Дон Карлос дружба, любовь, преданность и Родина!
Опера Верди «Дон Карлос» в Мариинке нередко – лотерея. Повезет попасть на хороший спектакль с лучшими солистами театра, или будешь мучиться половину действия, дожидаясь выхода первоклассного певца. Однако 18 февраля все сложилось удачно, хотя и не безоблачно. Но многое в спектакле было совершенно замечательно. Предсмертная ария Родриго Владислава Сулимского – мое самое сильное впечатление, потом – ария принцессы Эболи Юлии Маточкиной, затем – голос Станислава Трофимова, поющего короля Филиппа II, и напоследок – ария Елизаветы Ирины Чуриловой и отдельные фрагменты дуэта прощания Дона Карлос Михаила Векуа из последнего действия. А еще запомнилась небольшая партия монаха (Дмитрий Григорьев). И незабываемая музыка Верди!
Больше всего я люблю в этой опере дуэт Родриго и Дона Карлоса из первого действия – «Либерта» («Свобода») – но в этот раз он напоминал соревнование «Кто громче?», потому что привыкший петь Вагнера («на всю катушку») Михаил Векуа, казалось, мог заглушить и оркестр. А в этом дуэте должны сливаться и «играть красками» два прекрасных голоса – баритона и тенора. Ведь у Верди в большинстве опер главная вокальная задача – это любование красотой звучания голосов. Но если супер-громкий тенор забивает другой, сильный настоящий вердиевский баритон, то ничего хорошего не получается. У Дона Карлоса Михаила Векуа звук хотелось, образно говоря, «прикрутить». В этом дуэте важны нюансы, тонкие модуляции, рождающиеся созвучия. От этого дуэта, когда он исполнен должным образом, (например, Владиславом Сулимским и Ованесом Айвазяном нынешним летом в период фестиваля «Звезды белых ночей»), тает сердце, в этой музыке хочется раствориться и никогда ее не покидать. Но загубленный дуэт восполнила предсмертная ария Родриго. Вот где можно было насладиться всеми красотами голоса Владислава Сулимского! А какая теплота в голосе! Этому ни один педагог не научит, это можно взять только из своего сердца или из собственной души. Мне очень нравится Родриго как персонаж в этой опере. Он – герой, благородный, волевой, решительный человек, ему важна судьба родины – Испании, а также Фландрии и Брабанта. Он ради их блага, жертвует собой, спасая друга и испанского принца. У Владислава Сулимского он именно такой. Это видно, даже когда он просто появляется в дверях в сцене ошибочного свидания дона Карлоса с принцессой Эболи. Стать, осанка, поднятая голова, взгляд – истинный испанский гранд! И вокально эта партия звучит просто превосходно, особенно, когда партнеры в этом помогают. Меня всегда приятно удивляет, как один или несколько певцов могут повлиять на ход спектакля – либо вдохнуть в них жизнь и силу (это было совершенно очевидно в «Аиде» 2 декабря прошедшего года), тогда - это восторг, а не спектакль, либо испортить или развалить его окончательно (и тогда никакие усилия любых звездных вокалистов ничего не исправят). Но «Дон Карлос» – особая опера. В ней ВСЕ солисты должны быть первоклассными певцами, об этом писал сам Верди. И это становится понятно каждому, кто слышал эту оперу в «дежурном» вокальном и «роскошном» исполнении. 18 февраля пел хороший состав , и опера удалась!
Порадовал голос Станислава Трофимова, выступившего в роли короля Филиппа II. Густой бас, один из лучших сейчас в Мариинке, с богатыми низами и ярким, сочным средним регистром, позволял показать всю красоту вердиевской музыки. Немного не хватало «королевской» осанки, некоторых драматических нюансов, но в опере главное – голос. Если он есть и партия звучит, то, как зритель, я считаю, что жизнь удалась!
Принцесса Эболи Юлии Маточкиной – еще один подарок судьбы в «Доне Карлосе». Для ее решительной и мстительной героини Верди сочинил очень впечатляющую музыку, партия была прекрасно исполнена. Иногда кажется, что в опере именно принцесса Эболи, а не королева Елизавета Валуа – главный женский персонаж . Сильный голос красивого тембра Юлии Маточкиной сделал ее героиню запоминающийся. Сначала веселая и беззаботная, затем сердитая и грозная, потом раскаявшаяся и усовестившаяся, она не может совладать со своим характером, и это кончается ее изгнанием. Для меня в последнее время участие Юлии Маточкиной в спектакле всегда становится поводом радоваться возможности послушать ее выразительное и красивое меццо-сопрано.
Из дуэтов мне больше всего понравился дуэт Родриго ди Позы и короля Филиппа II. В нем так мастерски играли красками два прекрасных голоса – баритон и бас – Владислава Сулимского и Станислава Трофимова. Я просто заслушалась, хотя обычно меня завораживает дуэт «Либерта» Родриго и Дона Карлоса. Но нынче исполнительская «карта легла» иначе и высветила другой дуэт.
Елизавета Валуа Ирины Чуриловой хорошо дополняла общую вокальную «картину», нежно и грустно пела о своей доле – жены отца, а до этого – невесты сына. Она металась между долгом и страстью, проникновенно пела свои арии, но из этих метаний тоже ничего хорошего не вышло.
Великий инквизитор Сергея Алексашкина – леденящий кровь невидящий взгляд, наводящий ужас грозный голос, безжалостность суждений и скорый неправый суд, отправляющий еретиков и отступников на костер.
Минималистское оформление спектакля давало простор вокальному наполнению сценического пространства. Радовали красивые костюмы в стиле эпохи и сдержанная режиссура.
Все это вместе воссоздавало атмосферу мрачного испанского королевского двора, где строгие правила не позволяли даже засмеяться лишний раз.
Личная драма членов королевской семьи и придворных, рассказанная в опере, благодаря неповторимой музыке Верди, обретает патриотическое звучание. Постоянным лейтмотивом в опере проходит мелодия СВОБОДЫ (дуэт «Либерта»), словно напоминая, что дружба, любовь и преданность – абсолютные ценности, они стОят принесенных жертв, но есть еще одна – Родина. И она важнее всего. Служить ей, погибнуть за нее, желать ее свободы и процветания – удел настоящего человека. Именно это хотел сказать нам Верди в этой опере. Это я и услышала.
Свидетельство о публикации №217022100267