Ностальгия по Оке полвека спустя...

НОСТАЛЬГИЯ ПО ОКЕ ПОЛВЕКА СПУСТЯ …               


«Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких   типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта…» Константин Паустовский


«… То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором,- на самом деле не обыденно, не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле- таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты- человек!» Николай Заболоцкий. «Поэт в окружающем его мире». 1957 г.


Как интересно случаются случайности: через полвека случайно оказаться в тех же ранее  случайно случившихся местах… Извините за случившуюся случайно умышленную корявость и нарочитость случайного вступления… Ведь не случись какого-нибудь одного факта, не произошло бы другого, а не случись другого, то и… Хорошо однажды в своих воспоминаниях сказала о случайностях Марина Цветаева, построив причинно-следственную цепочку некоторых событий своей жизни, приведших ее к знакомству со своим будущим мужем Сергеем Эфроном…   

                Так и причинно-следственная цепочка событий, замкнувшись, привела Алексея с женой Ириной в места, которые они посетили почти полвека назад. Многое свершилось внутри этого пространственно-временного континуума! Память устремилась в то время… Как они впервые оказались в этих чудесных местах Оки? Отпуск в 1968 году Алексей и Ирина решили провести в палатке на берегу Оки. Составить себе с шестилетним сыном Максимом компанию они пригласили своих друзей Нину и Михаила. Электричкой доехали до Серпухова, затем на теплоходе отправились по Оке. Где выйти на берег, планов четких не имели. Решили плыть до тех пор, пока не увидят заманчивое для отдыха место. Теплоход шел против течения, и вот впереди, на левом берегу, естественно, по течению, как принято определять берег реки, увидели очень уютное песчаное местечко. Решили на нем и остановить свой выбор. Но теплоход сделал остановку на высоком здесь  правом берегу, в Велегоже, известном своими санаториями, пансионатами и турбазой. Предстояло перебраться на левый, пологий берег. Чтобы переправить туда тяжелые рюкзаки, основную тяжесть которых составляли банки с тушенкой, смастерили плот. Для этого надули два матраса, соединили их вместе, а по краям закрепили привязанными к ним палками, найденными на берегу. Алексей и Михаил спустили плот на воду, положили на него рюкзаки и отправились вплавь, толкая впереди себя плот. Течение реки в этом месте оказалось сильным, плот сносило в сторону, но переправа удалась. Затем на плоту переправили Максима, а женщины переплыли реку самостоятельно. И вот под ногами чудесный золотистый песок, так и зовущий позагорать на нем! Стали осваивать это приветливое местечко: поставили палатки, выбрали и подготовили место для костра, разобрали содержимое рюкзаков... Впереди- целый месяц отдыха!
О некоторых моментах того незабываемого пребывания здесь Алексей позже поведал в рассказах «Сельский клуб», «На тракторе за раками», «Квадратно-гнездовой метод» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). 


                И вот захотелось рассказать не только о прежней, но и о нынешней встрече с Окой в Тарусском районе Калужской области. Тогда, в июле 1968 года, поездка была связана с проведением очередного отпуска, а теперь, в воскресенье 29 мая 2016 года- с автобусной экскурсией в древний русский город Серпухов и в расположенный недалеко от него город Тарусу. Экскурсия была заказана по случаю окончания учебного года для Старшего и Камерного хоров Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость») Северного окружного управления Департамента образования города Москвы.   


                По пути в Тарусу, длинный овраг которой на ее южной окраине Марина Цветаева называла «Долиной грёз», побывали сначала в Серпухове, расположенном на реке Наре- левом притоке Оки.  В этом городе, связанном с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Владимира Храброго, посетили два старейших монастыря. Сначала ознакомились с основанным по благословению Сергия Радонежского в 1374 году серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом, другом и сподвижником московского князя Дмитрия Донского православным мужским Высоцким монастырем- центром паломничества к иконе «Неупиваемая Чаша». Монастырь называется Высоцким, так как Сергий Радонежский выбрал для него место на высоком берегу у реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку. После него посетили Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь, основанный в 1360 году.


                Приехав в Тарусу, совершили сначала плавание по Оке на двухпалубном речном теплоходе «Михалыч». Отправились по течению, в сторону Серпухова. Яркое солнце ласкало путешественников, разместившихся на верхней открытой палубе. Наслаждались красотой проплывавших пейзажей, фотографировались и снимались на видео. Алексей и Ирина надеялись, что «Михалыч» доплывет до того места, в котором они в 1968 году поставили с друзьями палатки на левом берегу.  Но, увы, все водное путешествие длилось всего один час: полчаса по течению и полчаса обратно. А ведь доплыть оставалось совсем немного. Во время этой экскурсии успели многое увидеть и узнать. Побывали в Тарусе в одноэтажном бревенчатом доме- Музее семьи Цветаевых. В главном храме города- Соборе Петра и Павла (XVIII в.) хористы «Радости» своим пением убедились в его  прекрасной акустике.  Около памятника советскому полководцу, генерал-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Ефремову (1897-1942) узнали о некоторых подробностях его героического подвига. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 года ему посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации: «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».


 
Во время этой поездки вспомнилась московская экскурсия по местам, связанным с жизнью Марины Цветаевой (1892-1941). Экскурсию заказал профсоюзный комитет предприятия, на котором работал Алексей. И каково же было удивление Алексея и Ирины, когда автобус остановился около дома, в котором они жили тогда по адресу: Сивцев Вражек, дом 15/25. Все экскурсанты вышли здесь из автобуса и экскурсовод стала рассказывать о жизни Марины Цветаевой в этом доме. В то время еще не было на нем мемориальной доски. Теперь можно прочитать на ней: «В этом доме в конце 1911-начале 1912 жила русская поэтесса Марина Цветаева». Алексей и Ирина тогда впервые узнали, что это место связано с жизнью не только Марины Цветаевой, здесь находилось и жилище богемной молодежи, которое в дружеском кругу называли Обормотником. Авторство такого названия приписывают писателю Алексею Толстому, дружившему с обитателями Обормотника. 


                Но вернемся в Тарусу. Выйдя из теплохода «Михалыч», отправились обедать в изящно оформленном в морском стиле кафе «Якорь», находящемся недалеко от пристани. Ознакомились с памятниками Марине Цветаевой, Константину Паустовскому, Белле Ахмадулиной…                Очаровательны здешние места. Константин Паустовский (1892-1968) писал: «Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодёжь из московских художественных институтов. За художниками потянулись писатели и учёные, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки». 


                А художник Василий Ватагин (1883-1969) вспоминал о Тарусе начала XX века: «Подъезжаешь к Тарусе на пароходе или с тульского берега- хоть город, как на ладошке, а его почти не видно из-за садовой зелени, только маяками видны собор и церковь на Воскресенской горке. А весной, когда цветут яблони, Таруса красуется, как невеста в подвенечном платье… А луга какие заливные по Оке и по Таруске, какие травы и цветы- их не везде в средней полосе встретишь. Ока течёт с юга и приносит к нам и аспарагус, и энотерум, шалфей, и ломонос, и редкостный кирказон и орхидеи. На окские заливные луга ботаники приезжают собирать эти редкие растения». 

                При каждой близкой встрече с Природой все больше убеждаешься в правоте французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592): «Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно». Для лучшего постижения Природы последуем совету другого французского мыслителя- Поля Гольбаха (1723-1789): «Будем смотреть на природу как на колоссальную мастерскую».

Юрий Жданов       22.02.2017


Рецензии