Без вины виноватый

«Не виноватая я! Он сам пришел!» - воскликнула известная актриса Светлана Светличная устами Анны Сергеевны в популярной советской кинокомедии «Бриллиантовая рука». В этом фильме Семен Семенович Горбунков приходит к Анне Сергеевне забрать халат... Кто-то в этот момент «застукивает» их, и Анна Сергеевна вынуждена оправдываться в духе советской пуританской эпохи...
Не знаю, как героиня или ее прототип, но со мной лично, молодым женатым парнем, когда-то приключилась подобная история.
На дворе было жаркое лето 1974 года. Я вел по маршруту группу пеших туристов, мальчишек возрастом от 14 до 15 лет. Их было немного, человек пятнадцать, но и этого было достаточно, чтобы испытать неоднократный прилив адреналина: все-таки дети и за каждого надо нести ответственность. Конечно, было бы лучше, если группу вели два инструктора. Но, как всегда, в летний период их не хватало.
Маршрут пролегал от спортивно-оздоровительного лагеря «Горный» до села Орлиное, где планировалось расположиться на ночь в палатках на берегу рукотворного озера. А наутро подьем - и в обратный путь, в лагерь «Горный».
Большая часть маршрута от лагеря в сторону Орлиного, вплоть до старой дороги Севастополь – Ялта, проходит по узкой каменистой дороге, по которой не всегда могут разъехаться даже две машины. И чтобы им как-то разминуться, используются специальные «карманы», в которые должна отъехать одна из встречных машин.
В один конец получалось где-то километров тридцать, а по времени туда-обратно с ночевкой - два неполных дня.
Одновременно впереди моей группы, километрах в двух от нее, шла другая, возглавляемая Мариной, молодой спортивной девушкой. Ее подопечными, помимо мальчишек, были еще несколько девчонок.
И вот мы на маршруте. Навьючены до предела: рюкзаки, палатки, спальные мешки, консервы, крупы, топорики, кружки, ложки, котелки, фляги, питьевая вода…
Лето, жара, ощутимая для подростков тяжесть ноши. Иногда им хотелось побросать вниз, в расщелину, или на дорогу что-нибудь из мелочей. Впрочем, некоторые из чертовых детишек так и делали… Им было невдомек, что туристическое снаряжение "висело" на мне, и я нес за него материальную ответственность.
И все-таки преодоление трудностей – это тоже романтика. А посему в группе царило веселье. То самое безудержное веселье и гомон подростков, через которые проходит каждый человек, покрывая траекторию своего жизненного пути.
В этом возрасте покажи подростку палец или язык, и он разразится нескончаемым хохотом, который взрослый дядька или тетка назовут «дурносмехом». Не зря же говорят, что смех без причины - признак дурачины.
Многих мальчишек и девчонок «хлебом не корми» - дай только покуражиться и покривляться. Веселье усугублялось еще и тем, что в составе нашей группы были детишки, присланные в спортивно-оздоровительный лагерь по "путевке" из детской комнаты милиции... Так называемые «трудные» подростки. В советское время обычные путевки получали бесплатно многие дети из необеспеченных семей, а кто-то покупал их, но по символическим ценам.
Эти нестандартные и гиперактивные молодые люди задавали тон в коллективе. Я иногда для группы делал привалы, но ненадолго, чтобы не расслабляться. А потом мы снова двигались вперед, пробираясь сквозь красоты природы.
Уверен, что, несмотря на тяготы, подростки, как и я, запомнили это время на всю оставшуюся жизнь, потому что не запомнить этого просто невозможно. Прекрасная субтропическая растительность: реликтовые можжевеловые рощи с пьянящим и одновременно освежающим стерильным воздухом, заросли орешника, дубовые леса, крымская сосна. Причудливые очертания гор с оригинальными "местными" названиями. Почему-то в такой обстановке вспоминаются слова Владимира Высоцкого о том, что лучше гор могут быть только горы, на которых ты еще не бывал…
Слева от дороги над головами путешественников нависают скалы, справа дорога обрамлена высоким бордюром, чтобы транспорту и пешему путнику, не дай бог, не свалиться в глубокую расщелину, по которой струится полусухое в летний период подобие речушки с большими отшлифованными водой валунами. А над руслом снова почти перпендикулярно устремляются вверх крутые горы. Если захочется спуститься к реке, желательно иметь снаряжение скалолаза. Страху натерпишься...
Само дорожное покрытие – это каменное ложе, неровности которого слегка сглаживаются насыпным щебнем. Транспорт здесь ходит редко.
Итак, мы продвигаемся до старой дороги Севастополь – Ялта, которая в наши дни уже на многих участках не эксплуатируется.
Пересекаем эту асфальтированную артерию и после этого экзотическая часть пейзажа заканчивается, переходя в более спокойную пасторальную часть, состоящую из полей, склонов и тропинок.
Мы проходим мимо села и направляемся к рукотворному озеру. Там уже, недалеко от воды, расположилась бивуаком группа Марины. Они поставили палатки, готовят пищу на костре. Кто-то из подростков что-то бренчит незамысловатое на гитаре для своих друзей.
Я со своей группой располагаюсь немного поодаль. Мы тоже обустраиваемся. Еще светло, но надо торопиться, пока не стемнело.

