Школа за тюремной решеткой

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю -
Цепь порвать я не могу.
Максим Горький

    Если бы кто – нибудь из моих знакомых узнал, что я - в окружной тюрьме округа Санта-Клара, то мог подумать, что рисковал человек, рисковал и доигрался, и вот сейчас - за "чугунным кружевом».

    И это правда. Мое стремление рисковать,не бояться нового,смело шагать вперед по американской земле - и привело меня на два года... в тюрьму.

    Но, если кто-то из моих знакомый вдруг захотел бы навестить меня и принести передачу, то, пожалуй, был бы удивлен. Почему? Меня не смогли бы найти ни в одном из многочисленных списков подозреваемых, обвиняемых, подсудимых или осужденных.

    Секрет был прост.Я работал со школьниками с ограниченными возможностями (The Special Education).Однажды утро позвонил телефон.Меня вызвали в тюрьму округа Санта - Клара(штат Калифорния)

   - Есть для  вас свободная камера, - с улыбкой встретила меня начальник учебной части школы миссис Порше (Porsche). - Мою фамилию легко запомнить - как марка немецкой автомашины. Не удивляйтесь, что пригласили в нашу "Osborne School". Вас рекомендовали в Santa Clara County Оffice of Еducation. Все согласовано.Для нас важно, что вы имеете высшее педагогическое образование и опыт практической работы. Наша альтернативная школа работает по программе middle school( с шестого по восьмой класс)и high school(с девятого по двеннадцатый класс).

  - Боюсь, что моя семья будет возражать. Уж очень много опасности и риска таит в себе работа в тюрьме, - ответил я.

  - Позвольте мне с вами не согласиться,- вступила в разговор миссис Симпсон (Simpson). - Десять лет я отдала обычной школе. Поймите, что там не знаешь, что в своем ранце принесет твой ученик. Может быть, пневматическое или травматическое оружие. Может быть, кухонный нож. Может быть, черт знает что! И бывали случаи, что стреляли.

  - Все зависит от человека,его педагогических способностей, строгого соблюдения инструкций по безопасности и жизненного опыта, - заключила миссис Порше .

    Внутренний голос мне все время нашептывал: рискни, как всегда, рискни.

    Что я знал о несовершеннолетних преступниках?

    Америка находится на первом месте по количеству отбывающих наказание малолетних преступников – их численность составляет 90 000 человек. При этом законодательство предусматривает полную ответственность детей за совершенные ими преступления, вплоть до смертной казни в возрасте 13-14 лет.

    Особенность тюрем в США состоит в различии судебных приговоров и предусмотренных судом мер наказаний от штата к штату.Так,посадить несовершеннолетнего в тюрьму могут в 26 штатах только за прогул школы или побег из дома.

    По данным ФБР, темпы роста детской и юношеской преступности составляют в среднем восемь процентов в год. По сведениям федералов, преступниками, не достигшими 18-летнего возраста, совершается около половины автомобильных краж, краж со взломом и каждое четвертое ограбление. Согласитесь, солидная доля для страны, где каждые 26 минут совершается одно изнасилование, каждые 5 минут - ограбление, каждую минуту - автоугон, каждые 20 секунд - кража.

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

Кеннади и наш Никита в соре,
Куба и Фидель тому виной.
Заваруха в мировом просторе
Мы не дремлем, тоже рвемся в юбой.

    Первый урок.В классе мистер Dennis Webb и я. Мы одного возраста и быстро нашли общий язык.

   В разговоре выяснилось,что он в 1962 году проходили военную службу в Военно-Морских Сил США,а я в эти годы служил в рядах Вооруженных Сил СССР.

    В это самое время, как раз и был Карибский кризис, который был вызван размещением американцами ядерного оружия в Турции в 1961 год, а и впоследствии тайной переброской на Кубу подразделений Вооружённых Сил СССР, включая ядерное оружие.

    Мир был на грани войны.Была там еще масса  советской техники, танки и бронемашины, подлетали самолеты, на Кубе находились 43 тысячи солдат.  Это был напряженный период для всего мира. Тогда и США, и СССР держали руки возле ядерных кнопок. У американцев было на вооружении 3 тысячи ядерных боеголовок. Они могли достигнуть территории Советского Союза. У Москвы их было меньше - всего 300 боеголовок.

... Майкопский гарнизон Северо-Кавказского военного округа. Раннее утро. По сигналу "Тревога" наш батальон быстро занял свое место. Долго ждали важного генерала из Министерства Обороны. Шепотом спрашивали друг друга:" Что случилось?" Никто ничего не знал. Вот в сопровождении свиты появился генерал.

