Цепная эпопея

     Стояло начало осени. За окном то и дело срывались с веток и, кружась, падали на землю желтые листья. Директор ООО «Термопласт-Траст» Галактионов рассматривал на мониторе персонального компьютера дорогие марки автомобилей, как вдруг в дверь кабинета постучали. Почти сразу же за стуком дверь приоткрылась и в проеме появилась лысая голова.
     - Можно войти?- поинтересовалась голова скрипучим голосом.
     Пока Галактионов что-либо успел ответить, проситель оказался в кабинете целиком. Директор узнал в нем водителя автопогрузчика Тюлькина.
     - Мне осталось два года до пенсии,- начал Тюлькин, теребя в руках промасленную бейсболку,- у меня радикулит, низкий гемоглобин, у меня, извините, геморрой! Врачи запрещают мне заниматься тяжелым физическим трудом. Можете спросить у моей жены, я и дома не…
     - Что тебе надо от меня, в конце концов?- перебил его Галактионов.-  Думаешь, я – проктолог или знахарь какой? Ты на работе целый день крутишь только руль, между прочим, с гидроусилителем. Даже малый ребенок легко справится с таким. Какой же это тяжелый труд?!
     - А такой – скоро опять зима! - ответил на это сварливым тоном водитель автопогрузчика. – У меня все колеса лысые и я опять начну буксовать по первому же снегу. Вы уже третий год обещаете купить для автопогрузчика противобуксовочные цепи. Зимой то и дело мне приходится вылезать из кабины и расчищать лопатой дорогу. А у меня, сами знаете, радикулит, анемия и геморрой. Жена моя измучилась мазать меня разными кремами! Она сама у меня вся больная и…
     - Купим тебе цепи!- опять перебил его директор, боясь, что тот начнет перечислять еще и болезни своей жены.- Иди, работай.

     По уходу посетителя, Галактионов посидел еще некоторое время в задумчивости, затем обратил свой взор в интернет. Ближайшая фирма по изготовлению противобуксовочных цепей оказалась в соседнем городке, до которого было от силы двадцать километров. Он тут же позвонил по указанному телефону.
     Елейный мужской голос пообещал выполнить заказ быстро и недорого. В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что «быстро» означало полторы месяца, а «недорого» - чуть меньше стоимости нового колеса автопогрузчика.
     «До первых заморозков успеем!» - подумал Галактионов, и согласился со сроками и с ценой заказа, в том числе с пятьюдесятью процентной предоплатой.
     - Сообщите нам размеры колес вашего автопогрузчика,- попросил на прощание елейный голос на том конце провода.
     Положив трубку, директор вызвал к себе пожилого технолога Стопоренко, велел ему замерить колеса автопогрузчика и сообщить результаты в фирму-изготовитель.

     Директор Галактионов сидел в своем кабинете. За окном живописными горками высились снежные сугробы, а дед Мороз все сыпал и сыпал новые снежинки, причудливо кружа их над землей. До нового года оставались считанные дни.
     И тут на столе зазвонил телефон.
     - Здравствуйте! Ваши цепи готовы, можете приехать за ними,- жизнерадостно сообщил из трубки до боли знакомый голос.
     - Какие цепи? – не сразу смог вспомнить, о чем речь, Галактионов.
     - Противобуксовочные цепи для вашего автопогрузчика,- учтиво напомнил ему тот же голос. – Не забудьте перечислить на наш счет оставшуюся сумму, прежде чем приехать.
     Положив трубку, директор вызвал к себе снабженца Шестопалова,  поручил ему организовать доставку противобуксовочных цепей непременно попутным грузом; чтобы, не дай бог, зря не гнать многотонный «КамАЗ» из-за такой мелочи лишние сорок километров.

     Директор Галактионов сидел в своем кабинете. За окном, хищно завывая, кружились настоящие февральские метели, хотя не успел отгреметь еще и январь - первый месяц нового года. Вдруг в дверь постучали, и в проеме появилась лысая голова Тюлькина – водителя погрузчика.
     - Что у тебя опять? – первым спросил Галактионов, наивно надеясь отбить у вошедшего желания перечислить свои болячки.
     - Все то же самое: радикулит, анемия и геморрой,- заученно ответил водитель автопогрузчика,- потому, как всю зиму разгребаю снег лопатой, чтобы проехать. Видите, сколько опять намело?
     - Как разгребаешь?! Тебе же купили цепи!
     - Купили, спасибо! Вчера привезли. Мы с женой весь вечер радовались такому событию!.. Сегодня с утра начал натягивать цепи на колеса,- не подходят, туды их растуды!..
     - А ты правильно их натягивал?- спросил директор на всякий случай.
     - Куда уж правильнее!- почти обиделся Тюлькин.- Думаете, мне приятно всю зиму лопатой махать при моем-то здоровье?
     - Ничего, еще не вся зима, впереди - холодные февраль, март; если повезет, и апрель…- не совсем удачно попытался успокоить директор подчиненного.- После обеда приду в гараж, разберемся.