***
Наконец-то все улеглось, и появилась возможность пообщаться с Мариной, обменяться впечатлениями от прошедшего напряженного дня. Мы просто телепатически почувствовали, что нужно где-то рядом с нашими архаровцами, не теряя их из виду, посидеть на камешке, поболтать и посудачить, слегка разрядиться и отвлечься от подростков.
Мы садимся на пригорке, недалеко от воды… Каждый делится своими заботами и происшествиями… Я ною:
- Эти чертовы дети! Бросают по дороге ложки, поварешки… А имущество-то казеное. Висит на инструкторе…
Марина отвечает:
- Неуправляемые, много в этот раз прислали из детской комнаты милиции… Здесь никакой Макаренко не справится…
Неожиданно за нашей спиной четко и ясно звучит женский голос:
- Ну как вам тут отдыхается?
Этот голос мне ужасно знаком. Более того, я знаю, чей это голос и чувствую его спиной, кожей. Но непонятна сама вероятность звучания его в этом месте и в данной ситуации, что приводит меня в ступор.
Я поворачиваюсь и вижу свою юную жену. Как она попала сюда, в село Орлиное, и как нашла меня на пригорке рядом с другой юной девой?
В то время мы с женой жили в Севастополе в доме моих родителей, где занимали меньшую часть дома с отдельным выходом и кухней. В это лето директриса Детской экскурсионно-туристской станции (ДЭТС) Зоя Васильевна Холоднова, где я работал, направила меня на сезон поработать инструктором в лагере «Горный».
ДЭТС по поручению ГОРОНО курировала кадровые вопросы детского лагеря. Работали в принципе без выходных все лето. Иногда директор лагеря отпускал кого-нибудь из нас на сутки в город.
Я был более везучий: со своей легковой машиной, которую держал рядом с коттеджем директора. По договоренности с ним я за лето несколько раз уезжал на побывку с семьей.
- Да, но как жена моя оказалась здесь? - точила мой мозг навязчивая мысль.
Кстати, мне показалось, голос жены звучал несколько саркастически, с издевкой… Но я, несмотря на мое внутреннее замешательство, не подавал виду.
- А-а-а, ты здесь, - отреагировал я спокойно и как-то обыденно. Встал и предложил ей пройтись и поговорить. Я не акцентировал внимания на моей «посиделке» с Мариной.
- Как ты здесь оказалась? - спросил я.
- Вера Петровна мне предложила съездить к тебе на машине Степана Степановича в лагерь, навестить тебя. Мы туда приехали, но нам сказали, что ты ушел с группой детей в поход, в район Орлиного, к озеру. Вот тогда мы и отправились за тобой следом.
Бросив взгляд в сторону, на проселочной дороге я увидел машину своего отца. Мы прошли туда, весело пообщались. Я пообещал приехать домой с ночевкой в ближайшую субботу.
А жена, впрочем, еще какое-то время мне напоминала об этой истории.

***
Когда я вернулся в Севастополь, состоялся разговор с матушкой. Я рассказал ей о всей нелепости ложной ситуации на пригорке, в которой ее сынуля оказался при встрече с женой. Получалось, что я - без вины виноватый - вынужден был позже оправдываться… Ситуация, честно говоря, идиотская…
Мать ответила:
- Вот я, старая дура, зачем придумала эту затею с поездкой. Хотела, как лучше… Детей порадовать…
И пообещала в будущем, не посоветовавшись со мной, ничего подобного не предпринимать.

***
Забавно, но через несколько лет, когда я уже жил в Москве, случилась диаметрально противоположная история с моим севастопольским другом детства Игорем. Будучи грешным, мой знакомый нагло и находчиво нашел себе оправдание.
Я приехал в отпуск в отчий дом и какое-то время не появлялся ни у родственников, ни у друзей, потому что вначале собирался разобраться кое с какими делами, а уж затем для души встречаться с друзьями и близкими. И вот, наконец, в один прекрасный денек я без предупреждения поехал часам к семи вечера домой к моему другу в надежде, что он уже вернулся с работы.
И вот я у него в квартире. Вручаю подарки его жене и дочери, прихватил бутылку с закусоном, а самого Игоря на месте нет...
С его женой, Викторией, я знаком много лет, но без самого Игоря наш разговор местами принимает искусственный характер. Да занята хозяйка дочкой и домашними делами! Как-то я не вовремя...
Уже где-то часам к девяти собираюсь уходить, но Виктория отговоривает:
- Саша, подожди еще немного. В конце концов, должен же он появиться!
Я ожидаю еще час и все-таки вынужден уйти: Игорь так и не появился.
Надо сказать, мой друг всегда был большим любителем женского пола. И сколько я его знал, он постоянно погуливал время от времени. Поэтому я и подумал, чего ждать, где-то парень загулял...
На следующий день Игорь прямо с утра у меня и рассказывает:
 - Слушай, вчера вечером я приезжаю к себе домой после того, как ты только что от меня ушел. Жена мне: «Где ты был так долго?»
Я ей:
– Ты знаешь, приехал Саша из Москвы, я заскочил к нему и до сих пор торчал там!
- Что ты врешь! – заявляет Надежда.- Он только что ушел от нас и весь вечер сидел здесь и тебя ждал!
Не моргнув глазом, наглый и находчивый Игорь отвечает:
- Ну, правильно, он ждал меня у меня дома, а я в это время ждал его у него дома! Сидел весь вечер и занимал разговорами его родителей!
Цирк, да и только. И находчивость гениальная.
- Игорь, ты авантюрист и мистификатор! - говорю я. - Хорошо, что предупредил меня, а то при случае я мог бы по простоте душевной проболтаться твоей Виктории о том, что тебя на самом деле у меня не было! Знаешь, не зря ведь говорят: «простота - хуже воровства».
А в предыдущий вечер Игорь задержался у какой-то очередной своей подружки...

Москва, февраль


Рецензии