  - Америка - мировой жандарм, стремится задушить нашего друга Фиделя Кастро и кубинский народ. Есть ли среди вас добровольцы, готовые защитить кубинскую революцию? Если есть, прошу сделать шаг вперед.

    Мы все понимали, что это был необычный приказ. Все как один сделали шаг вперед.

... В Карибское море направлялись свыше 180 боевых кораблей США. На одном из них находился молодой офицер Dennis Webb. Он недавно женился. На Гавайях молодая жена ждала близнецов.

  - С минуты на минуту может начаться мировая война. На Кубе - русские инструкторы и атомное оружие,- информировало начальство.- Повышенная боевая готовность.

  - Ух, эти русские,- со злостью сказал Дэнис, - вот только встречу ...

Кто мудрый:Кеннеди,Хрущёв?
А может,кто мудрей ещё,
Над нами высясь,над нами высясь,
Развёл боксёров по углам
И прекратил этот бедлам –
Карибский кризис!Карибский кризис!

           И был приказ: готовность снять!
           И «головы» отстыковать!
           И смерть не справила опять кровавый бизнес.
           И, как победною весной,
           Палил я воздух, как шальной!
           И сгинул, как кошмар ночной,
           Карибский кризис! Карибский кризис…
           Юрий Петухов

    На пике Холодной войны, когда лидеры США и СССР Джон Кеннеди и Никита Хрущев встречались в Белом доме, американский президент приказал повесить в переговорном зале картины Айвазовского. Среди прочих оказались "Раздача продовольствия" и "Корабль помощи", посвященные интересному факту: в 1891-1892 годах простые американцы снарядили два судна с провизией для раздачи в страдавшей от засухи России. Тогда этот тонкий намек на дружбу позволил разрядить ситуацию и способствовал переговорам, которые предотвратили ядерную войну.

  - Я даже представить себе не мог,что встречу человека из Советского Союза прямо здесь через сорок лет и что мы,два бывших противника,станем друзьями и будем работать в одной школе,а ведь были готовы стрелять друг в друга, - говорил Дэннис.

    Молодые преступники, буквально затаив дыхание, внимательно слушали.

    Дэннис работает в школе более двадцати пяти лет.Знает,что можно и что нельзя делать осужденным.

   - Запрещается вставать и ходить по классу, без разрешения задавать вопросы, разговаривать ...

     Однажды на занятии один из молодых заключенных стал отвлекать соседа. Что-то говорил, говорил. Учитель не стал возмущаться, делать замечания, отчитывать парня. Просто тихо сказал:

   - Фил,пятнадцать раз отжаться.

     Все заулыбались.Это было самым серьезным наказанием. Опыт есть опыт.

   - Почему в одном случае занятия проходят во дворе тюрьмы, а в другом - рядом с камерами заключенных?

   - Все зависит от "ранга" преступления. Если несовершеннолетний преступник осужден за убийство, ограбление, использование огнестрельного оружия, то помещается в блок с повышенной системой охраны,- разъяснил Дэннис.- Если же "ранг" преступления пониже, то стройной колоной (обязательно руки за спину) надзиратели отводят их в школу, расположенную во дворе тюрьмы.

"МАТЕМАТИК"

    На одном из уроков познакомился с умным Гербертом (Herbert). Ему было на вид лет семнадцать. Вежливый. Приветливый.Поразительно, как решал математические задачи, как орешки щёлкал.

  - Почему ты здесь, имея такие способности?- спросил я его .

  - Хотел открыть свой бизнес. Купил на рынке у каких –то людей пару наганов. Думал, что перепродам подороже. Не повезло. Моим первым и последним покупателем оказался ... переодетый полицейский. Так начался и закончился мой бизнес.

  - Зачем тебе оружие? Спортивные товары тоже привлекают,- сказал я.

  - Да, но это уже не такие большие деньги.

   Несколько дней Герберт не появлялся. Я поинтересовался у надзирателей:

  - Где наш лучший математик?

  - Наш “математик" уже несколько раз устраивал драки. Вчера двоих пришлось срочно отправить в больницу. Еще долго в классе его место будет пустовать.

    Да, ошибся в "хорошем" парне.

КОНТРАКТ

    Я старался найти подход к каждому. Иногда удавалось. Но были и сложные ситуации, которые заставляли крепко шевелить мозгами.

