Дорогами жизни Глава 1 Часть 2 работа Ираиды

ПОКРОВСКИЙ  БУЛЬВАР     ЗДАНИЕ  СОЮЗГЛАВСНАБСБЫТОВ  ГОССНАБА  СССР

http://aonijospot11.appspot.com/


Покровские казармы, — детище Павла I, предложившего московскому населению освобождение от тягот постойной повинности в обмен на добровольное финансирование строительства казарм. Постойную повинность несли все собственники жилья, кроме членов императорской фамилии, иностранных дипломатов и высших церковных иерархов. Тем не менее возможности частных домовладельцев не всегда были достаточны, особенно для размещения специальных служб (лазаретов, кузниц, конюшен, мастерских). Только в Москве на такое строительство требовалось 2.5 млн.руб. Стараниями москвичей собрали около полумиллиона. На дома тех, кто дал деньги, прикреплялась табличка «Свободен от постоя». Такие таблички до сих пор можно видеть на некоторых старинных зданиях.

На собранные деньги в 1798–1801 годах был выстроен единственный корпус для мушкетёрного батальона (семь рот Навашинского полка) у Покровских ворот. Строительством ведала специально созданная комиссия, подчинявшаяся московскому военному губернатору. В нее входили 12 представителей от дворянства и 6 — от купечества. В коридоре первого этажа казарм сохранилась закладная доска: «Во исполнение высочайшия воли благочестивейшего великого государя Павла I, императора и самодержца Всероссийского, усердием московских дворян и жителей во основании казарм для войск второй инспекции построен 1798 года июля 7-го в царствование его величества во второе лето высокопоставленным разных орденов кавалером светлейшим князем Александром Андреевичем Безбородкой корпус, занимающий длину 94 сажен, в ширину 61 сажен».

1812 году казармы горели. В 1830-х годах архитекторы И. Жилярди и Ф. Соколов перестроили казармы — возвели третий этаж и более чем вдвое расширили здание. Здание приобрело монументальный фасад с мощным восьмиколонным портиком тосканского ордера, увенчанным массивным фронтоном с барельефом российского двуглавого орла.

Позднее внутри казарм, в правом крыле, была устроена церковь Осии Пророка в память чудесного спасения Императорской семьи 17 окт. 1888. Освящена 23 окт. 1890, а правый придел Николая Чудотворца и Александры Царицы - 14 нояб. 1894. Эта церковь служила полковым храмом 7-го гренадерского Самогитского полка. Она находилась на 3-м (тогда верхнем) этаже казарм. При храме в ящиках хранилась неиспользуемая утварь походной Константино-Еленинской церкви. Закрыта в 1919, большая часть имущества передана в церковь Успения на Покровке, где его использовали для устройства придела. В 1930-х годах была сделана надстройка четвертого этажа и интерьер храма был уничтожен. Орла на фронтоне сменил герб СССР.

Перед казармами на месте нынешнего Покровского бульвара находился обширный плац. В 1891 году плац был уменьшен, огражден забором, а по внутренней стороне Бульварного кольца сделана узкая аллея следы которой видны до сих пор в виде двух параллельных рядов тополей на современном бульваре. По обе стороны аллеи проходили линии сначала конки, а с 1911 года — трамвая. В 1954 году плац был упразднен, вдоль казарм открыт проезд для транспорта, а аллея превращена в тот бульвар, что мы видим сейчас.

В Покровских казармах сначала квартировали мушкетеры, затем 7-й Гренадерский Самогитский полк, с 1904 года 3 и 4-й батальоны лейб-гренадерского Екатеринославского полка, позднее 56-й запасной полк. Солдаты запасного полка 25 октября 1917 г., узнав о перевороте в Петрограде, выразили свою солидарность с большевиками. В последующие дни одна из его рот заняла почтамт и телеграф.

В 1933–1960 годах казармы носили имя Ф. Э. Дзержинского. В мае 1960 г. более чем полуторавековая военная история казарм закончилась — здание передали Госснабу.

 Сегодня здание числится в списке Москомнаследия. За его сохранность отвечают и нынешние арендаторы — организации нефтегазовой отрасли. Вот только пластиковые окна и современные пристройки не могут избавить от ощущения утраты историчности.

http://mosday.ru/


СОЮЗГЛАВХИМНЕФТЕМАШ  ГОССНАБА  СССР,  в котором я проработала с 1972 по 1980 год размещался в этом здании  на ПОКРОВСКОМ  БУЛЬВАРЕ.



ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА 1  РЕАНИМАЦИЯ

ЧАСТЬ 1  РАБОТА  ИРАИДЫ


   
  Чтобы перекинуть мостик от книги "СОЗИДАНИЕ" к этой - четвёртой, которую мы назвали - "ДОРОГАМИ ЖИЗНИ", я прибегаю к уже проверенному способу - немножко повторюсь на тему, чем занимался мой отдел в "СОЮЗГЛАВХИМНЕФТЕМАШЕ ГОССНАБА  СССР".

Но повторение – только в теме. Главное – мне хотелось бы показать, что то, чем занимался мой отдел в СОЮЗГЛАВХИМНЕФТЕМАШЕ и  другие подобные отделы (в каждом сбыте или комплекте)- было бессмысленной работой.

И ГВЦ ГОССНАБА СССР, перед которым стояла задача создания АСУ ГОССНАБА СССР превратившийся в большую машиносчётную станцию, по сути своей  - топтался на месте, выдавая тонны ненужных распечаток… А сколько денег было затрачено на это «художество».

Правда, говорят – истина добывается методом проб и ошибок.
Можно считать, что на этом первом этапе была – ПРОБА, построенная на ошибках постановщиков задачи – «ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОТРЕБНОСТИ».

Основной ошибкой был – не учтённый в постановке задачи - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  ФАКТОР.

Такое громкое обвинение я сейчас должна обосновать. Попробую.

Теперь можно подробнее…

  Основными функциями Главков являлись:

 1.  -  ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОТРЕБНОСТИ,
 2. -  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ПРОДУКЦИИ  (РАЗНАРЯДКА)  и   
 3. -  ЗАНАРЯДКА  (ОФОРМЛЕНИЕ  НАРЯДОВ  НА  ВЫДЕЛЕННУЮ  ПРОДУКЦИЮ).

Все три функции выполнялись КУРАТОРОМ. Условно будем так называть работника, за которым закреплена конкретная номенклатура продукции, например – НАСОСЫ, или – АРМАТУРА.

Вспомним промышленные отделы, входившие в Главк, в котором работал мой отдел.

  Отдел заказов химического оборудования.........ЧУПОВА Алевтина Сергеевна
   
  Отдел поставки химического оборудования.......Корбань Стелла Афанасьевна
   
  Отдел бумагоделательного оборудования..........Точкина Эмилия Михайловна
   
  Отдел нефтеперерабатывающего оборудования...Макеев Евгений Константинович
   
  Отдел бурового и нефтепромыслового оборудования......................................Волков Андрей Николаевич
   
  Отдел насосного оборудования................ЕГОРОВА Алевтина Никифоровна
   
  Отдел компрессорного и холодильного оборудования.................................Илларионова Людмила Сергеевна

   
В каждом из перечисленных отделов сидели специалисты, выполнявшие все три названные функции.

Чтобы проще было понять технологию выполняемой ими работы, нужно просто заглянуть в ящик их рабочего стола, где  находилась приличная стопка учётных тетрадей.

Первая функция – ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОТРЕБНОСТЕЙ...

В одной из тетрадок были зафиксированы контрольные плановые цифры заданий заводам-изготовителям, утверждённые на год ГОСПЛАНОМ  СССР.
При распределении продукции сбытами ГОССНАБА  СССР эти объёмы обеспечивались, то есть – выделялись заводам и организациям - потребителям в первую очередь.
 
Но были и другие организации и заводы, которые также нуждались в этой продукции. Кураторы главков состыковывали и согласовывали  возможности заводов -  изготовителей и заявки нуждающихся в данной продукции, в соответствии с чем – принимали заявку на её выделение или отклоняли её.

Дальше не буду, чтобы не ошибиться в деталях, вдаваться в конкретные подробности процессов определения потребности предприятий и организаций страны в продукции, распределяемой союзглавснабсбытами.


Но выглядело внешне это приблизительно так.

На первом этапе, в обусловленные сроки заявочной компании,  коридорах здания на Покровском Бульваре, в котором находились почти все союзглавснабсбыты, напоминали вокзальные скамейки в залах ожидания. Приехавшие снабженцы с портфелями или папками, сидели на диванчиках в коридорах и в порядке очерёдности принимались кураторами, которым они сдавали  свои заявки.

Наконец, наступал официальный конечный срок приёма заявок.

К этому моменту девочки моего отдела уже получили из ГВЦ отпечатанные в типографии заявочные ведомости.

Форма этих ведомостей была разработана в ГВЦ ГОССНАБА. В бланках, выполненных типографским способом, был напечатан весь перечень продукции, закреплённой за конкретным сбытом.  Причём каждая единичка продукции имела проставленный в этой ведомости – свой код.

