Крым, Евпатория, Малый Иерусалим

               
              Крым, Евпатория, малый Иерусалим.

   В этом году я восстанавливал своё здоровье в Крыму, в Ялте. Крым для меня-это прежде всего родина предков по материнской-караимской линии, наверное, поэтому-то я там быстро восстанавливаюсь.
   Санаторий отпускал процедуры в будни, а в свободные дни можно было выбирать любой маршрут. Например, в один из таких дней я самостоятельно поехал в Евпаторию. Город этот для меня особенный, ещё в 12-14 лет мама возила меня на этот курорт к родственникам, но у них жить было негде и мы снимали у других людей, тоже знакомых с войны, у тети Шуры и дяди Яши Раффе. Она знала их с самой войны, дружила с их дочкой Галей. Это сейчас, кажется, что война  была очень давно, а тогда, в 1960, после неё прошло всего-то 15 лет. В ту самую войну моя мама из разбомблённого Севастополя, где под развалинами собственного дома погибла её  бабушка Рива Борисовна и всех её подружек евреек фашисты умертвили в газовой камере машин душегубок, с больным дедом Бебеш Арам  Ага, от безысходности шла она пешком в Евпаторию к родственникам Гиборам: деду Шамалаку, Сусанне, Илюшке, Валерке не помню кто там был ещё, но голод, плохая вода подорвали здоровье моего прадеда и он умер по дороге. Мама шла степью  одна, подросток 12 лет, она знала татарский, русский, немецкий и караимский, свободно разговаривала с немцами. Те даже оказали ей помощь, когда увидели, что у неё из носа течет кровь, вытерли марлей из индивидуального пакета, дали что-то понюхать, в воду положили обеззараживающую таблетку и напоили мою, тогда ещё маленькую, маму.   
   Дошла мама до Евпатории, нашла родню, но наступивший голод заставил её пойти на содержание в немецкий детский дом для сирот, который был организован немецкой комендатурой. Там её называли Марина-балерина. Война не может длиться вечно и вот, по прошествии 15 лет, мы, с моей мамой, снова в Евпатории. Мама скупо рассказывала о былом, тогда нельзя было открыто говорить о том, что она была в немецкой оккупации, и т.д. . 
   А сегодня, в 2013 году, целью моей поездки было отдать дань прошлому, поклониться праху предка по  дороге от Севастополя до Евпатории, посетить малый Иерусалим, побывать на службе в синагоге, мечети, в православной и караимской церквях, искупаться в море, съесть чебурек и поздно вечером вернуться в санаторий в красавицу Ялту.
   Вот как это всё было.  Встал я рано, помолился и на автобус до Симферополя, жара накаляла воздух уже с утра. Солнце не имело никаких преград и выискивала меня повсюду. Взял билет до Евпатории. Транспорт дешёвый, 80 рублей за 130 км. Вид из окна впечатлял, я не переставал снимать на фотокамеру, мысленно отдал дань праху своего прадеда, пристально всматривался в пейзаж, боясь что-либо пропустить, вокруг люди наслаждались жизнью. Море было спокойным и манящим своей голубизной и прохладой. Зной, к моменту моего приезда, овладел городом, немногочисленные люди стремились попасть к месту назначения и я последовал зову своего сердца. Пешком по теневой стороне побрёл я по старо-городскому кварталу, не узнавая прошлого, вывески и реклама меняют облик.  Ноги сами принесли меня к дому, где когда-то снимали комнату, никто не помнил стародавних хозяев.
   Первый храм был православный, убранство и аура овладевают воображением, время исчезает, душа устремляется ввысь. Помолившись, я поставил свечку за упокой всех своих предков на этой крымской земле. Далее была синагога, службы не было, но храм впечатляет. Сувенирные лавочки отличались своим ассортиментом, купил подарки жене и соседке.   
