.

Фёдор Бегер-младший окончил Горное училище в 1809 году. Начал службу смотрителем Турьинских рудников на Богословских горных заводах на Урале. В 1819 г. перешел на Пермские заводы. В 1822 г. женился на Юлии Ермолаевне (Марии Юлиане) Фрезе (29.01.1804 – ?), уроженке г. Аренсбург, Лифляндской губернии (ныне Курессааре, Эстония). Она была сестрой, только что назначенного служить на Урал по окончании Горного кадетского корпуса Александра Ермолаевича Фрезе (1803-1872). В будущем он станет генерал-майором и Главным начальником Алтайского горного округа.

Ф.Ф. Бегер в 1826 г. был назначен управляющим Пермскими заводами. В 1827 г. переведен  начальником Богословских заводов. Он наладил разведку золотоносных месторождений, в результате которой в округе открыли богатые золотые россыпи. Этими открытиями Бегер заслужил репутацию знатока золотого дела и хорошего администратора. Его выдвижению на руководящие должности способствовал министр финансов граф Е.Ф. Канкрин, который первым высоко оценил его деловые качества.
В 1829 г. Бегер был назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов (ныне Алтайские заводы). Фёдор Федорович, прибыв на новое место службы, сразу ходатайствует начальнику округа Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролову о переводе с уральских Богословских заводов опытных горных офицеров (разведчиков золотоносных месторождений), в том числе и своего шурина штабс-капитана А.Е. Фрезе. В 1830 г. его просьба была удовлетворена. Результат поисков разведчиков превзошел все ожидания и «порадовал» казну Российской империи. Например, была найдена значительная золотосодержащая россыпь – Егорьевская. Бегер внес значительный вклад в развитие золотопромышленности России, открыл богатейшие месторождения золота, в т.ч. первое в Сибири, разработал первые в России инструкции для поисков золота, правила разработки золотоносных россыпей и машины для промывки золотоносных песков. За что был награждён орденом Св. Анны 2-й степени и тем же орденом с императорскою короною и получил Высочайшую благодарность.

В 1836 г. Бегер вышел в отставку в чине полковника, с намерением заняться золотопромышленностью. В марте 1838 г. был снова приглашен на службу, причем произведен в генерал-майоры и назначен начальником Алтайских горных заводов и томским гражданским губернатором (1838-1840). Во время управления Алтайскими заводами Бегер составил для Горного института коллекцию местных горных пород, руд и заводских рудников.

За заслуги перед отечеством 26.07.1840 г. Высочайше утвержден императором Николаем I дипломом на потомственное дворянское достоинство (информация о том, что Ф.Ф.Бегер был саксонским подданным – недостоверна). Также ему пожалован герб, описание которого приводится по материалам И.В. Борисова.
Описание герба (блазон):

«Щит разделен на три части, из коих в первой в золотом поле представлены крестообразно два молота, во второй в серебряном поле рука с мечом, а в нижней пространной в голубом поле разрабатываемая горн плавильная печь. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною с тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой подложенный серебром и золотом».

В том же году Ф.Ф. Бегер переехал в Петербург, где занял место члена совета Корпуса горных инженеров (1840).

В 1842 г. – член Горного аудиториата.

В 1843 г. назначен директором Департамента горных и соляных дел; на этом посту он оставался до 1849 г., когда был произведен в генерал-лейтенанты. Бегер был также членом мануфактурного совета.

В конце 40-х гг. XIX в. Ф.Ф. Бегер приобретает у доктора А.А. Ауэрбаха (выходца из Саксонии) дом в селе Молдино (ныне Удомельский р-н Тверской обл.), в состав имения входили также деревни Дубище и Михалево Лугининской волости вышневолоцкого уезда. Если занятый делами по службе Фёдор Федорович крайне редко посещал свое имение, то его семья (у них было двое сыновей и четыре дочери) каждое лето приезжала сюда на отдых.

В 1859 г. Ф.Ф. Бегер был награждён орденом Белого орла. Оставив должность директора горного департамента, он снова пожелал заняться золотопромышленностью; во уважение его опытности в этом деле и других заслуг, ему было разрешено заниматься поисками золота, не оставляя службы в высшем горном управлении. В 1860 г. он делал розыски в северо-восточной части Повенецкого уезда Олонецкой губернии и в соседней части Кемского уезда Архангельской губернии, но поиски эти не увенчались успехом.

Ф.Ф. Бегер умер 29 января 1861 года. Похоронен в С.-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (ныне Некрополь XVIII в., захоронение утрачено).

Судьба семьи Бегер больше полувека была тесно связана с удомельским краем. После смерти Федора Федоровича деревнями Дубище и Михалево (на 1868 г.) владели его дети Александр, Екатерина, Евгения и Ольга.

Старший сын нашего героя Александр Федорович Бегер (1823-1895) – тайный советник. В 1842 г. окончил Императорский Царскосельский лицей. Служил в Азиатском департаменте МИД чиновником по особым поручениям, в 1857-1858 гг. – столоначальник II отделения департамента. С 1861 года — генеральный консул в Бейруте. В 1869-1876 гг. – чрезвычайный посланник и полномочный министр в Персии (28-й российский посол в Иране, 20-м был А.С. Грибоедов).

О судьбах сына Михаила (род. 1825 г.) и младшей дочери Юлии (род. 1841 г.) ничего неизвестно.

Евгения (1830-1910) и Ольга (1835-1903) прожили долгую жизнь и похоронены рядом на погосте Преображенской церкви с. Молдино.

Екатерина Бегер (1831-1908) вышла замуж за генерал-адъютанта Константина Ивановича Гершельмана (1825-1898). Дом Бегера в Молдино стал родным и для его внуков, в будущем известных генералов русской армии Ф.К. Гершельмана (1853 – после 1918), С.К. Гершельмана (1854-1910), Д.К. Гершельмана (1859-1913). Екатерина Федоровна Гершельман, овдовев, объединила свою долю молдинских земель с землями сестер, получилось в итоге землевладение в 1128 десятин. Имение использовалось многочисленными потомками семей Бегер – Гершельман в качестве дачи. После Великой Октябрьской революции (15.09.1918 г.) в имении была организована коммуна «Молдино». 15.03.1922 г. хозяйство было передано евангелистской коммуне «Утренняя звезда», а в январе 1929 г. – коммуне «Молдино» на социалистических началах. Барский дом в 1930-е гг. был перевезен в Брусово, тогдашний центр Брусовского района.


Рецензии