Не сложилась любовь часть 1

В  некоторых  случаях  дверь  в  прошлое  надо  не  закрывать,
 а  брать  кирпичи,  раствор,  мастерок  и  замуровывать


С чего же начать?  Наверное, с того, что в 1999 году я стала вдовой. Какое-то слово – непривычное – в д о в а, хотя ничего особенного, и всё как у многих и часто – умер муж.

И стала я свободная, совершенно свободная. Дети – совершенно взрослые, у них уже свои дети взрослые. И, наступила какая-то пустота, ничем не заполненная и не заполняемая.

Работа! Да, работа была. Интересная, творческая, ответственная. И к тому же, чтобы заполнить пустоту и обилие  незанятого времени, даже еще одну работу себе организовала. По договору. Дома. На компьютере.  И как-то пыталась отойти от тех забот и нервного напряжения, которые меня чуть  было не сломали совсем. Не сломали. Время помогло.

Так  и шло это ВРЕМЯ. Зима-лето-зима-лето.
Хотелось спросить у времени – счастье, где ты?
  А время только на часах отстукивало своё движение – тик-так, тик-так

Городок небольшой, претендентов на это «счастье» было не много, да и не те, что мне нужны были.

И вдруг, однажды, в день «Х»  иду по улице. Навстречу – мужчина – видный, статный, европейской наружности. Даже одет был по европейски – не в шляпе, не в кепке, не в тюбетейке, а чисто европейский мужской берет на голове. Я аж шаг попридержала – кто это? Откуда? Своих, местных – всех почти знала в лицо, давно же в этом городке живу, тысячи, наверное мужчин прошли с бумагами, договорами, процентовками через мой кабинет. А этот? Не иначе, из каких-нибудь командировочных подрядчиков.
Внимательно мы друг на друга посмотрели, и мимо друг друга прошли.  И как-то до вечера крутился у меня в голове вопрос – кто же этот мужчина?  А потом прошло. И вопрос исчез. Ну, что такое – мимолетный взгляд?  Ничего не случилось.

Каждый день на работе, в суете всяких совещаний, вызовов в кабинет большого начальства,  бесконечная  телефонная  трель звонков – бумаги, бумаги, компьютер – обычная офисная  работа  начальника отдела  руководителя  второго уровня.

Звонит как-то главный бухгалтер  - женщина --  сейчас к вам  подойдет  мужчина, вы ему  какую-нибудь работку соберите, он переплётчик.  Ну, переплётчик, так переплетчик, для него у  меня всегда  бумаг для оформления их в нормальные конторские книги  -  очень много  -  планово-экономический отдел  каждую телефонограмму,  каждый отчет, даже в черновом  варианте  аккуратно  должен  сохранить  и  не  менее  5ти  лет, а  некоторые документы и еще  более.

Заходит  мужчина  -  эх!  Тот  самый, в берете, интересный европеец.. 
-здравствуйте
-здравствуйте
-меня к вам направили,  я переплетчик
И слышу – нерусский  акцент..  Спрашиваю  -  а  вы, собственно, кто?  Имя, фамилия.
- имя моё – Ёрдан так он произнёс это имя ), фамилия – Божилов
Спрашиваю – вы болгарин,  как вы здесь,  ведь  уже болгар  в  городе не осталось,
- да нет, -- говорит – я остался,  есть еще один,  нас  двое.

Так, - говорю  -  у  вас  паспорт,  какой  документ  есть?  Договор же надо составить.
А он говорит  -  договор уже  со  мной  заключили,  и  комнату  для  работы  определили, но  если  вы  хотите  посмотреть  на  документ, --  и  подаёт  мне  книжечку  -  Разрешение  на  временное  проживание  в  республике  Узбекистан до  NNого  года.