    На одном из уроков в десятом классе ученик по имени Эдмонд (Edmond), приложив руку ко рту,стал медленно монотонно повторять:

  - Раша,Раша,Раша.

    Думал:устанет и перестанет.Но парень и не думал прекращать.Ему понравилось, что другие начали улыбаться. Урок проводила миссис Порше.Она посмотрела на меня. Мол,где твой опыт?Что я буду делать?

    Сажусь с ним рядом и тихим голосом говорю:

  - Эдмонд, сейчас составим контракт. С твоей стороны, регулярно, через минуту- другую, напоминать мне, что я приехал из России. С моей же – я вызываю охрану - и на двадцать четыре часа в камеру на ключ.

    Он замолчал, посмотрев мне в глаза, отвернулся. Больше мне никто и ни о чем не напоминал.

  - Мне понравилось ваше решение, - сказала миссис Порше.

"АНГЕЛ" С КРЕДИТКОЙ

    Какие они все разные эти молодые, нарушители закона. Вот cклонилась в классе над теоремой Пифагора пятнадцатилетняя Жасмин (Jessamine).

  - В прямоугольном треугольнике, - учит она,- квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.

    Красивое белоснежное лицо с симпатичными ямочками. У нее длинные волосы. Рядом со мной сидит сама невинность. Но сюда случайно, по какой-то ошибке, попасть невозможно.

    Папаша ее был не из бедных. Этот «ангел» украла у него кредитную карточку и почти весь день путешествовала по престижным магазинам, оставив там пару тысяч долларов. Но и этого ей показалось мало. Она решила запастись наркотиками и не отказала себе в этом удовольствии.

    Конечно, Жасмин попала в поле зрения блюстителей закона. Судья по делам несовершеннолетних решила поменять ей «место жительства».

  - Думаю, что теперь не будешь брать не свое? - спросил ее.

  - Не знаю, - ответила она.

"ЛЕС РУК"

  - Сегодня во всех классах пройдут уроки cексуального воспитания,- сказала мне завуч школы.- Мне интересно знать:были ли такие уроки в советских школах? Если нет,то эта тема и вам будет интересна.У нас существует два типа полового воспитания — «полное» и «ограниченное воздержание».Какая тема в итоге окажется в школьной программе зависит от штата, типа школы и даже директора.

    На урок заходят врач в белом халате.И сходу - в атаку.

 - Какие виды полового контакта вам известны?- спрашивает он.

   А что  вы думаете? Сразу взлетает лес рук.

   - Разбираетесь,- шутит врач.- Темой наших занятий будет то, как поддерживать здоровые интимные отношения, расскажем также об опасности секстинга (обмена сообщениями сексуального содержания),интернет-порнографии и сексуальных домогательств.

    Ранее на уроках в тюремной школе я не видал такого большого интереса,   какой вызвали проблемы сексуального воспитания.

ДЕДУШКА С ВОЛГИ?

    В классе новая ученица.

  - Натали (Natalie), - представилась она.

  - Имя Наташа популярно в России,- говорю ей.- Ты знакома с историей своей семьи? Может быть, кто-то из русских?

  - Мой прапрадедушка родился в каком-то старинном русском городе у какой-то большой русской реки.

  - Волга? – подсказываю.

  - Не помню.

  - Обь?

  - Не помню.

    Смотрю на неё и не могу поверить, что эта симпатичная девушка с русскими «корнями» нарушила закон.

  - Надолго ли ?

  - Да. В школе влюбилась, а тут одна подруга к моему парню липнет. Разыгралась ревность - спутница любви. Взяла нож ... Суд. Получила много лет.

  - Натали, жалеешь о том, что случилось?

  - Нет. Мне здесь нравится. В нашей школе было по тридцать-сорок человек в классе. Здесь же только десять – двенадцать. Да и уроки проходят очень интересно. Рядом с камерой - телефон. Есть связь . Часто отправляю письма своим подружкам.

  - Она и книги полюбила читать,- делится учительница литературы Ли Каравака (Lee Caravaca).- Кого только не перечитала. Сейчас взяла в библиотеке "Американскую трагедию" классика американской литературы Теодора Драйзера.

    Все педагоги тюремной школы, как на подбор, замечательно владели своим предметом и находили " волшебные ключики" к сердцам своих учеников. И не только ...

   Однажды городская газета "San Jose Mercury News " рассказала о подвиге учительницы истории из "Osborne school" Карен Андерсен (Karen Andersen).

