Деньги нужны всем...

    Много лет назад, пятьдесят или чуть больше, собрали первого андроида. Такие же модели давно были утилизированы, и в течении лет производственные файлы удалены. Конечно, можно найти архивные, но время убежало далеко вперёд вместе с роботостроением... Экспериментальная лаборатория, где его собрали, давно переехала ближе к конструкторскому бюро, к заводу, а последующие поколения знали по книжкам, что существовали и такие пионеры робототехники.
    У первого, музейного экземпляра коротили программы, поэтому его вскоре заменили аналогом, у которого не запаздывали действия и речь. Изобретатель звал его, толи в шутку, то ли всерьёз Зю-зюпой-1. Мудрили над ним специалисты, казалось, он сломался навсегда. Следующие за ним, многократно модернизированные помощники, добросовестно служили людям.
    Не стали его разбирать, и найдётся несколько причин, возможно, одна из них, сентементальность разработчика - и это уже не важно, почему он уцелел недалеко от города, в сгившем со временем, деревянном доме, где стоял среди разного хлама. Разумеется, андроид не нуждался ни в еде, ни в семье. Он никому не принадлежал, и в последствии о нём давно забыли.
    От упавшей доски он "очнулся" и выбрался наружу. Зю-зюпа-1 тихо брёл по улицам, сканируя новые дома, машины. Новейших программ по индефикации не было в его памяти. Если бы говорили о нём, как о человеке, он не знал, что делал и где находился.
    Андроид шёл в неизвестном направлении. Осенний дождь смывал с его поверхности закорелую грязь, но вскоре он прошёл. Не спеша Зю-зюпа-1 вышел к берегу реки с редким кустарником, не обращая внимания на красоту заката и переливы капель на листве. Только блики отражались в пластмассовых, выпуклых "глазах".
    Он бесцельно брёл по пустынному пляжу, уходя за город всё дальше, продолжая использоать программу "Поверхности Земли". Волна периодически накатывала на берег, омывая гальку. У кромки воды бело-матовая, еле заметная чать показалась выступающим уголком. Ни одна эмоция не проскользнула, но андроид среагировал. Сделав несколько шагов, он поддел металлической рукой и поднял огромный, неопределённой формы камень.
    Законы государства, и вложенные в него программы, отождествлялись с точными действиями Зю-зюпы-1:
1. Любую находку положено сдать в полицию. Она возвращается или передаётся в камеру хранения, если не обратится, действительно утерявший её человек, или прикреплённый помощник-андроид в течении месяца.
2. Нашедший клад получает 15 процентов от его стоимости.
3. Нашедшему большой клад или месторождение, драгоценный камень, являющийся гордостью страны, в музее устанавливается табличка с его именем.
     Зю-зюпа-1 направился в отделение полиции. Он шёл по дворам и улицам, разыскивая соответствующий знак. Вскоре нашёл нужный - там отдал кристалл. Его-то взяли, а личность - модель и номер не установили. И снова он брёл по улицам... Зачем и куда? В это время усовершенствовованным моделям и людям было не до него.
    Вдруг что-то разомкнулось, и он замер на окраине, как раньше, в старом, таком же заброшенном, как он, дворе. Пробежало несколько недель или чуть больше. Присыпанный слоем жухлой листвы и сорвавшимися ветками, он бы продолжал стоять на задворках, если бы, случайно, мячик не отскочил от электронной головы. Затем его пнули баловавшиеся мальчишки, непонятную им по возрасту, человекообразную машину.
    Как и раньше контакты сомкнулись, схемы соединились, программа перезагрузилась; через короткое время он восстановил последние действия и снова пришёл в полицию. Там на него и внимания не обратили, ходит что-то между снующими людьми, много тут таких никчёмных и пострадавших. Не найдя ответа, по дополнительной программе он зашёл в кабинет, оказавшегося начальника полиции. Андроид не смущаась, но невнятно просил всё, что положено - деньги, алмаз и в том числе табличку. Долго Зю-зюпа-1 не выходил и настаивал.
    Нервы начальника не выдержали, и он замахнулся, затем попытался вытолкать андроида. В его "голове" профурылала другая программа, и просканировав злобное лицо и разлахматившиеся волосы, человека с резко размахивающего руками, можно сказать, мгновенно тот был обезврежен. Не найдя ответа, по дополнительной и последущей программах, вложенных для помощи, он должен был идти и обращаться выше... Но куда и к кому? Неизвестные в форме были обезврежены в этот же день.
    На следующий день, со сводок "о буйном антиквариате" узнал губернатор. Хоть кто-то начал разбираться. Зю-зюпу-1 держали в специальной камере, долдонящего все три закона. "Агрессивный" андроид уморил присутствующих и работающих во всех кабинетах полиции, постепенно усилилившего голос, как для слабослышащих.
    Вскоре Сам приехал посмотреть на эту модель и пострадавших, во главе с начальником полиции. Человекоподобный робот снова настаивал в кабинете о том, что надо заплатить, вернуть и установить.
    В тот вечер они не поехали в незнакомое здание музея. Андроид не сканировал и не сравнивал с энциклопедическими данными, того чего не было - а именно, цветной минерал и, предположительно установленную табличку, на которой должна быть надпись: "Этот брилиант "Гордость области" был найден на берегу реки 1 апреля сего года". И как жаль, что не увидели и не прочли, а работники музея и полиции делали удивлённые лица. 
    Не скоро нашёлся камень. Просканировав материал с незначительными вкраплениями во второй раз, андроид снова зажал его в железной руке. Программ наказания не было в его памяти, а только защиты. И, отдавая уже огранённый, чистейший, голубой бриллиант, он опять стал просить деньги, просканировать и  преобразовать, а затем и получить находку...
    Анроид был почищен, его перезагрузили и прикрепили помогать человеку. Долго прадед электроники, андроид служил тому, кто его звал Зюпой, по первому списку программ...

p.s.          Вот такой сарказм в фантастике.


Рецензии