Я  его  спрашиваю  -  а  паспорт?  --  он  говорит  -  паспорт  гражданина  Болгарии  у  меня   украли  однажды,  и  вот  я  с  этим  зелёным  удостоверением  теперь живу.  Надо  сказать -  возраст  уже  приличный,  пенсионный. Спрашиваю  -  а  пенсию?  Получаете?
-Да, говорит  получаю,  но  очень  маленькую.  Потому  что  работал  в  болгарском  строительном  отряде  и  стаж  пошел  весь  в  Болгарию,  а  у  меня  жена  была  местная,  умерла,  а  я  остался…  Хожу  на  её  могилку.  Детей у нас  не  было. А её  сын  и  на  похороны  её  не  приезжал  и  я  даже  и  не  знаю – где  он  сейчас.

Меня  очень  поразил  его  рассказ.  Я  ему  говорю  -  а  восстановить  паспорт  не  пытались?
-Я   не  очень грамотный в этих вопросах.  Мубарекское  УВД  меня  не  беспокоит  -  живи – говорят – старик, ты нам не мешаешь, и мы  тебя  давно  знаем.  И  рассказал,  что в Мубареке  он  с  1972 года,  еще  в  те  времена  болгарские строители работали в Газли, а  потом этот  отряд –2000 человек  перебазировали в Мубарек. И  женился  он  в  Мубареке.  Жена  его  -  Нина  Марковна,  все  её  знали  у  нас,  работала  она  в  ОРСе  этого  строительного  отряда.  Интересный  момент  про  эту  Нину  Марковну.  Я  её  фактически  не  знала,  но  каждое  утро, будучи в гостях у дочки  или  по  пути  ранним  утром на работу,  видела  женщину – спортсменку – в  любую  погоду  она  бежала  трусцой  по  дороге  вдоль  газона,  который  по центру дороги был.
Как-то у кого-то спросила – а кто эта «спортсменка – марафонка?»  а мне говорят  -  да это Нина Марковна Божилова.  Опять вопрос у меня – болгарка, что-ли?  Да нет, -- у неё  муж  болгарин.  Помоложе  её, и она его дома  прячет.  Муж при ОРСе  кем-то там оформлен, а она там старшая, пишет ему табель, зарплата идет. Нормально.  Давно это было.

И вот, кстати, выяснилось – кто был мужем этой Нины Марковны.  Божилов  Йордан Димитров, родом из Болгарии  Пазарджикского района  село  какое-то там.

Собрала я этому Йордану очень много папок для переплета, каждая стоила, сейчас уже и не припомню – сколько – это был 2001й год.  И  я  уже  была  свободная.  И  он  уже  был тоже  свободный.   Пригласил  как-то к себе.  Пришла я к нему. И, Бог мой, как будто я попала в то время -  давнее, когда  я жила  еще в Андижане.  Такой же  сервант, такой же диванчик и 2 кресла, такая же посуда в серванте, даже радиоприёмник «Соната» СССР-овского производства  -  такой же был и у нас  там.  Только  там  еще  у  меня  пианино  было, дочка училась в музыкальной школе, а у Йордана – естественно, – пианино не было.

Посидели. Поговорили. Расспросила я его более подробно  о  его  жизни  и  говорю  -  я  часто  бываю  в  командировках  в  Ташкенте,  могу  зайти  в  Болгарское  посольство  в  Ташкенте с вопросом  о  восстановлении паспорта. Он говорит  -  оу, буду премного признателен вам.

Нашла номер телефона этого посольства и звоню туда. Говорю – можно ли мне приехать и переговорить по вопросу паспорта болгарина из Мубарека? Мне секретарша  оттуда отвечает  -  а  что?  Еще в Мубареке болгары остались?  Я  говорю  - да вот, оказывается, остались – двое, и одного из них – проблемы. 

-Ну, а он сам, что, разве не может приехать?   Я говорю – денежные проблемы,  малоимущий он.  Просто я приеду с его документом и переговорю – что надо  и с чего надо начинать?   Хорошо – отвечает – приезжайте.

Приехала.  Показываю его  «паспорт РВП».   Девушка  -  Павлина  - тоже болгарка, написала мне перечень документов, которые нужно собрать для этой операции.

