Белое платье. Квартира архитектора Еропкина. 1
Белое платье помещицы Ивановны
(1740-ой год. Последний год правления и жизни императрицы Анны Иоанновны)
Действующие лица:
1.Помещица Ивановна (женщина в белом или черном)
2.Бирон
3.Волынский
4.Салтыков
6.Жан
7.Сен – Жермен
8.Тредиаковский
9.Эйлер
10.Ушаков
11. Квасник
12.Буженинова
13.Ванька Каин
17.Камчатка
18.Кубанец
19. Тень Петра I
Действие происходит в России, в январе – декабре 1740 года, в последний год жизни и правления императрицы Анны Иоанновны.
Пролог
Авансцена
Актер, играющий роль поэта Тредиаковского,
читает стихотворение.
Живет себе, живет себе,
Помещица Ивановна,
То лихо скачет на коне,
То отворяет ставни к вам.
И не проехать, не пройти
В прицеле под мушкетами…
Диана в стати и плоти –
Охотница отпетая.
Она в упадке красоты,
Судьбою обделенная,
Вдруг пилит изо льда цветы
С ледовыми колоннами.
И назначает голытьбе,
В ледовом замке жариться,
Считая в шутовской гульбе,
Россией легче править ей.
А что не так, то и сквозь сон
Всего благонадежнее,
Его сиятельство Бирон,
На троне и на ложе с ней.
Живет себе, живет себе,
Царица по традиции,
В российской сломанной судьбе,
В разорванных кондициях.
Открывается занавес.
Действие I
Картина 1
Квартира архитектора Еропкина
На задней стене висит слева направо шесть портретов:Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны с младенцем Иваном, Елизаветы. Перед портретом Петра I стоит царский трон со съемной спинкой, которая напоминает решетку. В центре комнаты с потолка спускается веревка, где у самого пола на вешалке, привязанной к веревке, висит белое платье в изумрудах. На переднем плане по бокам сцены выдвинуты два столика. Один столик представляет собой карточный стол с зеленым сукном, на котором в беспорядке валяются карты и карточные принадлежности. У карточного стола фронтально стоят два стула с высокими спинками, покрытыми накидкой на которой с передней и задней стороны изображены карты Таро. Лицом к зрителю можно видеть две карты: карта «Влюбленные» и карта «Шут». Невидимыми остаются карты «Падающая башня» и карта «Маг». Второй столик накрыт красной тканью с черной бахромой, под которой угадываются очертания ящика. У столика с красной тканью так же два стула. На стульях – фронтально две карты Таро: «Смерть» и «Император». На обратной стороне
стульев карты «Колесо фортуны» и «Мир».
Явление I
Ванька Каин.
В квартиру, крадущейся походкой проникает Ванька Каин.
Ванька (озираясь с опаской).
Подельники и Камчатка мне говорили, что в этом доме живет архитектор и у него полно денег и камушек. Короче есть, что взять. Особенно уверяла, что у архитектора много чего есть страшная худая старуха, совершенный скелет. Она говорила, что живет рядом и все знает и за всеми следит. Пока, гляжу, здесь только картины и два столика. Что же здесь красть? Ни комодов, ни шкафов, ни столов с ящиками.
(Подходит к карточному столу)
Ну карточный стол – это понятно. У нас в России, все играют и во все. Игра – дело святое. Обжулил и в кабак на гульбарий. Спустил деньги и на большую дорогу воровать и грабить. А своровал – и… снова за карты! Азарт – святое дело! М – да, карты есть, мелок есть, даже фишки есть, а вот денежек на столе нет! А в другом углу похоже дитячий гробик стоит. Брр… жуть берет.
(Подходит к картине с портретом Петра Великого и плюет на картину)
Гад длинноногий! Сколько людей загубил! Мой папашка тебе канал рыл, и сдох на болотах! Великий Петр! Великий реформатор! Чего нареформировал? Чего наделал! Нам жрать нечего, а царева знать в бриллиантах ходит.
