Пропащее время, сгоревшие души,
Это было много лет тому назад,поэтому уже не помню ни титулов,ни фамилий членов правительства,ответственных работников Института военной истории Министерства обороны и Министерства иностранных дел CCCP,которые обещали американцам отыскать их родственников,пропавших в России,или хотя бы найти их следы.Обещали и забыли или были еще какие то важные причины.
Меня,как журналиста,этот факт глубоко заинтересовал.Действительно,как же так?Приехать-то приехали,а потом и след их простыл.Если решили остаться и принять советское гражданство,то где они?Что с ними случилось?Может быть погибли в годы войны,пали от рук фашистских палачей?
Я долго сидел в различных архивах,говорил с разными людьми-результат был равен нулю.Когда уже все испробывал,решил–сдаюсь,но не успел поднять руки вверх, всплыла истоpия американца,который своей рукой,в это даже трудно поверить, подписал контракт на работу,контракт на… смерть.
- Все ужасы и жестокость в народных сказках не так просто придумать,-писал французский писатель Виктор Гюго,-но иной раз в истории повторяется то,что было придумано в сказке.
В одном из высших учебных заведений Ростова-на-Дону проходила международная конференция ученых-историков.В то время я работал доцентом кафедры научного коммунизма Ташкентского институте инженеров железнодорожного транспорта.В свободное время,а его,правда, было очень мало,организовали экскурсию по городу.
- Справа от вас старинный дом из красного кирпича.До войны здесь жили иностранные специалисты,которые приехали по контракту и работали на Ростовском заводе сельскохозяйственного машиностроения.
Я спросил нашего гида:
- Как сложилась судьба иностранных специалистов? Он пожал плечами и тихо сказал:
- Я был бы рад вам ответить,но это только одному Богу известно!
Шло время. Мысль о судьбе иностранных специалистов не выходила у меня из головы. И вдруг, не поверите, нашел. И притом, в своем родном городе.
Пропащее время, сгоревшие души,
Твоих дочерей и сынов самых лучших,
Страна, запалившая вечный костёр,
И пеплом погибших устлала простор
Бескрайних лесов и полей, и степей,
Где в тысячах страшных твоих лагерей,
Сжигалось и время, и души, и жизни,
В чадящих кострах нескончаемой тризны.
Андреевский Александр
Начну издалека. Кто знаком с историей, тот хорошо помнит, что финансовым центром мира и ведущей промышленной державой в 20 годах прошлого века были Соединенные Штаты. Именно поэтому биржевой крах в США осенью 1929 года послужил началом экономического кризиса во всем капиталистическом мире.
В Америке в годы Великой депрессии гиганских размеров приобрели разорения и банкротства промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм. В свою очередь это привело к росту массовой безработицы. После долгих месяцев бесплодных поисков работы и истощения личных сбережений, после лишения имущества и выселения на улицу за не уплату за жилье, сотни тысяч американцев превращались в нищих и бездомных бродяг.
Думаю, что многие читали роман Джона Стейнбека “Гроздья гнева”. Действие происходит как раз во время Великой депресcии. В книге -“гроздья гнева” – это метафора.
- В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева-тяжелые гроздья,и созревать им теперь уже недолго,–пишет автор.
Из-за реального изображения тяжелой жизни американцев книга был изъята из библиотек Нью-Йорка, Сент-Луиса, Канзас-Сити.
И не случайно, что многие специалисты, потеряв всякую надежду найти работу, готовы были подписать конктракт с любым Вельзевулом или Мефистофелем и мчаться в любую точку земного шара.
Инженер-механик из Нью-Йорка Исаак Фpиц не был исключением. Когда он узнал, что можно поехать в Советский Союз и там заработать какие –то деньги , радости не было конца.
Поддержали его идею и в нью-йорской синагоге:
- Но будь там очень осторожен,- предупредили его.- Всю жизнь в России и в Украине было много антисемитов. Помню по себе и забыть их не могу,- сказал старый раввин Шлома.
Жена была согласна, и он подписал контракт с представителями крупнейшего завода города Ростова - на -Дону,но подписал только на год. Помни слова раввина.