В Мубареке – Йордану  показываю  этот списочек. А  там  нужно  было  даже  свидетельство  о  его  рождении и  рождении его  родителей. Ну, точно также, как и везде.  Но, его свидетельство о рождении было, а его родителей  - не было. Вот так – опять 25!  Проблема – не 5 копеек.   Думаю – что же делать?  А  уже  у меня на столе  был  компьютер и Интернет – мы уже с Компанией работали по Интернету.
Йордан мне рассказал имена его родственников  там, в Болгарии, которые о нем и не беспокоились. Ну, живет себе там, где-то  в Узбекистане, ничего не просит.
Даёт мне адрес этих родственников.  Господи, я пишу письмо этим родственникам  под его диктовку на болгарском языке  - хорошо, что там – в Болгарии – тоже кириллица.
Иду на почту нашу. Три раза переписывала  на конверте адрес – никак правильно, по международным правилам, не получалось.  Два раза возвращали конверты из Карши. На третий раз уже конверт ушёл.  Начало было положено.  Лиха беда – начало.  Ждем.

Так прождали  с  месяц примерно. Пришел ответ от его двоюродной сестры – Доры. Она написала, что очень удивилась письму от него, Но что-нибудь они сделают. В Софии, оказывается, ещё один двоюродный брат у них жил – Димитр, и внучатый племянник – тоже  Йордан и тоже Божилов.   И  написала Дора  даже номер телефона там в этом селе.
Пришлось купить простой разговорный сотовый телефончик и СИМ- карту, чтобы они могли хоть пару раз созвониться и поговорить.

Созвонились.  Тем временем – мне пришлось зарегистрироваться на  feys-buuk, чтобы отыскать этого младшего Йордана.  Отыскала.  Пишу ему на русском языке. Посылаю ему фото его двоюродного деда, который  забыт ими давно.  Большая благодарность от них была и пишет этот Йордан мне – мама плакала. На фейсбук есть переводчик – он мне на болгарском, я через переводчик  старшему Йордану прямо с монитора читаю, что пишет ему младший Йордан.  А он сидит возле моего стола и так удивляется. Ну, далёкий от современной техники, пожилой человек. Он сотовую трубку даже едва освоил. И то – как ему звонить  куда – приходил ко мне – набери-ка мне вот этот номер – а номер на бумажке написан…. Так  время шло.  Уже много прошло времени.  Я  созваниваюсь с посольством. Однажды Павлина меня спрашивает  - а вы кто ему?  -да никто! – просто взялась помочь ему. Жаль мне его. Беспомощным так выглядел.

Но такой обходительный, что в моей жизни такого мужчины, конечно, кроме мужа моего – я не встречала. Правда, муж мой по нашим национальным традициям – по четвергам мне три розы всегда приносил, а Йордан – при каждом визите в мой кабинет приходил с цветами, или с печеным каким-то – он оказался искусным кулинаром. Приглашал на чай, и всегда у него какие-то изыски кулинарные – болгарские блюда – интересные и вкусные.  Шутили надо мной – смотрите, закормит он вас, вот Нина Марковна от сытой жизни умерла. А у Нины Марковны был цирроз печени. Ну, понятно, печень, конечно, болит при сытой жизни. И я – часто отнекивалась от его наполеонов, тараторов и уже подзабыла названия тех блюд. Всегда у него  компоты,  наливочки какие-то.  Короче,  очень хозяйственный  был мужик.
Звонит как-то мне с  почты нашей  начальница  - интересное тоже у нее Имя было  --Пальмира Велева.    Тоже связанное с Болгарией. Муж был болгарин, наверное,  уехал, а она не уехала…  Про её болгарские отношения  я ничего не  знала…  Ну Пальмира и Пальмира, Велева так Велева.  Она мне  звонит  -  приходите,  заказной пакет из Болгарии пришел.. На ваше имя… Ну да, я ведь писала… И  со дня отправки моего пакета туда, в Болгарию – прошло довольно продолжительное время.  Пошли мы на почту вдвоём.  Уже  многие  в городе  знали мою спонсорскую помощь. Этому.. болгарину.   Пакет пришел с восстановленными  документами о его родителях.  Не  поверите – Йордан  - заплакал  от  радости.  Бывают и такие слёзы.

