Сакральное число

А.Н.ПАВЛОВ

САКРАЛЬНОЕ ЧИСЛО

 Эх, тройка! … кто тебя выдумал? 
Н.В.Гоголь

          Число три представляется мне как нечто сакральное. В нём   скрыта какая-то мистика.
          Рождение, жизнь и смерть. Это касается не только биоферы, но и косной материи. У  И.С. Шкловского по этому поводу написано довольно много. Например, книга «Звёзды: их рождение, жизнь и смерть [1984]. Сегодня – широко известная истина.
           Прошлое, настоящее и будущее. Временные категории. В будничном проявлении мы сталкивемся  с ними постоянно: вчера-сегодня- завтра.
           Длина, ширина, высота. Понятные для всех характеристики пространства. Пространства другой мерности – это плод нашего изощрённого ума.
            Есть истина и ложь. Остальное всё от лукавого [Библия]. По-существу, это логика исключённого третьего Аристотеля: да-нет. Третья же составляющая (от лукавого) предстваляет собой то, что спрятано между истиной и ложью – вероятность чего-то ещё. Известна, например,  трёхзначная  логика  Яна Лукасевича. Каким-то внутренним чутьём мы понимаем неполноту классической логики и дополняем её третьей составляющей как мерой нашего незнания.
             Святая Троица.
              Символ Веры. В православии основным Символом Веры является провозглашение Троицы. В первом послании Апостола Иоанна этот Символ сформулирован таким образом:
Ибо три свидетельствуют на небе:
Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (Гл. 5, п.7).
Такое триединство, три одинаковые категории, три Бога в Одном оказалось довольно сложным для обычного логического восприятия. Человеческий ум всегда искал аналогии в окружающей его жизни. И в данном случае он их не находил. Борис Викторович Раушенбах впервые исследовал Символ Веры с логических позиций [2001]. Он рассмотрел его как задачу по поиску доказательства логической изоморфности Троицы и некоторого математического объекта. Для этого им был проведён анализ известных свойств Св. Троицы, которые он сгруппировал следующим образом:
1. Триединость. Единый Бог и Троица одно и то же.
2. Единосущность. Каждое лицо является Богом.
3. Нераздельность. Все Лица Троицы всегда выступают вместе, только вместе и ни при каких обстоятельствах отдельно друг от друга.
4. Соприсносущность. Отец, Сын и Св. Дух существуют только и всегда совместно.
5. Специфичность. Борис Викторович условно обозначает это свойство как «специализированную работу» каждого Лица Троицы. Он приводит в качестве примера выдержку из молитвы «Сподоби Господи», которая читается на вечерней службе: 
          Господи, научи мя…Владыко, вразуми мя…Святый, просвети мя...
• Бог-Отец учит, Сын вразумляет, Святый Дух просвещает.
6. Взаимодействие. Имеется в виду факт существования некоего «процесса». Этот «процесс» для нас скрыт и непознаваем, поскольку непознаваем Бог. Он отражает жизнь Бога в себе. Из неё нам известны, по существу, только два факта. Сын рождён от Отца. От Отца же исходит и Дух Святой. И более мы ничего не знаем. Исследования Б.В. Раушенбаха показали, что названным шести свойствам в математике полностью отвечает обычный вектор.
             Я не буду здесь пересказывать доказательство Бориса Викторовича. Каждый может познакомиться с ними сам. Обращу лишь внимание на то удивление, которое вызвал этот результат у самого автора. Он поразился тому, «что отцы Церкви сумели сформулировать эту совокупность свойств, не имея возможности обратиться к математике».
              Они, видимо, интуитивно чувствовали, что любые отклонения от совокупности этих свойств пагубны для православия и потому оценивали их как ересь. Борис Викторович очень деликатно и бережно отнёсся к предмету своего исследования. Он пишет, что его векторная модель не имеет никакого отношения к богословию и догматам Церкви. Она лишь показывает, что «формальная логика допускает существование триединых объектов, по своей логической структуре аналогичных Троице».
               Материальная Троица.
               Можно увидеть  аналогии между свойствами Св. Троицы и свойствами нашего триединого мира. Представим себе следующие соответствия:
1. Бог-Отец. Он Творец всего, что записано в Бытие: неба, земли, звёзд, человека и т. д. Всё это в сегодняшнем понимании является физической материей.
2. Слово или Бог-Сын это то, что можно назвать информацией. Посредством Слова (от Бога-Сына, Иисуса Христа) люди узнали о том, что помимо привычного им физического мира существует ещё и мир идеальный, который нельзя пощупать и увидеть и что миры эти связаны, скорей всего симметричны.
3. Святый Дух, третью Ипостась Святого Символа Веры уподобить, иначе, как Миру духовному (Д), пожалуй, и нельзя.
               Обратимся ещё раз к словам молитвы:
 Господи, научи мя…Владыко, вразуми мя…Святый, просвети мя...
Эти три обращения показывают, что, если к ним применить наши соответствия, то мы получим вполне научные тезисы.
– Физический мир (М) учит нас.
– Информация (И) как некая иррациональная форма знания вразумляет нас, т.е. позволяет выводить новые истины. Напомним, что в современной науке такие истины называются легислативными.  Главные же, невыводимые, истины человеку даются извне. Они приходят «из другого источника» и являются действительным просвещением.
            Связь Святой Троицы с Материальной Троицей.
            Обратимся к свойствам триединой Единицы (и Св. Троицы и изоморфной для неё логической структуры вектора), но уже по отношению к трём материальным мирам – М, И, Д.
1. Триединость. М и И – это установленные формы материи (Грубой и Тонкой). Д – Огненный Мир (психическая энергия) потенциально пока лишь декларируемая как материя (в Небесных Диктантах Б.Н. Абрамова). Триединость этих миров вытекает из их общей принадлежности к Материи.