     Когда Галактионов пришел в гараж, там уже толпились главный инженер Бурмистров, снабженец Шестопалов, начальник гаража Угаров, инженер по охране труда Айяйкина и технолог Стопоренко. Все они почти хором наперебой давали разные советы водителю автопогрузчика Тюлькину. Последний, выпучив глаза и кряхтя, по советам подсказчиков пробовал натягивать цепи на колесо, но ничего не получалось.
     - Как же ты мерил?!- набросился главный инженер Бурмистров на технолога Стопоренко, после очередной неудачной попытки застегнуть цепи вокруг колеса.
     - Как, как? Замерил диаметр и ширину, как просили,- оправдывался пожилой технолог. – Как же еще мерить?! Диаметр колеса – один метр ровно, ширина – двадцать сантиметров…
     - Дай-ка мне рулетку!- Бурмистров сам начинает мерить и у него получаются точно такие же результаты.
     - Хм!- заключает он, задумавшись. – А сколько длина цепей?
     - Два восемьдесят пять,- как на экзамене, отвечает ему Стопоренко.
     Бурмистров вновь задумывается. Вдруг его осеняет:
     - Надо замерить длину окружности колеса! – восклицает он, и обращается к Стопоренко. – Держи ленту, будем мерить окружность колеса.
     - Я и так могу сказать, три метра четырнадцать сантиметров!- заявляет технолог, напустив на себя важность.
     - Откуда знаешь, ты же не мерил окружность?- недоверчиво смотрит на него Бурмистров.
     - Элементарно, диаметр умножаем на «пи»!- решает блеснуть своей  эрудицией Стопоренко.
     - Ты перестань выражаться при женщине!- набрасывается опять на него Бурмистров, скосив взгляд на густо покрасневшую Айяйкину.
     - Никто и не выражается!- огрызается Стопоренко.- «Пи» это международное математическое число, равняется трем целым четырнадцати сотым…
     - Скажи тогда, раз такой умный, почему цепь плотно не обтягивает колесо, а болтается?- продолжает наседать на него Бурмистров.- А должно быть наоборот – цепи-то короче будут окружности колеса.
     - Тут нужны знания по геометрии, а не только по математике,- говорит назидательно Стопоренко,- потому как цепи должны обхватывать колесо по меньшему диаметру. Иначе они постоянно будут слетать с колес…
     Послушав еще несколько минут споривших, так и не пришедших к разумному решению, директор выносит вердикт:
     - Завтра вызовем представителей изготовителя. Пусть разбираются.

     В одно февральское морозное утро Галактионова в его приемной ожидал гость – молодой человек лет двадцати пяти с приятными манерами и с елейным голосом, который представился директором фирмы по изготовлению противобуксовочных цепей. Два директора  прошли до гаража. После недолгих разбирательств, гость признал явные ошибки со стороны его фирмы и увез цепи с собой, пообещав устранить брак «оперативно».

     Ясным майским днем Галактионов шел по территории вверенного ему предприятия и по-хозяйски отмечал про себя недоделки и недостатки, коих, впрочем, хватало. Там и тут валялись ржавые куски металлолома, обломки шифера и старых кирпичей; кое-где из-под асфальта пробивалась трава. Обо всем этом безобразии на ближайшей планерке директор собирался указать начальникам соответствующих участков. Тут он увидел прямо по курсу своего движения старый автопогрузчик и его водителя Тюлькина, который с кисточкой в руке аккуратно подкрашивал проржавевшие рогатулины подъемника. Пытаться свернуть было поздно, и директор столкнулся с Тюлькиным почти нос к носу.
     - Ну как, не буксуешь больше?- участливо спросил Галактионов, после того, как поздоровались.
     - Нет, конечно, – ответил водитель автопогрузчика, слегка удивившись. - Асфальт же кругом!
     - Я имел в виду – зимой,- немного сконфузился директор.- Помогли противобуксовочные цепи? Между прочим, немалых денег стоят!
     - Немалых денег, говорите? – повторил Тюлькин, уныло.- Цепи привезли тогда в самом конце марта, когда уже снега почти не осталось. Но, оказалось, совсем другие. Мы с мужиками в гараже предположили, что для колес «Уазика». Естественно, ваш снабженец опять увез их обратно. И я больше не видел ни снабженца, ни цепи. Вот, случилось бы так однажды с моим радикулитом, геморроем и анемией!..

     Расставшись с водителем автопогрузчика и пройдя дальше несколько шагов, Галактионов вздохнул полной грудью ласкового весеннего воздуха. До осени оставались еще три прекрасных летних месяца. Ничто не напоминало, что скоро опять наступит зима и выпадет снег.


Рецензии