Кажется  все  документы  уже  собраны.  В  очередную  командировку  в  Ташкент  иду  в  Посольство  и  сдаю  там  по  описи  эти  все  бумаги.  Обмениваемся  телефонами.  Даже номер  телефона  болгарского  посла  мне  дали…  Телега  поехала… Снова  ждем.

Болгарин  мне в марте  приносит  сувенирчик -  сам  сделал  - мартеничку  - у  них  принято  весь март  на  лацканах  пиджаков  или  на  платьях  носить  эти  мартенички  -  такая  связочка  шерстяных  ниточек  красного  и  белого  цвета, связанная  в  виде  куколки  и  привязанная  на  булавку  или  на  какую-нибудь  маленькую  брошечку.  Мне  он  сделал  мартеничку  на  птичке – аист белый – видимо у него были  в  запасе  эти  брошечки,

Месяца  через  два  - мне из посольства  звонок – ну вашему болгарину паспорт готов! Пусть теперь сам приезжает.  Я  ему  об  этом  объявляю…  Болгарин  -  на  седьмом  небе  от  счастья.  Но  -  опять  же  -  на  чем  ехать  в  Ташкент?  Говорю  --  на  автобусе  езжай…   Поехал…  Через два дня  приезжает.  В  кабинет  ко  мне  заходит  и  перед  собой  паспорт  на  вытянутых  вверх  руках  держит.    Я  тоже  в  первый  раз  в жизни  видела  болгарский, то есть  иностранный  паспорт.  Очень  красивый.  Фото  заламинировано. А уже наступил 2008й год. Срок  действия . их паспорта  ПЯТЬ  лет.
Так в дополнение к паспорту  ему  там  в  посольстве  подарили  очень  много  болгарских  газет  и  журналов,  социальный   пакет с продуктами из Болгарии.  Даже  там  было  болгарское  вино.  Праздник  у  него  дома  был  по  такому  случаю.  Подарил  он  мне  кольцо  золотое ,  Перстень  с  большим  камнем – АЛЕКСАНДРИТ.  От  жены  осталось..  А  мне  так  было  неловко за  это  кольцо. Будто  он  меня  обручил  этим  кольцом.

Поменял  он  в  ОВИРе у нас  старый  вид  на  жительство.  Новое тоже  выдали  на  пять лет.
Продолжает  Йордан  работать  у  нас  по  договору.  Так  ему  шли  навстречу,  несмотря  на  то  что  он  был  пенсионер, и довольно преклонного  возраста.. Видимо,  уважали  его именно  за  то,  что  он  остался  верным  земле  узбекской,  в  которую  похоронил  свою  любимую  жену.  Я  несколько  раз  его  фотографировала  за  работой  и  дома,  отправляла . эти фотографии по фейсбуку,  они  тоже  прислали  три-четыре фотографии.  На  фото  было  видно  и  очень  явно,  что  семья  совсем  не зажиточная. Обыкновенные болгары,  проживающие  в  селе.  Двоюродная  сестра  Дора  уже  с  палочкой,  муж  её  тоже  -  не  молодцом  -  пожилой  старик  в  старых  стоптанных  башмаках.  Я  ему  эти  фото  распечатала  в  КОНИКЕ  на  глянец  и  эти  фото  украшали  уже  его  маленькую  квартирку.

Конечно,  он  понимал  очень  большую  социальную  разницу  между  мной  и  им. И  ни  на  что  не  претендовал..  И  я – обеспеченная  женщина..  Мне  говорили  -  да  женитесь  вы  уже, квартирка  будет  внуку. Я  улыбнулась  на  это  и  ответила  -  а  моя  квартирка – кому?  Соседу, что-ли?  Ну  не  было  у  меня  даже  в  голове  никаких  таких  крамольных  мыслей.  Но  все  чего-то  ожидали…  Не  дождались…

Продолжение и окончание этой истории в части  второй


Рецензии