Таким образом, семья американского инженера оказалась в старинном русском городе Ростов-на-Дону и стала работать на заводе сельскохозяйственного машиностроения. Жили они в том самом доме, что был построен из того самого красного кирпича. В рабочем коллективе нашлась работа и его жене Фене. Интересно, что их маленький сын Эди вскоре заговорил на русском . Так началась "вторая" жизнь в СССР гражданина США Исаака Фpица.
Летом 1930 года на 16 съезде ВКП(б) было принято решение о расширении практики посылки за границу советских рабочих и специалистов и приглашения в СССР иностранных инженеров, мастеров и квалифицированных рабочих. Большинство приехало из Германии и США,в этих странах закупалась и основная часть импортной техники.В Cоветском Союзе в 1932-1933 годах находилось примерно 20 тысяч иностранных специалистов и рабочих,с помощью которых и осуществлялась сталинская индустриализация.
В Ростове-на-Дону американские специалисты, например,создали свой центр, часто собирались,обсуждали свои планы,вспоминали родных и знакомых,смотрели русские фильмы,cлушали классическую музыку, устанавливали тесные контакты с русскими.
Американского инженера Исаака Фрица полюбили рабочие. Его мнение ценили и руководители цеха,и сам директор завода. Часто хвалили, выписывали премии.Все складывалось хорошо.Он и письма о своей хорошей жизни часто отправлял в Нью-Йорк.
КОЛЫМА, ТЫ КОЛЫМА
Шли 30-е годы-годы дикого "людоедства". Сталин и его окружение буквально “поглащали” лучших представителей всех народов многонационального Советского Союза. Страна превратилась в цепь тюрем и лагерей.
Из Москвы в братские республики направлялись приказы и конкретные цифры: где и сколько надо выявить врагов народа. Чиновники на местах, боясь за себя, за свое место, эти цифры увеличивали в десятки раз. Шли повальные аресты, суды и расстрелы.
Сталин не пожалел даже родственников своей второй жены – Аллилуевых. Их объявили пособниками американской разведки. Все они были расстреляны. Не случайно вскоре жена Сталина,30 -летняя Надежда Сергеевная Аллилуева, взяла пистолет “Валтер” и застрелилась.
Так,что тут говорить об иностранных специалистах.Сталин и его подпевалы считали, что некоторый из них–это шпионы мирового империализма, засланные со специальным заданием. Его больная фантазия видела в людях с иностранным паспортом диверсантов, лютых врагов первого в мире социaлистического государства. 1937 год. Ростов-на Дону. Масcовый террор. Арестам подвергаются тысячи специалистов: инженеров, хозяйственных работников. Множились дела по диверсиям,акта саботажа или шпионажа в пользуу многочисленных иностранных разведок.
Проработав честно и добросовестно год,инженер зашел к руководству: пришел сказать большое спасибо и оформить документы, собираюсь вернуться в родную Америку.
В кабинете директора его уже ждали доблестные работники НКВД.
- Не торопитесь с отъездом. У нас есть данные,что вы засланный к нам вредитель.
Мужчина от удивления потерял дар речи, как рыба, хватал открытым ртом воздух. Его глаза увеличились в размерах и он еле-еле произнес:
- Так шутить нельзя. Это очень плохая шутка. Я гражданин США - свободной страны. Тут какая –то ошибка. Может быть меня с кем-то спутали?
- У нас никто никогда не ошибается, - сказал молодой парень с военной выправкой в штатской одежде. Что касается свободы, то скоро увидишь, что у нас ее куда больше, чем у вас там.
Я как-то прочитал,что Мая Плисецкая писала о своей маме:
“Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в трудцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, – она наотрез отказалась. Ей дали восемь лет тюрьмы”.
Рассказывает Радион Константинович Щедрин:
- В 1966 году Майя просто не могла не подписать Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина, воспротивившись таким образом сохранению культа Сталина, после того, как ее отец был расстрелян как враг народа, а мать - сослана на многие годы как жена врага народа. Для Майи Михайловны было просто невозможно не подписать это письмо, невзирая ни на какие возможные последствия.