С этой целью в стране велась разработка ВСЕСОЮЗНЫХ КЛАССИФИКАТОРОВ ПРОДУКЦИИ.

С трудом,  можно представить - каким большим был объём классификаторов, если ГОССНАБ СССР  учитывал потребность всех предприятий и организаций страны во всех видах продукции выпускаемой заводами страны.

Когда были отпечатаны в типографии для каждого главка ведомости с перечнем закрепленной за ним продукции, они из ГВЦ передавались в отделы внедрения вычислительной техники (в том числе и в мой) для дальнейшего заполнения.

В ведомостях против каждого наименования был пропечатан код данной продукции. Не помню, кажется, код включал в себя больше десяти знаков. Остальная часть ЗАЯВКИ - представляла собой пустографку, разбитую по кварталам года.

Чтобы не отрывать основных работников союзглавснабсбытов от основной работы, в каждом союзглавснабсбыте был создан отдел «внедрения вычислительной техники», на который на первом этапе разработки и внедрения задачи «определения потребности» были возложены посреднические функции между ГВЦ ГОССНАБА и работниками сбытов.

И вот, в частности, в нашем главке, в моём отделе  девочки брали заветные тетрадки у кураторов и вручную переписывали из этих тетрадей заявленные цифры в ведомости. Делать нужно было быстро, чтобы ГВЦ мог успеть провести расчёты до того, как начнётся в сбытах период распределения объёмов выпускаемой продукции в связи с заявленной потребностью, которая всегда почему-то превышала возможности производственных мощностей заводов изготовителей.

Заполненные в моём отделе ведомости передавались в ГВЦ ГОССНАБА, где набивались на машинные носители. Потом уже на ЭВМ проводился расчет сводных ведомостей.

Проще - определялась сводная заявка, равная сумме заявленной потребности по каждой единице продукции на основании всех заполненных заявочных ведомостей.

А в то время, как в ГВЦ, уподобившемуся большой машинной станции, данные из ведомостей набивались на машинные носители,и потом на ЭВМ  суммировались, - работа в сбытах продолжалась не останавливаясь.

В главки приезжали снабженцы со всех концов нашей необъятной страны и также высиживали под дверями отделов, а потом шепотом уговаривали  кураторов принять от них запоздавшую заявку или – увеличить ранее поданную.

Наконец, результаты расчетов с ЭВМ выдавались  в главки, где сравнивались с данными  планового отдела, куда наконец от кураторов поступали итоговые данные заявленной продукции.

Ну, и что можно было ожидать? Почти ни одна цифра, ни по одной позиции не совпадала.

Задумано, может быть, было и не плохо, только, к сожалению, вся эта работа делалась впустую.

Почему? Да потому что ЗАЯВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС не являлся стабильной процедурой. Это был "живой организм", который находился в постоянном "движении" и зависел во многом  не от буквы закона, а  - от  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА.

Пока мы переносили первоначально заявленные цифры в ведомости, сдавали их в ВЦ, и ждали результатов, реальные данные заявок менялись на 50 % и более.

А это означало, что результаты, полученные в ГВЦ - для выполнения дальнейшей функции - распределения этих объёмов (разнарядки) уже не годились, так как были не реальными, не соответствующие настоящим заявленным и учтённым кураторами данным.

Изменения согласовывались и по телефонам, и в процессе "защиты" заявок, и, соответственно, менялись почти ежедневно.

Дело в том, что заявочная компания не зря, наверное, называется - "компанией".
Не проходило буквально нескольких дней, как те же "ходоки" атаковывали
кураторов телефонными звонками, исправляя и уточняя первоначальные данные. Тетрадочки пестрели различными пометками, зачеркиваниями и добавлениями, понятными только самим хозяевам этих записей.

И, пока огромная армия работников ГВЦ обрабатывала многотысячную номенклатуру, занесенную в отпечатанные ведомости, эти первичные данные изменялись настолько, что полученные цифры с ЭВМ уже никому были не нужны...

Происходило элементарное дублирование. Но компьютеры на столах у каждого работника тогда не стояли, а потому...

Мой и другие такие - же отделы дублировали работу кураторов. Если бы кураторы сами, даже не имея компьютеров, заполняли все заявки, используя типографские ведомости, возможно, и данные были бы актуальными для их дальнейшего использования на стадии распределения продукции по потребителям.

Меня лично привлекло в этой работе то, что в вычислительном центре был создан свой Научный Совет, к работе которого подключали всех начальников отделов, подобных моему.

Поскольку мы "варились" внутри практических процессов, и знали много специфических нюансов, соответственно, могли подсказать "теоретикам" из ГВЦ много полезных советов.

