Падение в чашу потребительства

Впервые метафору «общество потребления» применил Эрих Фромм в своём произведении «Бегство от свободы» (1941 г).

Появление данной эпохи на мировом пространстве началось гораздо раньше, чем в России и связано это прежде всего с тем фактором, что становление и развитие капитализма в нашей стране «возрождалось» только на постсоветской основе. Поэтому актуально поднять данную проблематику именно в тот период, пока «потребительство» окончательно не проникло в умы россиян. «Потребительство» сегодня окружает нас повсеместно, несмотря на неравномерность распространения его в общественном пространстве. Стоит заметить, что оно является основой развития новой формы общества, как информатизация основой развития технической стороны. Мы упомянули информатизацию в данном случае, как наиболее яркое сравнение, поскольку информационные технологии, как и мания «потребительства» проникают во все области жизни социума, соответственно существенно влияют на формы бытия отдельно взятого человека, при этом они явно ощутимы человеком, нежели влияния «общества потребления». 

В этой связи проблема информатизации, как совершенно новая ступень в общественном развитии, так и «потребительства» привлекают внимание исследователей. И здесь важно учитывать, что рассмотрение этих проблем должно происходить на философско-мировоззренческом уровне, а не на акценте различных аспектов. Думается, чтобы обеспечить полное рассмотрение картины современного общества, необходимо рассмотрение данных проблем в определённой их взаимосвязи.

Становление потребительской среды обусловлено всем комплексом социально-культурных факторов. К данным факторам можно отнести: активное развитие рыночной системы, которая вызывает за собой очевидное повышение требований к капиталу человека и новым формам социального неравенства, так же усиливается необходимость приспосабливаться к внешней среде, увеличивая тем самым нагрузку на внутренние механизмы человека.  Таким образом, мы способны отметить, что «общество потребления» характеризуется с одной стороны, углублением индивидуализации человека, с другой стороны оно развивается в глобальных масштабах в плане географии и глубине проникновения в сферу социума. Э.Фромм в своей работе показал две различные стороны индивидуализации человека в обществе: люди осознают себя самостоятельными субъектами социума, действующими независимо от традиционных структур и при этом одновременно происходит ослабление социальных связей, основанных на принципе взаимопомощи.

Итак, мы отмечаем негативное последствие влияния современного общества – обособление человеческой личности в социальной среде, её отчуждённость. Об данной опасности писал ещё Ф. М. Достоевский. В его произведениях исследуется характерное отпадение человеческого индивида от его социальных связей и норм, апофеоз стремления к подлинной жизни, независимость выборов от «иллюзии и давления коллективной жизни».
 
Ф.М. Достоевский остро чувствовал данную проблему, его произведения представляют собой огромную теорию об опасности отчуждения личности от духовных начал: «Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай» – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение тем, что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства»

«Общество потребления» вынуждает человека жить только для себя, приводит его стремления лишь к реализации неутолимых его потребностей, притупляет его взаимосвязь с другими, следовательно, вызывает атомизацию общества. Томас Гоббс описал этот процесс как «война всех против всех». Мы отмечаем, что западные исследователи считают, что атомизация возникает на основе расширения свободы человека, как обратный процесс коллективизации. К. Маркс отмечал, что отчуждение это происходит из-за особенностей экономических отношений в капиталистической среде.

Капитализм, породивший с собою «потребительство», изначально уничтожил в человеке ощущение самобытности, превратив его в часть рыночной системы. «Философия существования», или иначе говоря экзистенциализм, пытался найти выход из этой системы, избегая её саму. Произведения Ж. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера явно отражают в себе эту теорию, поскольку в них личность должна отбросить все «общности», «коллективную солидарность» и прийти к конечному выводу, что она обречена на «трагичное одиночество». Таким образом, экзистенциалисты видели проблему отчуждения во внутренних категориях личности и в некой степени призывали к этому отчуждению, как к единственному обретению той самобытности. Пришедшее же следом «потребительство», даровало возможность человеку приобрести индивидуальность посредством покупки.

Ж. Бордрияр в своём философском труде «Общество потребления» (1970 г.) указал, что теперь покупка определённых вещей в сознании человека равняется приобретению абстрактных ценностей. Теперь же счастье можно измерить количественными характеристиками, диктуемые самим «обществом потребления». Таким образом, обладание нужными предметами сравнивается с обладанием счастья, индивидуальности, здоровья и пр.

Сознание человека в современной ситуации искажено: теперь определённые состояния человека напрямую зависят от определённых приобретений, душевные блага приобретаются за материальную основу, и кажется, что сам человек более не является единичной личностью, он лишь товар, обладающей определёнными элементами для цены.


Рецензии