Долго выбивали “правду” у Исаака.Под ногти запускали иголки, срывали ногти, одевали смирительную рубашку и противогаз, и били .Для этого употребляли резиновые шланги, жгуты, специально свитые из электрических проводов, палки. Били по половым органам.Но в самых тяжелых муках, что мог Исаак сказать своим мучителям?
Убитая горем Феня, с маленьким ребенком на руках,села на поезд и поехала в Москву(благо была одна ночь езды) искать правду, как-то помочь мужу.
Она ходила от одного начальника к другому и целым днями ей говорили одно и то же:
- Так просто взяли и отправили иностранца в тюрьму? Такого не бывает.
- Послушайте, - доказывала она,- да, какой он диверсант?! Если узнают об этой истории в Нью-Йорке, то вся наша синагога вместе с ребе Шлома смеяться будут.
Военный трибунал был быстрым.Прочли какую-то бумажку( без свидетелей, без защитников) и отправили Исаака далеко-далеко, как в песне, где кочуют туманы. Пять лет лагерей с отбытием срока на Колыме.
- Где этот лагерь? - спросил он сокамерника.
Ответ был кратким:
Колыма ты,Колыма,
Чудная планета,
Двенадцать месяцев зима,
Остальное лето.
Правда, до заседания военного трибунала предложили одну юридическую сделку:
- Вот что, Фриц, откажись от своего гражданства, и тебя не будут судить. Будешь жить по- настоящему в самой свободной в мире стране.
- Нет, - был ответ
Потом, уже на Колыме он узнал, что те американцы, которые отказались от своего гражданства, получили взамен советское и вместе с ним сроки тюремного заключения во много раз больше.
Из колымского белого ада
шли мы в зону в морозном дыму.
Я заметил окурочек с красной помадой
и рванулся из строя к нему.
«Стой, стреляю!» — воскликнул конвойный,
злобный пес разодрал мой бушлат.
Дорогие начальнички, будьте спокойны,
я уже возвращаюсь назад.
Юз Алешковский
Кто читал “Колымские рассказы” Варлама Шаламова, тот помнит, что в основу его прозы лег страшный опыт сталинских лагерей: многочисленные смерти, муки голода и холода,бесконечные унижения.На своем опыте он убедился в том, что жизнь в лагерях превращает человека в животное,в забитое,презренное существо.
- Лагерь –отрицательная школа жизни целиком и полностью,- пишет В. Шаламов.- Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому и не может он там научиться.Добро и зло-достаточно наивные категории, когда речь идет о преступной, хорошо организованной системе.
Даже трудно поверить в то, что вот в таких условиях и тянул свою лямку на Колыме вместе с советскими людьми и американский “бурлак” Исаак Фриц.
“ Один из видных полковников МГБ – пишет в своей книге “Архипелаг ГУЛАГ,”- Александр Солженицин,- объявил заключеным,что они не будем доказывать вину арестованному.Пусть он сам докажет,что не имел враждебных намерений.”
Как мог Исаак доказать, что он не враг,что он полюбил Россию,старинный город,русских рабочих,что приехал только заработать.
Тяжелые каторжные работы. Суровые сибирские морозы. К этому надо приплюсовать и дополнительные издевательства,которые выпали на долю Исаака – они были, как со стороны работников лагеря, так и со стророны уголовников. Фpиц был американским евреем и сто раз был прав старый ребе, когда говорил об антисемитах в России.
Вижу у вас направшивается вопрос:
- Почему же его жена Феня не обратилась прямо к работникам американского посольства в Москве? Может быть там помогли бы?
Дело в том, что посольство США в Москве было открыто только в 1936 году. Да, кому бы позволили туда близко подойти? На пушечный выстрел, как говорят, не подпустили бы.
Впереди было еще прилично сидеть да сидеть. Но однажды его срочно вызвали прямо с работы к начальнику лагеря:
- Вот что,американец, товарищ Сталин любит справедливость и дарит тебе свободу.Но жить ты будешь там,где мы тебе укажем.Так что,забудь про свою капиталистическую Америку.Теперь твой путь лежит в Украину.