   Ноги принесли меня в мечеть, вошёл в специальное помещение, туалет, мытьё ног и попы. А потом уже, надев вязанную тюбетейку, зашёл в мечеть, сел, склонился, обратился к создателю. Народ слушал муллу, который вещал с кафедры. Много было молодёжи, я порадовался, что наконец-то крымские татары вновь покорили Крым! Мулла неспешно проповедовал на татарском языке, который я уже успел забыть, меня спросили, можно ли сесть рядом, но я мысленно уже был где-то далеко, далеко.      
   Вдруг я осознал, что, после перенесенной мной в 1999 г.  клинической смерти, для меня нет разницы в религиозных течениях и все конфессии стали близкими. Бог един и всемогущ! Покинул мечеть с чувством глубокого удовлетворения, что наконец-то Крым стал похож на себя, помню, мама тосковала по изгнанным татарам, говорила, что без них, это не Крым. Я проголодался и в ближайшей чайхане заказал себе два чебурека, которые готовила татарка прямо на моих глазах. Сытым, по Караимской улице, я направился в караимские кинассы, ранее я видел караимскую церковь на Чуфут-Кале, она была маленькая каменная, неприметная, но с табличкой, что признана её императорским величием. У караимов караимское вероисповедание, так везде прописано! А здесь передо мной парадное ритуальное сооружение начала прошлого века. Вход 15 гривен, контролер юноша лет 30. Я спросил, а караиму тоже за плату? Вы караим? Да, и до сих пор не знаю, что мне с этим делать! Вам бесплатно! Скажите, любезный, а на обратном пути мне, что - ни будь на память дадут? Это, тогда Вам в Синагогу, последовал ответ. Так я понял, не унимался я, Вы, любезный, там были и Вам что-то с собой дали, так поделитесь со мной. Вы не готовы к такому повороту дела, с сожалением произнёс я. Как Ваше имя? Арон, последовал ответ. Арон, мне много не нужно, достаточно Вашего внимания. Ознакомившись с караимским ритуальным комплексом, на открытии которого был сам император, запечатлев всю красоту реального воображения, на обратном пути я купил видио фильм за 30 гривен и беднее от этого не стал.
   Вдохновлённый я пошёл и искупался в море, прямо на набережной. Чистое безбрежное море, в дымке морской корабли, город подступил полукольцом,  В дали, с лева и справа, виднелись еще храмы, армянский и христианский до которых я дойду в следующий визит.
   Город-история, курорт охранял мирный покой мирян. В сохранившейся части былой крепостной стены организован музей старого города с дворами и мечетями, когда-то всё это было, трудно припомнить живым, но помнят мёртвые. Но во все времена был базар, сук, по-арабски. И я пошел на базар, он оказался большим, с огромным многообразием даров, дёшево и вкусно, конец июня, в Крыму уже всё свое, кроме винограда и хурмы.  Покупая персики «черный принц» из Бахчисарая, я «зацепился языком» с продавцом татарочкой, узнав дату её рождения, я рассказал ей всё о ней и её окружении, она просила, ещё, ещё, а в конце одарила меня фруктами и небольшими деньгами. Я понял, что теперь полностью принят землёй предков! Якши!!!   
   Обратный путь был не столь экзотичен, водитель постоянно кого-то подсаживал, брал деньги, высаживал по требованию, возле меня садились люди, одна из пассажирок признала во мне меня и угостила сочными сливами.
   Вкусно едите, Евгений Ильич!!! Поздно вечером, когда уже нельзя было различить контуры вершин крымских гор и чёрное покрывало неба заботливо накрывало весь Крым и его окрестности, я выходил в Ялте из автобуса, пошатываясь после "перелёта" через перевалы по дороге из Симферополя до Ялты. Просочившись через толпу отдыхающих,я в своём номере принял рюмочку крымского портвейна и рухнул на коечку, очнувшись только к утру.
   Да, незабываемой была поездка во вторую столицу караимов Евпаторию!!! 
Никакой экскурсии, а просто, сама жизнь!!!
 
                лето 2013.


Рецензии