Ч. 6 Война на Средиземном море. Прорвались

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/02/21/1973

В шесть часов утра 12 августа завязался воздушный бой между немецкими самолётами, поднявшимися с Сардинии  и самолётами авианосцев. Попытки немецких пикирующих бомбардировщиков пробиться к кораблям не удались. Потеряв несколько самолётов, немцы вернулись на базу. Англичане сбили и три итальянских самолёта-разведчика.

Около полудня конвой атаковала новая волна пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, которых сопровождали истребители. Через пятнадцать минут последовала вторая, а затем и третья атака немецких самолётов.

Их встретил такой шквальный зенитный огонь, что у них не было ни малейшей возможности прорваться к транспортам. Немцы применили управляемую по радио бомбу, пытаясь поразить ею авианосец, но она попала не в корабль, а упала на алжирском берегу.

Не помогли и особые электрические торпеды. Английские суда, маневрируя, уклонились от них. К немецким присоединились итальянские самолёты с Сицилии. Они создали помехи радиолокационной станции на Мальте, «ослепив» её. Никогда ещё столько авиации не применялось против кораблей. Но самолёты стран оси так и не смогли преодолеть противовоздушную оборону англичан.

Во второй половине дня конвой атаковали итальянские подводные лодки. Корабли уклонились от торпед «Emo» и «Avorio», а подводную лодку «Cobalto» эсминец       эскорта сначала обстрелял глубинными бомбами, вынудив всплыть, а затем потопил тараном. Экипаж, кроме двух погибших подводников, взяли в плен.

Атака конвоя подводной лодкой «Granito» также оказалась безрезультатной. Вечером вновь возобновились атаки немецкой авиации. На этот раз немецкие лётчики смогли вывести из строя авианосец «Indomitable», повредить его полётную палубу. Авианосец был вынужден сбавить скорость до 17 узлов.

Его самолёты, находившиеся в воздухе, сели на палубу последнего боеспособного авианосца с примечательным названием «Victorious». Лишние машины, чтобы не мешали, сбросили за борт.

До Мальты оставалось ещё 250 миль, а конвой оказался, практически, без воздушного прикрытия, учитывая погибшие в бою экипажи. Около восьми вечера конвой атаковали пять итальянских подводных лодок. Тяжёлые повреждения получили три крейсера.

К атакам подводных лодок добавились новые атаки немецких пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Получил повреждение и сбавил ход до 5 узлов рефрижераторный грузовой лайнер «Brisbane Star». Затонул транспорт «Clan Ferguson». Получил повреждения транспорт «Rochester Castle», а транспорт «Empire Hope», который потерял ход, после снятия команды пришлось затопить.

Затонул торпедированный транспорт «Deucalion». В полночь конвой шёл по фарватеру между минными полями, поставленными у берегов Африки и Сицилии. Строй кораблей растянулся и представлял собой удобную цель.

Теперь его эскорт атаковали немецкие торпедные катера, а итальянские торпедные катера атаковали транспорты. Несколько судов получили повреждения, а транспорт «Pathfinder» пришлось затопить. Атаки продолжались всю ночь.

Утром приготовились к атаке итальянских крейсеров. Но эта атака была сорвана смелыми действиями командира подводной лодки «Unbroken» капитан-лейтенанта Аластера Марса. Он увидел в перископ крейсера, которые шли в сопровождении трёх эсминцев, между островами Филикуди и Панарео.

Марс торпедировал и вывел из строя тяжёлый и легкий крейсер. Эти корабли так и не смогли восстановить до конца войны.

Итальянской эскадре пришлось вернуться в базу, а Марс сумел увести подводную лодку от преследования итальянскими эсминцами. В 1944 году подводную лодку передали Советскому Союзу по ленд-лизу. Её бывший командир после войны служил в Новой Зеландии.

Аластер Марс возмущался тем, что ему четыре года пришлось доказывать военно-морскому министерству, что он не может на 39 фунтов стерлингов в неделю содержать больную жену и двоих детей. Когда ему, наконец, повысили денежное содержание, офицер сам заболел, уехал в Англию и отказался возвращаться на службу.

В 1952 году его арестовали, судили военным судом и уволили без пенсии. Но после разбирательства этой истории в парламенте и обращения будущего премьер-министра Джеймса Каллахана к первому лорду Адмиралтейства, подводника оставили в покое и стали платить пенсию. У Аластера Марса оказался дар писателя, его книги пользовались большой популярностью. Он умер в 1985 году.

Но вернёмся к конвою. Утром вновь начались атаки немецких самолётов. На транспорте «Waimarama» в  трюмах находились боеприпасы, а на палубе – бочки с топливом. Немецкие лётчики летали так низко, что взорвавшаяся бочка с топливом охватила пламенем немецкий самолёт. Боеприпасы  на транспорте детонировали и судно взорвалось.

Команда эсминца «Ledbury» в этом море пламени сумела спасти 27 человек, остальные 80 погибли. Во второй половине дня встречать остатки конвоя вышли тральщики с Мальты. Когда первые три транспорты вошли в Гранд-Харбор, их сразу же стали разгружать.

Немецкие самолёты продолжали  преследовать конвой. Последним утром 15-го августа ввели на буксире самое важное судно для защитников Мальты  - израненный танкер «Ohio», доставивший топливо.

Сначала люди, собравшиеся на берегу ликовали, пели «Правь Британия», но когда рассмотрели корабли, вошедшие в бухту, все замолчали. Мужчины сняли головные уборы, а женщины крестились. Восстановить танкер не удалось. Его капитана Дадли  Мэйсона наградили Георгиевским крестом.

Погибли один авианосец, два лёгких крейсера, эсминец и девять транспортов. Несколько кораблей получили серьёзные повреждения. В боях при проводке конвоя погибли 34 самолёта с морскими лётчиками.

Это была не последняя операция. На подводных лодках продолжали доставлять на Мальту продовольствие, боеприпасы, медикаменты, заполняя ящиками и мешками и без того тесные отсеки.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/23/1950

На фотографии: танкер «Ohio» вводят в бухту


Рецензии
Спасибо, Владимир, за статьи о героических, но не известных гражданам бывшего СССР событиях второй Мировой! С уважением, Борис

Борис Готман   25.04.2017 23:39     Заявить о нарушении
Не хотела правящая партийная верхушка обременять нас лишними знаниями.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   26.04.2017 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.