То есть, нас как бы привлекали к процессам разработки алгоритмов и совершенствования постановок задач, их дальнейшей отработки и внедрения.

К стадии разработки задач по распределению продукции - "разнарядки", и её "занарядки" - (когда каждый завод должен был получить документ на выделенную ему продукцию - так называемый "НАРЯД"), ГВЦ ГОССНАБА приступил только теоретически.

Периодически работу ГВЦ заслушивали на коллегии ГОССНАБА СССР. Сначала я присутствовала на таких коллегиях, как начальник отдела внедрения экономико-математических методов, позже, как член Учёного Совета ГВЦ ГОССНАБА СССР.

Обычно, на коллегиях, после обязательных докладов о состоянии дел по проведении обработки заявочных ведомостей, обсуждались трудности и пути их преодоления в работе ГВЦ.

А в конце практически всегда вставал вопрос - когда же от "ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ"   ГВЦ перейдет к задачам - "РАСПРЕДЕЛЕНИЕ" и "ЗАНАРЯДКА"?

По этой теме слово предоставлялось начальнику отдела "системного анализа задач по продукции машиностроения" ГВЦ - Миримской Любовь Григорьевне.

Она всегда говорила пространно. И, хотя, специалисты, конечно, понимали - о чем она говорит, - остальным "старой закалки" работникам ГОССНАБА, была непонятна её "специализированная" речь.

Безусловно, она была умным специалистом. Готовилась к защите диссертации на эту тему, но до внедрения перечисленных задач в практику работы ГВЦ, было ещё ой как далеко.

Я думаю, что "ДАЛЕКО", это означает не только то, что обработанные ведомости потребности не содержали реальных данных. Причин было гораздо больше.

Даже с обработкой огромных объемов информации, ГВЦ мог бы, наверное, справиться. Не был разработан четкий алгоритм "РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ".

Слишком много существовало различных факторов, влияющих на этот процесс.

Например, таких, как - наличие дефицита продукции, при котором нужно определять приоритет распределения этой продукции. И - многих других.
 
То есть, в процессе "распределения" – наличествовал всё тот же -  "человеческий фактор".

И главную роль играло в нем - нежелание работников "сбытов", расставаться со своими "секретами работы" - с тетрадочками с записями, в которых зашифрованы только им понятные данные.

Ну, каким образом, отразить в алгоритме - порядок распределения "резерва", оставленного на непредвиденные нужды?


Получается, что задача -  "РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ" застряла на месте разработки алгоритма.

А следующая задача - "ЗАНАРЯДКА", является схожей с - "ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ". Её смысл - передать документы на "ВЫДЕЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ" в ГВЦ ГОССНАБА СССР, и получить от него оформленные "ЗАКАЗ-НАРЯДЫ" и довести их до потребителей. То есть, работа сводится к технологии обработки опять-таки огромных объемов информации, проверки её и рассылке во все концы страны...

А наряды сами по себе являются уже юридическим документом, несущим в себе материальную заинтересованность одних и юридическую ответственность других лиц.

Но я оговорюсь сразу - я пишу о состоянии разработок этих задач в период моей работы ГОССНАБА СССР, то есть с 1972 по 1980 год. Это был только ещё начальный период постановки перечисленных задач, и перевода их для проведения расчетов на ЭВМ.

Безусловно, поскольку ничто не стоит на месте, в последующие годы, за десятилетие после моего ухода на другую работу, до знаменитого 1990 года, службам ГВЦ ГОССНАБА СССР, занимавшихся этими проблемами, возможно, удалось достигнуть желаемых результатов.

Но это, к сожалению, было уже без меня...


Когда я во время написания этой части решила заглянуть в структуру ГОССНАБА СССР, с тем чтобы вспомнить – какая продукция  распределялась СОЮЗГЛАВХИМНЕФТЕМАШЕМ, я  искала эту информацию в Приложении к публикациям 1972 года, когда я только что перешла туда на работу.

И – не нашла. Потом вспомнила, что из-за большого объёма, я тогда решила структуру управления страной опубликовать отдельно, самостоятельным разделом.

Тогда забыла, сейчас к месту,  – в следующей части опубликую её…

Этот исторический документ интересен ещё и тем, что демонстрирует всю огромность  этого монстра -  управленческой системы страной.

Просмотрев эту структуру, ещё ужасней представляется период развала СССР, когда рушилась эта башня. Упразднили ГОСПЛАН СССР, ГОССНАБ СССР, ряд министерств и т. д.  и  т.п.  А это всё – людские судьбы…



Рецензии