   После уроков она ехала домой. Но что это? Среди бела дня при всем честном народе громила, как настоящая горилла, схватил в охапку девочку и старается запихать в свою машину.

   Как в кино, люди стояли с окрытыми ртами и с волнением смотрели на эту криминальную сцену. Только миссис Андерсен была занята делом. В её машине был радиотелефон, она позвонила в полицию, а затем сама, не побоявшись, направилась к любителю острых ощущений.

 - Оставь ребенка. Я вызвала полицию.

   Он бросил девочку и побежал.Но полицейские не дали ему далеко уйти.

    Или взять учителя по математике Джима Пертмана( Jim Pertman). Более двадцати лет работает с молодыми преступниками.  Увлеченная натура. Влюблен, кроме всего, в спорт. Вечера он проводит в спортивном зале Университета Сан-Хосе, где много лет тренирует любителей борьбы самбо и дзюдо.Одна из его учениц Сандра Вейкер  -  участница Олимпийских  игр, пошла по стопам своего  тренера. Получив диплом математика в университете, пришла учить в "Osborn School".

 -  Моя ученица приняла участие в  дружественной встрече самбистов США-России. Кое-что даже выучила по- русски,- сказал Джим.

"МУЗЫКАНТ"

    Малолетний преступник Джон (John) "обожал" музыку и музыкальные инстументы.

  - Музыкант.

    В его родном десятом классе так и обращались к нему. Настоящее имя мало кто и помнил.

    Днем он учился, а свободное время посвящал «конфискации" имущества трудящихся.

    Сначала искал подходящий объект. Потом долго вел наблюдение за местностью.Когда ему казалось, что уже было безопасно, он брал в руки длинную металлическую линейку. Подходил к автомашине, окрывал дверь и "дарил" себе то,что понравилось.

    Но вот беда: молодой грабитель - наш прилежный ученик попал в руки полицейского.

  - Сколько ниточке не виться, все равно конец будет.

    Не могу точно гарантировать, что именно так сказал судья по делам несовершеннолетних, но после его слов пришлось Джону перебраться из дома в камеру.

    Прилежно относился к занятиям. Ему очень нравилась история и литература. От учителей узнал, что при хорошей успеваемости могут принять в танцевальный класс.

    О,тут у него были большие способности.Любил с подружками ходить на танцы. Инструктор Даниэл Миллер (Daniel Miller) включил его в танцевальную группу.

    Как-то мистер Миллер поинтересовался, за что сидят его танцеры. Посыпались разные криминальные истории. Очередь дошла и до Джона.

  - Что было, то было. Воровал магнитофоны из автомашин,- признался он.

  - Теперь я знаю героя,- пошутил Даниэл,- который распотрошил мою cтаренькую Хонду. С твоего первого заработка вместе пойдем покупать новый магнитофон.

  - Тогда надо будет их покупать очень многим,- сказал Джон.

    Джон так увлёкся учебой и своим танцевальным классом, что даже забыл о тюремном сроке, который подходил к концу.

КАРАНДАШ И БРАСЛЕТ

    Кто только не обращал внимание на карандаш.

    Русский поэт Валентин Берестов посвятил ему поэтические строчки:

Я - малютка-карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш - наоборот.

    Не забыл сказать о карандаше и художник Николай Жуков:

  - Карандаш - мое оружие.

    Да и криминальный мир ценит его.Там считают,что карандаш отлично служит как наступательным, так и оборонительным оружием.

    Я сейчас и не вспомню названия американского фильма, в котором мужчина в темных очках вытащил из-за стола юную секретаршу, взял со стола карандаш и приставил к ее горлу.

  - Деньги, много денег, - потребовал он от банкира.

    Я еще подумал, какой необыкновенный грабитель. Не принес с собой ни нагана, ни автомата, ни ножа.

    Так что неслучайно в местах лишения свободы, где есть альтернативные школы, карандаш рассматривается как орудие преступления.

    В истории "Osborn school" есть и грустные страницы. Много лет назад на одном из уроков преступницы с карандашами в руках напали на учителя и его ассистента. Задумали побег. Им нужны были ключи. В соседних классах услышали крики. Вызвали охрану.

    Я не мог знать всего этого и первое время удивлялся тому, что в начале урока каждый ученик под расписку получал карандаш, а по окончании урока под расписку должен был его возвратить.

  - Если кто-то его украдет?

  - Объявляется тревога. Все камеры будут обысканы, и тревога и не будет отменена, пока карандаш не будет найден.

... В десятом классе идёт урок физики.