(Подходит к белому платью с бриллиантами)
Ну, кажется повезло! Все – таки не даром сюда попал. Настоящее платье помещицы! Царское платье! Сорву – ка я с него камушки, глядишь и на жизнь хватит. Да и золотую нитку надо срезать. А еще лучше, сразу все забрать.
(Подставляет стул и пытается снять платье с веревки, но падает у картины с изображением Петра I. Платье спадает на пол, но вдруг поднимается в черном цвете и образе смерти с косой. Портрет тоже падает и на голом полу появляется слабый и изможденный болезнью Петр I.)
Явление II
Ванька Каин, ПетрI, Женщина в черном.
Петр
Кто это вокруг меня скачет? Ты Меньшиков? А? Алексашка ты?
Ванька
Не… я Ванька Каин.
Петр
Не знаю такого. А за тобой кто стоит?
Ванька (оборачивается и видит Женщину в черном)
Чур меня! Чур!
Женщина в черном
Что так не рады моему приходу? А я ведь очень хорошо все заботы в этой жизни снимаю, и от любых болезней вылечиваю. Что Петушок, коломенский, пойдем со мной? Хватит болеть. Не майся сердечный.
Ванька
Господи, никак сам Петр Алексеевич?!
Женщина в черном
Для тебя, оборванец и вор, он великий император. Помни на всю оставшуюся жизнь, что ты свидетель великого таинства.
Петр
Так ты, безносая, за мной пришла?
Женщина в черном
Вот, за каждым портретиком (Указывает на другие портреты на стенах) и буду по порядочку приходить. Исстрадались небось на этой грешной земле?
Петр
Но я, ведь, ничего не решил. Я должен написать завещание.
Женщина в черном
Поздновато с завещанием, Петруша, надумал. Все запутал, перепутал. Что завещать – то будешь? Все деньги на армию спустил и флот. Кто твой авторитет заменит? Кто столько загубленных душ на себя возьмет?
Петр
Господь простит меня. Я же из тюрем душегубов выпустил, простил долги и штрафы. Да и тело мое еще крепко. Совсем недавно пятьдесят стукнуло. Мои труды оценят потомки, я верю в это.
Женщина в черном
Может кто что и оценит, только после тебя бабы Россией править будут со своими фаворитами!
(Показывает на все женские портреты, висящие в комнате)
Вот они - красотки! Одна другой краше и одна другой чудней! Две Екатерины, две Анны и одна Елизавета!
Петр
Я….я…. я напишу завещание. (Говорит в бреду) Мой трон… мой город… армия… флот… все мое… все завещаю… мое царство…
Женщина в черном
Так бери бумагу и пиши свое завещание. Время есть.
(Протягивает ему бумагу, перо и чернильницу)
Петр
Вот, пишу…
(Неуверенно что – то чиркает на листе бумаги, лист и перо выпадают из его рук)
Женщина в черном
Что это? (Читает) «Отдайте все…» Кому и что ты хочешь отдать герр Питер?
Петр
Ты замучила меня вопросами, старуха… Вопросы….пытки…вопросы…казни… Как я устал! Уйдите все. Оставьте меня в покое… Я все… Я устал…Я все решу… потом решу… я все решу после…
Ванька
(закрывает лицо руками, в это время наступает тьма, когда появляется свет, комната Еропкина оказывается в первоначальном состоянии, только вместо белого платья в бриллиантах висит на веревке такой же формы, но простое черное платье)
Что это? Что это было? Изыди сатана! (Крестится) Ничего здесь, в комнате ценного нет, кроме нечистой силы. (Подходит к столику, накрытому красной тканью с черными кистями). Взгляну, что там, под покрывалом. Семь бед – один ответ! (Приподнимает покрывало и заглядывает). Свят, свят, свят! Какая гадость! Урод кунсткамеры! Зачем здесь держат такое безобразие?
