Шинель

        Исчезновение шинелей в России берет свое начало, вероятно, в середине 19-го века, когда в Санкт-Петербурге, у Калинкина моста, какие-то усатые люди со словами «А шинель-то моя!»  сняли шинель с Акакия Акакиевича и были таковы.

        Калинкина моста в Академии Химзащиты не было, но шинели из раздевалок спецфака исчезали в больших количествах, как будто даже без участия воров - возможно, вследствие какой-то мистической связи этого явления с однофамильным знаменитому мосту подполковником Калинкиным, зам. начальника фака по строевой части, который и занимался этой проблемой.  Впрочем, подполковник был персонажем скорее не гоголевским, а салтыковским : «глупым, в грубом значении этого слова, назвать его было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться». Инкубированный с 7 лет в суворовском училище, он являл собой образец выправки, идеального соответствия всем четырем уставам ВС СССР, а также автором замечательных руководящих изречений, таких как «Крепкий мат по уставу запрещен». 

         Проблема на сей раз была масштабней даже чем наличие иголок с белой и черными нитками, опыт решения которой у подполковника уже был. Помню, как однажды в субботний майский полдень наш капитан Китаев уже раздал всем увольнительные записки, и в воздухе над строем маячило «вольно, разойдись!» …  но по Салтыкову «власть должна держать народ в постоянном изумлении»…  . Вдруг, как черт из табакерки, возник Калинкин со своим «отставить» и начал проверку. Начал он с последнего по счету, 4-го отделения, и, передвигаясь вдоль шеренги, заглядывал в фуражки, ругался на нарисованных внутри котов, считал иголки и нитки, недосчитывался и забирал и рвал увольнительные записки, в общем рушил надежды, при этом неуклонно приближаясь к нашему флангу. И вдруг …. случилось чудо! Неожиданно разразилась майская гроза, да еще какая! Оставаться в строю было никак невозможно, и весь строй с потенциальными жертвами бросился врассыпную, бегом в здание факультета, оставив экзекутора одного с обрывками увольнительных. Мое увольнение было спасено!      

        Итак, близились зимние каникулы 3-его курса, и Калинкиным было уже объявлено, что бесшинельные в отпуск не поедут. А пока на построениях бесшинельных строили на левом фланге, где они и тряслись на морозе, как цуцики. Наступил тот тревожный период, когда благоразумные люди носят с собой на лекции не только шапку, но и шинель вскатку, и обходят раздевалки как черт ладана. Моя шинель была защищена фамилией, вытравленной хлоркой крупными буквами наискосок через всю подкладку, но эти предосторожности были совсем не излишни.

       Тут-то черт меня и попутал, один раз оставил я шинель в раздевалке, ее украли и я стал бесшинельным за день да отпуска. Ситуация была критическая, в течение этого, последнего дня каждый перерыв между лекциями я спускался в раздевалку в надежде увидеть хоть какую-нибудь, захудалую… , но дураков не было, раздевалки были пустыми. И вдруг – чудо! Когда надежда уже почти угасла, в последний перерыв, в самом углу раздевалки я увидел ее, одинокую, желанную, немного коротковатую … Осталось только спороть и заменить курсовую нашивку жертвы-старшекурсника, сделать новую надпись на прокладке, не маячить у старших курсов на глазах, и я – в отпуске!

                * * *

        Прошел год, я привык к своему новому приобретению, снова пришла зима, а с нею и новая шинельная эпидемия, которая приняла характеры бедствия. Нравы явно падали, кража шинелей стала явлением легитимным, а ведь когда-то крали только хлястики ... Начальство решило навести порядок.

        Однажды весь факультет, 500 человек, был построен по периметру плаца, приказано было расстегнуть и распахнуть полы шинелей, начальник факультета Скосырев со свитой из замов и начальников курсов пошел вдоль шеренг, рассматривая колышущуюся на ветру картинную галерею на шинельных подкладках, при этом со многими полезными афоризмами.
        И вдруг -  полковник зовет меня к себе, на другой конец плаца, где проверялся старший, 5-й курс. Свита стоит в ожидании меня напротив пятикурсника с распахнутой шинелью, на подкладке ее большими красными буквами написана моя фамилия… Встречаюсь глазами с ее нынешним владельцем, вот теперь я знаю кто ее у меня украл!
- «Скажите, это ваша шинель?»
Оценив ситуацию, отвечаю: «Нет, не моя»
- «А почему на ней написана ваша фамилия?» 
- «Да … я носил ее одно время, товарищ полковник…»
Недоумение, молчание, смех …  Я отпущен подобру-поздорову …
Кампания провалилась, начальство умыло руки, приближались каникулы, народ снова потащил шинели по аудиториям, все вернулось на круги своя…


Рецензии
Михаил,отлично.Да помню майора Калинкина в лагерях - золожит руку спереди за френч и вышагивает перед строем - наполеон. Но кончил плохо в 90 - в электричке вступился за женщину и был покалечен.
В середине 70хх часто видел в Москве ребят в джинсах и обрезанных шинелях. Академия-жизнь ,заставляла и учила всему - ставила в ситуации и надо принимать решенье.
Надеваешь форму и ты уже другой . Я например, года два чувствовал себя в ней неуютно.
Наденешь шинель и ,как в броне - другой человек, больше уверенности. В магазин за водкой заходишь в шинеле - уважения и сочуствия больше у очереди. И какие карманы у неё - по пузырю 0,8 в каждом и не видать! А навстречу патруль, а увольнительная в кармане под бутылкой - но шинелка - матушка выручала - широки у нее рукава, бутылку пропихнул в рукав и нате вам увольниловка...

Пекст-Сашин   22.02.2017 17:24     Заявить о нарушении