  - Рассмотрим второй закон Ньютона. На первый взгляд, он объединяет совершенно не связанные между собой величины: ускорение, массу и силу,- знакомил учитель с новой темой.

    Но Дерек (Derek) даже не собирался слушать.Он смотрел в одну сторону. Мимика лица постоянно менялась. Там, на другой строне, с той же ненавистью смотрел на него бывший друг Фрэнк ( Frank) с карандашем в руке. Чего они не смогли поделить? Вдруг они поднялись... Я тут же вспомнил про браслет - и нажал. Завыла серена. Учитель увидел, что двое парней были готовы начать выяснять отношения. Через считанные секунды охрана уже была в классе и крепко держала несостоявшихся "боксеров".

ДЕДУШКА ПО ИМЕНИ ДЖО

  - Я прожил уже много лет.Учился в престижном колледже.Служил в 75-м полку армейских рейнджеров Армии США,воевал во Вьетнаме.,После демобилизации занимался с молодежью.Сейчас на пенсии.Но в тюрьму хожу каждый день как на работу.

  - За жизнь,- вот, о чем я разговариваю с молодыми заключенными,- рассказывает "дедушка" Джо (Joe).

    На мой взгляд, американская система правосудия и исправительные учреждения весьма бережно относятся к несовершеннолетним преступникам. Пожалуй, только этим я могу объяснить создание института "бабушек" и "дедушек". Видно доброе стремление приблизить места заключения, в какой-то степени, к семейной обстановке.

    Может быть, это связано еще и с тем, что, начиная с 11 сентября 1978 года, отмечается Национальный День бабушек и дедушек (National Grаndparents Day).

   - На пожилых людях лежит ответственность устанавливать моральные ориентиры в своих семьях,- говорилось в послании президента Джеймса Картера ( James Carter),- и передавать традиционные ценности нашей страны детям и внукам.
 Далеко не молодые люди по своей инициативе приходят в тюрьму для общения с нарушителями закона.

     Не поверите, но молодые заключенные с нетерпением ждут « дедушек» и «бабушек».

     Эти встречи - это разговор по душам, об ошибках молодости, о правильном пути в жизни, о писателях.

 ... Мистер Баррингтон( Barrington) сильно переживал уход жены.Что делать? Не сложилась жизнь. Радовался тому, что пятнадцатилетняя дочь Сабина ( Sabina) осталась жить с ним.

     Но однажды, когда он был в командировке, случилось что-то страшное. Сабина с друзьями угнали новую японскую автомашину "Honda . При этом она первый раз в жизни села за руль. Врезалась во встречную машину. Еле осталась жива. Долго лечилась. Была осуждена.

     И теперь каждый день она ждет встречи с ... "бабушкой" Самантой (Samantha).

   - Я считаю мою миссию важной для Сабины. Сама выросла без отца, бегала с ключом на шее. Мама много работала. Улица меня и воспитала,- рассказала миссис Саманта. - Наделала много ошибок. Пришлось в этой тюрьме их "исправлять". Сегодня у меня дружная семья. Я выучилась на бухгалтера. Уверена, что и Сабина за ум возьмется.

Настанет радость у родных
Мы встретимся на воле
Я из тюрьмы вернусь домой
Где видел много горя
Глаза открою, улыбнусь
И дивный мир увижу
И заново на свет рожусь
Тюрьму я ненавижу.
Любан


Рецензии
Читала с очень большим интересом. Я не знаю, как устроены наши колонии и спецшколы для подростков. Их сейчас сократили. Но в обычных школах много трудных детей. Чаще всего это дети, которые растут без отцов. Одну такую девочку мне пришлось отправить в спецшколу. Она была очень способной и до восьмого класса училась хорошо, а потом полгода в школу не ходила, лгала на каждом шагу, своевольничала. Мать попыталась её закрывать дома. Она из окна с третьего этажа спрыгнула на руки к парням.
В спецшколе она вела себя так примерно и так хорошо училась, что все были удивлены, как такой ребёнок мог сюда попасть. Через полгода она вернулась к нам и попробовала настроить против меня класс. Но самый умный парень спокойно спросил, где эта голубушка полгода до спецшколы пропадала. Девочка снова стала хорошей и окончила школу без троек.
Года через три мы с ней встретились. Она была уже замужем, у неё был годовалый ребёнок. Всё вроде бы хорошо, вот только вроде бы...

Татьяна Конёва   20.07.2021 19:43     Заявить о нарушении
Интересно!

Борис Гольдин   24.07.2021 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.