Запорожье – областной центр.Тут предприятия листовой и инструментальной сталей,алюминиевые и коксохимические производства.Гордость каждого советского человека - ДнепроГЭС и военно- мотостроительный завод.К этому добавим,что было налажено производство черных и цветных металлов.
Вы спросите:почему так много уделяю внимания индустриальной стороне? Отвечу. В этих условиях инженера - механика с руками и ногами забрали бы на любое производство.Но не иностранца же с судимостью?
Началась Великая Отечественная война.В августе 1941 года немецко-фашистские захватчики прорвали оборону советских войск западнее Запорожья и захватили правобережную часть города.Начался пушечно-минометный обстрел.Это затрудняло эвакуацию.Под бомбежкой из Запорожья уходят многочисленные железнодоржные составы – эвакуируют оборудование заводов.Много было жертв.Исааку и его семье повезло. Они остались живы.
ТАШКЕНТ - ГОРОД ХЛЕБНЫЙ
Глубокий тыл.Ташкент - город хлебный. Узбеки, народ гостепpиимный,и к американской семье отнеслись,как к родным. Помогали во всем. Но как помочь было Фене, которая от волнений потеряла слух?С работой и тут были проблемы:кто возмет в это страшное время бывшего заключенного?
Прошел ХХ съезд Коммунистической партии.Особенно запомнился исторический доклад Н.С.Хрущева ”О культе личности и его последствиях“.Был дал мощный толчек процессу обновления советского общества.Началось развенчание социальных мифов сталинизма.
Одной из важных проблем, выделенной на ХХ съезде партии,была проблема нарушения законности и массовых репрессий.Начался процесс реабилитации репрессированных.
Фриц внимательно изучал все эти новинки – читал газеты, слушал радио, разговаривал с людьми.Часто думал:реабилитация… она для всех? Затронет ли она его?Он ни в чем не виновен!Он не был вредителем!Он не был диверсантом!
Он постоянно посещал лекторий при обществе “Знание”.На этот раз,лектор говорил о культе личности Сталина,массовом терроре.Он слушал,слушал,слушал и сердце его не выдержало.Врачи скорой помощи ничего не смогли сделать,кроме того,что поставили смертельный диагноз - обширный инфарт.
В свое время я учился в вечернем машиностроительном техникуме при Ташкентском заводе текстильного машиностроения.Было много друзей. Они- то мне и поведали о славных традициях,которые уходили далеко за пределы Узбекистана и тянулись в Россию.
В июне 1929 года в Ростове- на -Дону отмечали важное событие- завод сельскохозяйственного машиностроения вступил в строй. Через год предприятие дало первую свою продукцию.
В то время была уже налажена связь с зарубежными машиностроительными заводами.Так, например,профессор Н Крутиков посетил около 60 заводов в США. Привез много ценного и полезного.Вот только мои знакомые не знали,как сложилась судьба профессора:объявили ли его американским шпионом или нет?
На испытательных площадках полным ходом шла проверка новых советских комбайнов.Интересно,что рядом с ними были и комбайны американских фирм.Стали приглашать и иностранных специалистов.
1937 год стал годом триумфального открытия "Ростсельмаша" для Европы на Всемирной промышленной выставке в Париже,куда был отправлен комбайн «Сталинец-1». Уже во время транспортировки российский комбайн вызвал небывалый интерес среди жителей Франции,люди собирались толпами на улицах,чтобы посмотреть на невиданную машину.По результатам выставки в Париже комбайну «Сталинец-1» была присуждена высшая награда — диплом «Grand Prix» и золотая медаль выставки.
13 октября 1941 года, когда фашисткая орда была уже на подступах к Ростову, начался демонтаж оборудования и отправка "Ростсельмаша" в Ташкент.Эвакуация стала титанической работой.Вся территория предприятия превратилась в сплошной поток движущихся грузов, которые доставляли с помощью лебедок, катков, авиации.Более 3500 вагонов потребовалось для эвакуации оборудования.19 октября 1941 г. в Среднюю Азию выехала последняя группа работников во главе с директором завода М.Титаренко.