2. Единосущность. Каждая «Ипостась» Триединого мира является материей.
3. Неразделимость. Все «Лица» Материальной Троицы всегда выступают вместе, только вместе и ни при каких обстоятельствах отдельно друг от друга. Материя неразделима. Этот факт хорошо проявляется в энтропийной связи М, И, Д [Павлов, 2004].
4. Соприсносущность. М, И, Д действуют только и всегда совместно. На мой взгляд, это очевидно. Не бывает материи без информации, а информации без мира духовного. Причём всё это в любом порядке.
5. Специфичность. Каждый из двух миров М и И выполняет свои функции в соответствии с представлениями об энергетической и структурной энтропии. Возможность же такого функционирования обусловлена наличием мира Д (наука, культура, религия).
6. Взаимодействие. Так же как и для Символа Веры (Св. Троицы), речь идёт о существовании некоего «процесса», который в своём полном объёме для нас является загадкой. И, возможно, загадкой вечной, как и Бог. Чтобы выдвинутые аналогии не позволили причислить меня к еретикам, следует подчеркнуть, что соответствия Св. Троицы и Материальной Троицы не есть тождества и не есть даже копии. Это именно аналогии разных сторон Жизни, для которых существует изоморфная им по логике математическая структура в виде вектора.
5. Можно построить Матрицу целостности: Символы Св. Веры и Материальной Троицы должны как-то сосуществовать. И это сосуществование определённым образом преломляется в Человеке. Снова обратившись к векторной аналогии, можно сделать ещё один логический шаг. Известно, что векторы являются тензорами первого ранга и, в случае, когда речь идёт об их связи, то такая связь выражается через тензор второго ранга. Количество компонент такого тензора определяется числом девять – в виде матрицы 3х3, поскольку в математике число компонент тензора вычисляется как 3 n , где n – ранг тензора.
            Если Человека рассматривать как объект (Ч), в котором свойства двух Троиц (Святой и Материальной) как-то отражены, то запись такого объекта будет выглядеть следующим образом:
Ч 11 Ч 12 Ч 13
Ч 21 Ч 22 Ч 23
Ч 31 Ч 32 Ч 33
Этот тензор можно назвать матрицей целостности. Каждая Троица определена ней, как уже указывалось, шестью независимыми свойствами. Тогда диагональная сопряжённость этих свойств (числа матрицы Ч11,Ч22 и Ч33) должна принадлежать как свойствам Св. Троицы, так и свойствам Троицы Материальной. Эти три свойства принадлежат одновременно и Материи и Богу (симметричному миру).
         Обозначим их в следующем порядке: 
Ч11. Взаимодействие. Пока что неизвестный нам процесс, который определяет соприсносущность и неразделимость двух троичных символов (Святой и Материальной Троиц). 
Ч22. Соприсносущность. Каждое Лицо Св. Троицы и каждый соответствующий им элементный вид в Материальной Троице (М,И,Д) всегда действуют вместе. 
Ч33. Неразделимость. Св. Троица и Троица Материальная всегда выступают вместе.
           Триединость есть наиболее общее свойство Мира. В нём проявляется его целостность. Законы сохранения в матрице целостности определяет диагональ Ч11, Ч22, Ч33. Она оформляет симметричность Мира и потому фундаментальна.  Можно предполагать, что сама матрица Ч представляет собой некий оператор симметричного преобразования между миром, в котором мы живем, и миром, оформленным религиозными догмами, как наши теологические представления, без которых человечество не может существовать. В таком варианте локальность законов сохранения выглядит естественной, поскольку она касается лишь материи в довольно примитивном её виде. Можно думать, что другие законы сохранения существуют ещё и в информационном поле, а также могут быть распространены и на симметричный мир, являющийся «материальным» в наших религиозных верованиях.
       Человек живет сразу в трех мирах: материальном, информационном и духовном. Безусловно, они связаны. По крайней мере, хотя бы в самом человеке. Но может быть и больше. Может быть и без человека. Может быть, человек — это лишь частное проявление такой связи. Материальный мир мы воспринимаем в ощущениях (прямо или косвенно через приборы). Однако, объективно он, по-видимому, неизмеримо больше. Информация — это то, что нам известно о мире, точнее, может быть известно. Наверное, это знание о мире со всеми его правдами и неправдами, иллюзиями и реалиями. Существует ли информация вне нас? Конечно. Ведь это ни что иное, как разнообразие, как свойства, с помощью которых всё общается, взаимодействует и воспроизводится. Материя проявляется в информации. Духовный мир. Он построен человеком, он им как бы вычислен. Но может ли человек придумать то, чего нет? На наш взгляд, не может. Он не Бог! В этом смысле никакой собственной фантазией человек не обладает. Он фантазирует лишь то, что ему разрешено генетически. Он выдумывает только то, что есть в доступном ему окружении, в рамках информационного поля.
            Обратим внимание на то, что во всех этих построениях присутствует число три. Создаётся впечатление, что именно на нём построен МИР.
                *      
Свобода, равенство и братство – императив Великой Французкой революции. Он звучит сильно и красиво. Но эти три понятия как некий призыв имеют смысл только тогда, когда они записаны или произносятся как  некая ТРОИЦА.
    Взятые розно, эти слова создют ауру некой опасности.
Свобода…? Это что полная независимость от чего бы то ни было? Делай и поступай всякий как хочет. А чего этот кажый может захотеть? Мне кажется, по этому поводу прекрасно высказался А.М.Городницкий:

Некрасов, Добролюбов, Чернышевский,
Дорогу в революцию нашедший,
Что делать знавший и с чего начать,
О вас все чаще думаем сегодня, –
На вас благословение Господне
И каинова вечная печать.
Те приступы историобоязни,
Что после привели к гражданской казни,
Уже не могут кончиться добром.
Царей и царств нарушена отрада.
Ах, Николай Гаврилович, не надо
Заигрывать с крестьянским топором!

Да! Поиски свободы часто приводили к топору.
       Господи! Кто только не  писал и не говорил о СВОБОДЕ. У Николая Языкова, к примеру, столько стихов связано с этим словом. А ведь он был крепостник и очень богатый человек.  Разве он думал о крестьянах, хотя бы о своих. Да только ли он один? О какой свободе и для кого пели гении русской поэзии. Вот ведь и у А.С. Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,

А сколько было восстаний, теперь можно сказать и революций? И все хотели СВОБОДЫ.
        Так что понятие СВОБОДА имеет много смыслов и выглядит довольно неопределённо.
        РАВЕНСТВО? Все мы люди. Но и только. Мы разные. Так было всегда, так есть и так будет. Равенство – перед чем. Наверное, нужен какой-то эталон, мерило какое-то. А где его взять. В рамках свободы, каждый может предложить своё. И борьба за идеалы приводит к созданию миражей реальной жизни. А сколько при этом уничтожается людей и проливается крови!
         И, может быть самое главное, не получается ожидаемых результатов.
        БРАТСТВО. Думаю, что это понятие придаёт смысл первым двум составляющим императиву Великой Французской революции. Только при его участии СВОБОДА и РАВЕНСТВО могут состояться, хотя бы в принципе. Ведь братья это родственники по крови. Они не чужие друг другу генетически.
         Поэтому в их ДУШАХ, СЕРДЦАХ и ГОЛОВАХ понятия СВОБОДА  и РАВЕНСТВО должны бы восприниматься одинаково.
         ОНИ БРАТЬЯ! И этим всё сказано.

Звучит, может быть фантастично, но ведь это так.


Рецензии