(Быстро отходит от стола. Слышны голоса. В растерянности, Ванька мечется и прячется под стол, накрытый красной тканью)
Явление III
Волынский, Еропкин, Ванька (под столом)
Еропкин
(с большим свертком, который входя в комнату, кладет на карточный стол)
Не поверишь, Артемий, странные дела последнее время творятся со мной. Вот, приготовил комнату для мастерской и развесил в ней свои работы… А те, загадочные портреты царей снял…
Волынский
У тебя, друг, прекрасные работы. А центр Петербурга, просто чудо! Какие проспекты, першпективы!
Еропкин (не слушая Волынского)
И в этой комнате стали происходить загадочные вещи…
Волынский (смотрит на левую сторону, где висят портреты Петра I и Екатерины I)
Я вижу ты комнату вновь украсил портретами императора и императрицы. Петр, Екатерина… Сам нарисовал?
Еропкин
Да в том и дело, что я ничего не рисовал. До этого комната была пустая. Я успел только на стенах вывесить архитектурные чертежи и эскизы. Ах, да еще люстру подвесил к потолку, вот и все. А вдруг, смотри, чудеса да и только! Опять появились те же портреты царей…, какая – то веревка с крюком на конце вместо люстры, карточный столик, и какой – то ужасный столик, похожий на гробик. Я просто теряюсь в догадках!
Волынский (внимательно рассматривает центральную стену)
А вот и наш покойный оспушный император! Петр II! Не удалось Долгоруким его от смерти спасти и на своей сестренке женить. Оспа Африканушка не разбирается, кто царь, кто раб и всех косит.
Еропкин
Оспа и любовь минуют лишь немногих! Но он еще и простудился! Юный царь, царство ему небесное, был полковником Преображенского полка и прошел торжественным маршем во главе гвардии от Красных ворот до Кремля, долго простоял на литургии у Москва – реки на ветру и сильно простудился. Мне говорили, что он пробыл на морозе четыре часа и сразу по возвращении во дворец пожаловался на головную боль.
Волынский
Простыл или оспа его приняла, какая разница, раз вон эта жирная тетка (указывает на портрет Ивановны) у власти стала!
Еропкин
Тише!
Волынский
Чего боишься? Сам сказал, что здесь никого нет.
Еропкин
Уши всюду имеются!
Ванька
(делает неудачную попытку отползти от стола к выходу, снова прячется)
Вот те на! Кабинет – министр нашу матушку царицу Ивановну ругает. Неужели переворот задумал сделать? Уползать отсюда надо! Очень надо!
Волынский
Уши? Глаза? Надоело! Ивановне народом надо править, а не интриги плести… и под чужую дудку плясать.
Еропкин
Ты Бирона имеешь ввиду?
Волынский
Я всех имею ввиду вместе с Бироном, кто вокруг царской кружится…
(Подходит к правой стене)
Итак, вот Анна Леопольдовна с младенцем на руках. Икона и только! Впрочем Анна не с ребенком на руках, а всего лишь на третьем месяце. Но и в этом доля истины есть! А может быть доля мистики! И опять рядом портрет Елизаветы поместили. Ну, дочь Петра, но не царица! Нет, нет, все это бред и мистика. Еропкин, откуда у тебя все это?
Еропкин
Откуда? Оттуда! Сам не знаю откуда, и в догадках теряюсь. Кстати, совсем забыл, наш общий друг розенкрейцер Сен – Жермен мне вот этот сверток передал (подходит к карточному столику на котором лежит сверток) со словами что « для интерьера комнаты подойдет и будет полезным». (Разворачивает сверток).
Волынский
Да это же белое платье помещицы Ивановны! Я такое на ней только вчера видел, когда доклад ей во дворце делал. Зачем тебе это платье Сен – Жермен дал?
Еропкин
Повторяю, он дал мне это для интерьера комнаты.
Волынский
Ну, чудеса! Зачем мужику женское платье? А, понял. Тебе, Еропкин, предлагается на бал – маскарад пойти в женском платье.
Еропкин
Только этого мне и не хватало. Даже в таком роскошном платье человек мужского пола выглядит отвратительно. Повешу –ка я платье на веревку и крюк, раз уж он здесь торчит. Пусть висит этот наряд для интерьера. Странные подарки делает Сен – Жермен.