Для размещения "Ростсельмаш" были предоставлены площадки в разных частях Ташкента.И этого было еще недостаточно,и часть оборудования пришлось отправлять в город Чирчик в 60 км от Ташкента.
Трудно даже представить себе,что через месяц на новом месте русские, узбеки, украинцы, евреи стали давать фронту мины, боеголовки к снарядам катюш, фугасные бомбы.
Писатель Константин Симонов в своем произведении "Солдатами не рождаюся" показал мощную силу дружбы народов.Я не был удивлен, узнав, что прообразами героев книги послужили реальные люди с Ташкентского завода текстильного машиностроения.
В цехах встретился с теми, с кого писатель "лепил" свои образы.
Алексей Михайлович Кондрашев, заместитель начальника производства:
- Началась война. Мне было тогда только пятнадцать и учился в ремесленном училище при Ленинградском заводе текстильного машиностроения.Все и всех строчно эвакуировали.Дорога в Ташкент запомнилась на всю жизнь.Нас было 600 подростков, а живыми добрадись до узбекской земли только шестьдесят пять.По-братски нас встретили ташкентцы.Пригрели.Поддержали теплым словом и вместе принялись устанавливать обородование.Прошли тяжелые годы.После великой Победы многие мои товарищи возвратились в родной город на Ниве.Но мне навсегда полюбилась многонациональная заводская семья. Ташкент навсегда стал мне вторым домом.
Моим соседом по дому на Чиланзаре был заместитель начальника отдела технического контроля завода Григорий Самойлович Комский:
- Я приехал в Ташкент вместе с эвакуированным заводом "Росссельмаш" из Ростова,- рассказывал он. - Нас уже встречали узбекский друзья и рабочие ленинградского завода текстильного машиностроения. Помещений для цехов не хватало.Станки устанавливали прямо на открытых площадках.Дождь ли, снег ли -все равно трудились.Отработав смену, шли строить завод.В рекордно короткий срок возвели кузнечный, литейный и термические цеха.До чего же силен и вынослив наш человек,до чего же крепка дружба наших народов.Через короткое время дали первую продукцию для фронта.После войны решил жить только на узбекской земле.
Хорошо Константин Симонов описал это в романе: ..."Литейка наша хорошая, по Ташкенту одна из лучших.Можно сказать, что от радости плакали, когда пускали ее".
После войны завод так и остался на узбекской земле,и стал изготовлять оборудование для нужд текстильной промышленности.Многие иностранные специалисты, которые связали свою судьбу с рабочим коллективом, так и остались навсегда. Они-то хорошо знали историю семьи Фрица и стали моим источником информации.
- Иссак был не первым и не последним.Рабочии ценили иностранных спецциалистов, их знания и опыт.Верили и доверяли.Но вот органы КГБ видели в них только одно: вредителей и врагов.
- Как сложилась судьба жены и сына? –спросил я.
- Лучше не спрашивайте.Трудно это передать.Сын вырос.В институт попасть не смог и пошел в рабочие.Женился на красивой девушке.В семье появилась маленькая Эллочка.По какой-то причине умерла супруга.Женился второй раз.Жена порадовала сыночком. Назвали Александром.
- Что с Феней?
- Вторая жена была не простая женщина и очень неравнодушна к их жилплощади. Она решила старую женщину отправить в дом престарелых.Во всей этой истории для нас странно,что сын не возразил против чудовищной идеи. Что было ей делать? Бедная Феня перебралась в дом престарелых. Там было жутко.Чтобы врачи обратили на нее внимание и помогли,а имела немало серьезных болячек,она устроила забастовку- разделась и требовала врача.Думала,что это ей поможет.Она просто забыла,что она не в Америке.Тут и нашла она свою смерть.
Похоронили Феню на ташкентском кладбище рядом с могилой Исаака.
- Жизнь- ловушка, а мы мыши, иным удается сорвать приманку и выйти из
западни, - писал русский литературный критик Виссарион Белинский, - но большая часть гибнет в ней, а приманку разве что понюхают.
Свидетельство о публикации №217022200221