КУДА ИДТИ?

Часть II

Университет

Веселые годы,
Счастливые дни –
Как вешние воды
Промчались они!

И. С. Тургенев


КУДА ИДТИ?

В мои юные годы бывали частенько тяжелые дни, но они прошли, как вешние воды, оставив светлое воспоминание. То была молодость.

Лето 1918 года все прошло в поисках решения вопроса о дальнейшем моем учении. Я побывала в Петрограде, чтобы запастись там квартирой (я уже была принята там на Высшие Женские Медицинские Курсы). Остановилась у дальних родственников (Черновых) и заручилась их согласием на мое житье у них.

Вернулась домой. Но знакомство с большевистской действительностью заставило меня задуматься над тем, возможно ли в такую тяжелую годину (голод и бесправие как в провинции, так и в столице) учиться в университете, тем более, что придется жить одной в чужом городе?

С такими мыслями я пошла в церковь помолиться Богу (был праздник Преображения) и неожиданно встретила там студентку Любу Серпкову, которая кончила несколько лет тому назад тоже нашу бежицкую гимназию, а теперь училась в Харькове на Высших Женских Медицинских Курсах (ВЖМК). Приехала она с трудностями домой на летние каникулы, чтобы поработать в бежицкой больнице. Эта встреча решила мою дальнейшую судьбу: Люба рассказала мне, что в Харькове сейчас совсем другая жизнь, такая, какая была у нас до революции, так как Украина отдана большевиками немцам по мирному договору, завершившему войну. Поэтому-то немцы сохранили там старый строй жизни. Узнав о моих колебаниях и сомнениях, Люба начала уговаривать меня ехать с нею и учиться там же на ВЖМК, добавив, что университет и профессора остались там прежние. Я скоро согласилась.

Конечно, мне было как-то страшновато вдруг оторваться от дома. Успокаивало меня только то, что со мною будут бежицкие студенты. Кроме Любы, учились в Харькове еще две бывшие наши гимназистки – Юля Басина и Соня Пинхасевич. Они казались мне своими. Всех бежицких тогда я считала своими и близкими.

Начались частые встречи и разговоры с Любой о предстоящей поездке и о жизни в Харькове. Долго собирались мы. Люба явно не спешила и оттягивала отъезд: она рада была остаться подольше в своей семье, да и работа в больнице была для нее и приятна, и полезна. Но вот, наконец, решили ехать. Осталось только преодолеть еще одно препятствие – получить пропуск от ЧК на проезд в Харьков, а это, как мы слыхали, было очень неприятно, так как председателем ЧК в Брянске был свирепый большевик-"зверь", как его у нас называли – Медведев. Он был сыном одного заводского мастера – почтенного человека. Среди других его сыновей этот был как бы выродком. Он жил в Москве, и вернулся домой лишь после захвата власти большевиками в Бежице и был назначен начальником ЧК в Брянске.


Рецензии