Волынский
У меня он тоже был. Говорил, что приехал в Россию по поручению короля Франции Людовика XV. Дело ясное. Хочет нас от австрийцев к французам переманить. Думаю и бриллиантов для этого навез. Вон их сколько на платье и даже нитки золотые! Взятку тебе, Еропкин, дают, что б на французов работал. Так что срезай камушки, прячь их в кисет и… твое дело табак.
Еропкин
Если это так, то не мне, а тебе дают взятку, через меня. Все знают, что я твой близкий друг. Но, какая польза от архитектора? А вот от кабинет – министра, да еще от единственного, кто докладывает помещице Ивановне, очень большая польза!
Волынский
Покупать – то надо не меня, а нашу немчуру – Остермана, Миниха, Бирона. Остерман, наш вице-канцлер, душа русско – австрийского альянса, а Миних и Бирон на французов поглядывают. Но всех в России покупать надо. Но тут главное еще и турецкие дела. У России с Австрией против турок полное единство, а вот с Францией – проблемы. А тут еще Белградский мир, срамной мир! Мало мы чего у турок оттяпали. Весь пыл войск на марши фельдмаршала Миниха по степям ушел. Только погоношились. Нет, думаю, что союз с Францией невозможен.
Еропкин
Этот розенкрейцер Сен – Жермен делает ставку на тебя и Анну Леопольдовну, правда мосты подбивает и к Елизавете Петровне.
Волынский
Чтобы что – то решать, надо ждать еще полгода. Анна должна наследника престола родить, а там… может что и изменится. (Подходит к портрету Анны с ребенком на руках). Погоди, погоди, дай наследнику престола появиться на свет, там уж все решим. И с французами и с Бироном! Кукиш Бирону я покажу! Я буду регентом!
Еропкин
Тише, тише… Голову хочешь потерять? Вдруг кто услышит!
Волынский
Какой ты пугливый!
Еропкин
Будешь тут напуганный, когда идешь в одну комнату, а попадаешь в другую. Да еще с этим странным гробиком.
(Подходит к тумбочке в виде гробика и заглядывает под материю. Ванька Каин замирает под тумбочкой. Еропкин что-то увидев под материей, в ужасе отступает, опустив траурное покрывало)
Волынский
Что с тобой? Что ты там увидел? Какое чудо–юдо?
Еропкин
Страшное чудо! Теперь ты не пугайся. Там… там…
Волынский
Ну? Ну… не томи…
Еропкин
Там такое… там… нет я не могу…
Волынский
Еропкин, хватит, не дрожжи, говори, что там?
Еропкин
Можешь считать меня сумасшедшим, но там… твоя голова!
Волынский
Что-о-о-о? Моя голова?
(Заглядывает под красное покрывало с черными кистями и пораженный увиденным отступает назад)
Не может быть! Боже! Моя голова в спиртовой банке! Что – то мне не по себе. Пойдем отсюда Еропкин!
Еропкин
Мистика! А может все это розенкрейцер Сен – Жермен устроил?
Волынский
Еропкин, пойдем отсюда! Здесь нечисто!
Еропкин
Пойдем, пойдем, Артемий! Не переживай, даст Бог и все установится!
(Уходят. Ванька Каин вылезает из- под стола)
Ванька Каин
Вот это да! Голова живого человека заспиртована, а он, чуть ни мертвый, ее разглядывает… Гляну – ка и я!
(Срывает покрывало. На столике открывается банка с головой и перекошенным открытым ртом без языка. Голова похожа на голову Волынского)
Страх какой! Голова болтается в спирту, а ее хозяин ходит с другой головой и рассуждает о власти. И кому верить в этой России, живым или мертвым!? Страшно, но возьму – ка я банку с головой, может и продам диковинку за хорошую цену. Мертвая голова живого кабинет – министра чего – нибудь да стоит.
(Уходит)
Занавес
Свидетельство о публикации №217022200797