Об представлениях на открытых сценах

В поисках  оперы «Пиковая дама» я наткнулся на запись, сделанную пару лет назад, в летнюю пору на Елагином острове, во время III Mеждународного фестиваля «Опера для всех».
Сцена была построена со стороны Елагина дворца, противоположной Масляному лугу, таким образом, что предзакатное солнце светило в глаза нескольким тысячам зрителей, ведь погода была теплой и солнечной.
Примерно рядов тридцать состояло из разовых стульев, и скорее всего, что сидение на них стоило каких-то денег. Но помимо этого было полно людей сидящих на всякого рода подстилках, пикниковых одеялах, а также преметах одежды.
В то время, когда на сцене происходили действия, сходные с описанными в поэме и опере за исключением небольшой постановочной инновации: герои не только пели, но и танцевали, любители Чайковского параллельно  впитывали в себя и послеполуденное солнце и все, что принесли с собой в качестве закуски и выпивки.
Надо заметить, что все выглядело довольно чинно как на сцене, так и среди зрителей.
Сцена была смонтирована таким образом, что оркестровая яма была вовсе не ямой, а находилась на уровне зрителей. Таким образом оператор иногда переводил камеру на оркестрантов, явно не привыкших к таким интимностям на работе, когда 4-х кратное увеличение сосредоточено на колышущейся груди и полноразмерных губках какой-нибудь молоденькой флейтистки в реальном времени и теперь увековечено на YouTube.
Вообще операторская работа должна быть отмечена отдельно: сразу видно, что снимала команда, скорее привычная к спортивным зрелищам. Иногда камера взмывала довольно высоко – так что было видно не только сцену, но и половину реки с пароходиками и своими песнями над палубами.
Интересно было отметить, как отдельные личности слушали оперу, стоя по грудь в речной воде. Наверняка, для них она имела иное звучание. Некотоые из «водяных» слушателей напоминали собой кадры из программы Animal Planet про бегимотов, пасущихся в африканских водах.
Декорации были простыми, но понятными и менялись, как тусуюшиеся карты.
Сам я был когда-то большим поклонником концертов и спектатклей на открытом воздухе. В штатах такое дело крайне популярно и поощряется местными властями.
Например, находят какую-нибудь живописную поляну по над речкою, скажем, в имении Линхерст, недалеко от Нью-Йорка, запускают туда бесплатно несколько тысяч любителей пикников, а за парковку каждой машины берут по $10.
Люди приходят с полным ужином в пикниковых корзинах с блюдами, зависимыми от того, что будет исполняться. Например, когда Моцарта играют, то несут целые тарелки сыра и батареи белого вина, а когда увертюру 1812 года, то тогда все иначе, но обязательно в конце стреляют из пушки, как по нотам. Так, что уснувшие просыпаются.
Есть знаменитое на весь мир  место поднедалеко от Бостона под названием Tanglewood. Там с июля до конца лета проходят в любую погоду концерты на открытом воздухе с участием исполнителей мирового класса.
Места «под тентом» обычно раскуплены за пол года до даты исполнения.
Места на поляне можно купить за 3-4 часа до начала. Это хорошо еще и тем, что зрители имеют возможность насытиться и даже подремать после.
Погода обычно благоприятна. Закат солнца там невозможно наблюдать из-за леса со всех сторон, но звездное небо круче, чем в  любом планетарии.
На такие концерты «культурные люди» приезжают не только из Бостона, но и из Нью-Йорка.
Разумеется, что гостиничный бизнес в ближайших городках и деревнях довольно насыщен, и стоимости постоя весьма высоки.
Недалеко от концертной поляны есть озеро средних размеров, по периметру застроенное дачными домиками.
Ночные купания после и во время концертов в нем разрешены, хотя официальное спасение на водах не производится.
Однако вернемся к елагинской «Пиковой даме». Надо отметить, что исполнители большинства ролей были студенты консерватории. Звучали они профессионально, хотя размеров были все еще житейских.
Оркестр был от театра Эрмитаж и под управлением немецкого дирижера достойно отыграл до конца.
Несмотря на открытый воздух, жаркую погоду и возможность заработать денег на продаже бутылочной питьевой воды вразнос, этого никто не делал.
В штатах такое было бы невозможно.


Рецензии